Выставка “Особая мебель” Дональда Джадда в музее Сан-Франциско

В МоМА Сан-Франциско открылась выставка мебели из коллекции художника Дональда Джадда.

У зрителя, который впервые попал на выставку работ Дональда Джадда, обычно возникают вопросы: что это и зачем? Зачем, например, эти полки, которые растут от пола до потолка, превращаясь в единый прямоугольный массив. Или коробки, прикрепленные к стене или стоящие на полу, — что это такое? Для мебели они слишком просты, для скульптуры — недостаточно эмоциональны.

101 Spring Street, Нью-Йорк. Дональд Джадд, Fourth Floor Table 19 and Fourth Floor Low Table 18 (оба 1981), и Serving Table 64 and Cart 62 (оба 1985); Геррит Ритвельд, Zig-Zag Chairs (1934); и неизвестное шведское кресло.

В начале 60-х, когда Дональд Джадд начал регулярно выставлять свои объекты в американских и европейских галереях, его эксперименты с формой вызывали примерно те же вопросы. Он отвечал, что простая работа по силе воздействия может превосходить более сложную.

101 Spring  Street, Нью-Йорк. Алвар Аалто, Stool 60, Chairs  21, Table 70 (all  1932–33); Дональд Джадд, Library  Shelves (1973).

“Обычно, когда кто-то называет что-то слишком простым, это всего лишь значит, что люди смотрят на объект и не находят в нем тех элементов, к которым они привыкли. Они при этом не замечают и те элементы, которые там присутствуют. Важно, чтобы эта масса деталей, которую они не замечают, работала как одно целое, одним массивом, и по-настоящему это достигается только в очень хороших работах. Все это не так просто, как вам кажется”, — сказал художник в одном из интервью.

Стать дизайнером мебели его вынудила необходимость: в 1968 году Джадд купил пятиэтажное здание старинной швейной фабрики в нью-йоркском Сохо, а девять лет спустя — помещения бывшей военной базы в техасском городе с русским именем Марфа. Оба пространства нужно было превратить в арт-резиденции. К 1984 году Джадд разработал две линейки мебели, деревянной и металлической, и провел первую выставку своих дизайнерских работ.

Архитектурная студия, Марфа, Техас. Альвар Аалто, Stool 60 (1932–33); Дональд Джадд, 49.5-Inch Frame Table 70 (1989); Людвиг Мис ван дер Роэ, MR Side Chair (1927); Геррит Ритвельд, Red Blue Chair (1918–23); Карл Траберт, Desk Lamp (ca. 1930).

Выставка в Музее современного искусства Сан-Франциско называется Donald Judd: Specific Furniture (“Дональд Джадд: Особая мебель”) по аналогии с книгой Specific Оbjects, которую художник написал в 1965 году. Дональд Джадд предстает здесь не только как дизайнер, но и как коллекционер: в его домах стояли предметы Алвара Аалто и Людвига Мис ван дер Роэ, Геррита Ритвельда и Рудольфа Шиндлера. Экспозиция лишний раз напоминает о том, что грань между искусством и дизайном становится почти неразличимой, хотя Дональд Джадд считал, что она очевидна.


Фото: Архив пресс-службы

читайте также

Комментарии