Куда сходить в апреле: 5 выставок в московских музеях

Собрали пять выставок, открывающихся в московских музеях в апреле. Архитектура, живопись, скульптура  каждый любитель искусства найдет что-то для себя. 

1. Экологическая архитектура в Музее имени Щусева

6–28 апреля

Воздвиженка, 5/25

В Аптекарском приказе открывается выставка “Эмилио Амбас: от архитектуры к природе”, рассказывающая об инновационных работах выдающегося американского архитектора, промышленного дизайнера и куратора музейных выставок. У Эмилио Амбаса биография гения: он родился в Аргентине, учился в Принстоне, где за два года получил степени бакалавра и магистра архитектуры, семь лет был куратором отдела архитектуры и дизайна МоМА в Нью-Йорке и ушел из музея на пике карьеры, потому что хотел быть практикующим архитектором и промышленным дизайнером одновременно.

Частный дом под Севильей Casa de Retiro Espiritual, 2004.
© Emilio Ambasz

Собственное бюро он открыл в 1976-м — и в том же году запатентовал первый в мире стул с саморегулирующейся спинкой. Еще одно его изобретение положило начало целому направлению в архитектуре. Эмилио Амбас первым предложил вырастить на фасаде городского здания вертикальный сад. Это было двадцать лет назад, с тех пор по всему миру осуществлено множество проектов, основанных на этой идее. 

Культурный и атлетический центр Mycal, 1990.
© Emilio Ambasz

Его собственный дом в Севилье стал отдельной темой выставки в МоМА — он сделан так, что кажется частью ландшафта. Он проектирует больницы, похожие на оранжереи, и коммерческие центры с огромными террасными парками внутри. Одним словом, это человек, который упорно претворяет в жизнь собственные мечты о прекрасном мире, в котором архитектура является продолжением природы, и очень хочется, чтобы ему и дальше все удавалось. 

Глазной центр Banca dell’Occhio, 2009.
© Emilio Ambasz

Комплекс ACROS, 1990.
© Emilio Ambasz

2. Выставка “Александр II Освободитель. 200 лет со дня рождения” в Историческом музее

3 апреля — 15 октября

Красная площадь, 1

17 апреля 2018 года исполняется 200 лет со дня рождения императора Александра II (1818–1881), правителя, который отменил в России крепостное право. Государственный исторический музей, воздавая должное своему основателю и выдающемуся реформатору, открывает масштабный выставочный проект, цель которого — беспристрастно рассказать об императоре как о человеке, чья судьба оказалась более чем трагична. Гибель Александра II, ставшего жертвой зарождавшегося русского терроризма, явилась грозной предвестницей грядущего кровопролитного столкновения власти и общества.

Портрет цесаревича Александра Николаевича. Фридрих Иенцен с оригинала Ф. Крюгера 1846 года. Бумага, литография.

В зале, посвященном реформам, можно будет увидеть историческую реликвию, которой была поставлена точка в 300-летней истории крепостничества — гусиное перо, заключенное в деревянную рамку, наверху которой сделанная чернилами надпись: “Этим пером подписан журнал заседания общего собрания Государственного совета под личным председательством Государя Императора об упразднении крепостного права. 28 января 1861 года”.

Портрет цесаревича Александра Николаевича. Луи Рене Люсьен Ролле с оригинала Ф. Крюгера 1847 года. После 1850. Бумага, акватинта, офорт.

На выставке будут представлены также личные вещи и автографы императора; портреты монарха, членов императорской фамилии, крупных государственных и общественных деятелей второй половины XIX века; сюжетная живопись и графика по теме коронации, придворного быта и царских охот. 

Портрет цесаревича Александра Николаевича. Иван Андреевич Винберг, 1850–1851. Кость, акварель, гуашь.

3. “Футбол и не только” в Новой Третьяковке

19 апреля — 9 сентября

Крымский Вал, 10 

К чемпионату мира по футболу Третьяковская галерея приготовила выставку скульптурных работ 1930–1990-х годов. Ее стоит посмотреть хотя бы ради знаменитой “Девушки с веслом” Ивана Шадра. Обнаженная женская фигура двенадцатиметровой высоты, символ эмансипации и здорового образа жизни, создавалась для ЦПКиО имени Горького: она должна была стать доминантой центрального бассейна с фонтанами.

И. Д. Шадр “Девушка с веслом”, эскиз статуи для ЦПКиО им А. М. Горького, Москва, 1934–1935. Бронза.

Шадр начал работу над скульптурой в 1934 году, через год она была установлена в парке, но простояла недолго, потому что девушка была вызывающе сексуальна. Через год Шадр создал новую версию, уменьшив фигуру до восьми метров и изменив ее пропорции. Скульптуру поставили в центр фонтана, но в 1941 году при бомбежке она была разрушена.

О. Б. Косткевич “Футбол”, 1983. Бронза.

В экспозицию вошли и другие шедевры сталинского времени: “Физкультурница” Янсон-Манизер, “Хоккеисты” Чайкова и “Футболисты” Дейнеки, а также его менее известные “Эстафета”, “Стометровка” и “Перед стартом”.

А. А. Дейнека “Футболисты”, 1948–1955. Медь.

4. Живопись Екатерины Григорьевой в выставочном зале Музея А. С. Пушкина на Арбате

20 апреля — 20 мая

Арбат, 53

В основе ранней живописи Григорьевой — переосмысление искусства Роберта Фалька, да и вообще московского искусства 1920–1930-х годов. Что вполне объяснимо: отец Григорьевой Евгений Михайлович Шиллинг был автором первого манифеста Союза художников и поэтов “Искусство — жизнь” (впоследствии — общество “Маковец”). Помимо художников, в деятельности “Маковца” участвовали Велимир Хлебников, Борис Пастернак, отец Павел Флоренский… Поэт и путешественник, Шиллинг в 1950-х брал дочь в этнографические экспедиции по Дагестану в качестве художника, и с этого времени ведется отсчет ее художественного творчества.

В давнем издании Екатерина Григорьева рассказывала о себе: “Мир мещанский для меня — моя тема. Вещички, кружевца, все то, на чем держится доброе начало. Все это нежно, невинно, незащищенно, уязвимо (может, и не уязвимо — своей правотой) и вечно”.

По причине кажущегося легкомыслия работы Григорьевой в 1970–1980-е годы не раз снимали с официальных выставок. Тем не менее ее искусство предопределило появление значительных мастеров следующего поколения. Нынешняя выставка, подготовленная галереей “Ковчег” и музеем А. С. Пушкина к 90-летию художника — вероятно, первый опыт соединения в камерном музейном пространстве произведений Екатерины Григорьевой из заметных коллекций, государственных и частных.

5. Искусство эпохи Мин в Музеях Московского Кремля

17 апреля — 25 июля

“Династия Мин: сияние учености” — так называется выставка из собрания Шанхайского художественного музея, посвященная искусству эпохи Мин (1368–1644). В Китае считают, что эту эпоху отличает культ знаний, который привел к массовому увлечению литературой, музыкой и философией. На выставке можно увидеть мебель того времени (шанхайская коллекция китайской мебели считается лучшей в мире) и, конечно, знаменитый фарфор. Китайцы изобрели состав твердого фарфора примерно в VI веке, за тысячу лет до того, как его научились производить в Европе. Еще пять веков понадобилось, чтобы довести технологию изготовления фарфоровых сосудов до совершенства.

Когда голландские корабли привезли на родину первые китайские вазы, европейцы были потрясены: они никогда не видели такой легкой, тонкой, богато украшенной посуды. Фарфор эпохи Мин был безупречен, и выставка дает возможность в этом убедиться.

Фигура человека на льде. Цзиндэчжэнь. Династия Мин, период Ваньли (1573–1620). Фарфор.
© Shanghai Museum

Одним из главных экспонатов является великолепная процессия — набор из 66 фарфоровых фигур почетного эскорта: ученых, военных, музыкантов — конных и пеших, молодых и пожилых, одетых соответственно их рангу и социальному положению, выполняющих каждый свою функцию. Эта группа предположительно была найдена в захоронении представителей императорской фамилии, однако точная принадлежность ее неизвестна. Помещение такого эскорта в гробницу означало, что после смерти человек также будет занимать высокие должности и пользоваться теми же благами, что и при жизни. 

Курильница в форме утки. Цзиндэчжэнь. Династия Мин, период  Чэнхуа (1465–1487). Фарфор.
© Shanghai Museum

Кресло в форме шапки чиновника. Династия Мин (1368–1644). Железное дерево.
© Shanghai Museum

читайте также

Комментарии