Куда сходить в сентябре: 10 событий в Москве

Пикассо, Дейнека, Кабаковы, Рерихи, Уно Моралес и архитекторы Катара — плотность событий подсказывает, что летние каникулы закончились.

1. Выставка “Рерихи. Сохраняя культуру” в Музее Востока

3 сентября — 31 октября

Столетие со дня своего основания Музей Востока отмечает масштабной выставкой, объединяющей работы Святослава, Николая и Елены Рерихов. В экспозицию вошли этюды из “Гималайской серии” Николая Рериха и зарисовки индийского быта, сделанные его сыном Святославом.

Н. К. Рерих “Терра славоника” (“Земля славянская”), 1943 год. Холст, темпера.

Интригой выставки станут документы, связанные с трансгималайской экспедицией Николая Рериха, цели и обстоятельства которой не ясны до сих пор. В середине 1920-х годов Николай Рерих отправился в Лхасу, столицу Тибета, по его утверждениям, чтобы содействовать воссоединению восточных и западных буддистов под покровительством далай-ламы. Точно неизвестно, сопровождал ли экспедицию чекист Яков Блюмкин (есть такая версия) и попала ли экспедиция в Лхасу. Об этом эпизоде жизни Рерихов расскажут письма к далай-ламе, редкие буддийские иконы на ткани, уникальные фотографии и дневники Елены Рерих, супруги художника.

С. Н. Рерих “Портрет девочки”, 1937 год. Холст, масло.

Все это можно будет увидеть на ВДНХ, в павильоне № 13, который впервые откроет свои двери после реставрации.

С. Н. Рерих “Мужской портрет на фоне гор”, 1934 год. Холст, темпера.

2. Выставка “Александр Дейнека. Контуры глобальной эпохи” в Музее архитектуры

14 сентября — 13 октября

“Виды искусства — это большой оркестр. Я люблю работать на разных инструментах. Я рисую, иллюстрирую, пишу картины, делаю мозаики, пишу фрески, леплю — это свойство моего характера и, вероятно, моего времени”, — писал Александр Дейнека, кроме всего прочего обладавший и литературными способностями. Не все грани творчества этого талантливого человека, по масштабу равного своей эпохе, одинаково широко известны: Дейнека-график всегда был оттеснен Дейнекой-живописцем. На выставке в МУАРе собрана графика художника, от детских и студенческих рисунков до набросков к его большим картинам. Именно из этих, не всегда законченных линий создаются контуры будущих монументальных произведений Александра Дейнеки. Большая часть работ предоставлена галерей "Диалог", произведения хранятся в ее фондах.

“Женский портрет”, 1950-е годы.

“Стройка”. Эскиз росписи плафона для станции “Новокузнецкая” Московского метрополитена, 1941 год.

3. Выставка “Школа в движении. Архитекторы-интернационалисты” в “Гараже”

12 сентября — 30 ноября

В феврале 1931 года Ханс Мейер, уволенный с поста директора школы Баухаус за коммунистические идеи, по приглашению советского правительства прибыл в Москву. В интервью газете “Правда”, опубликованном 12 октября 1930 года, Мейер, придерживавшийся марксистских взглядов, откровенно заявил: “Я еду в СССР, чтобы работать там, где создается настоящая пролетарская культура, где строится социализм, где развивается то общество, за которое мы здесь при капитализме боролись. Я прошу советских товарищей не рассматривать меня и моих товарищей как бессердечных специалистов, интересующихся только какими-то привилегиями…”

Антонин Урбан “Интерьер гостиной в жилом доме”, 1935 год. Фоторепродукция. 23,5 × 16,5 см. Архив модернизма, Университет Баухауса, Веймар.

Ханса Мейера сопровождали несколько учеников, таких же, как он, идеалистов. Выставка рассказывает о судьбе троих из них. Лотта Стам-Безе — первая женщина, учившаяся в Баухаусе, в 1935 году уехала из СССР в Нидерланды, где получила известность благодаря своему участию в восстановлении Роттердама после Второй мировой войны. Конрад Пюшель вернулся в Третий рейх, прошел через допросы в гестапо и занимался частной архитектурной практикой, пока его не призвали в вермахт. В советские лагеря он попал как военнопленный. Филипп Тольцинер был арестован в 1938-м и провел десять лет в Усольлаге. 

Антонин Урбан “Интерьер спальни в жилом доме”, 1935 год. Фоторепродукция. 16,5 × 23,5 см. Архив модернизма, Университет Баухауса, Веймар.

Школа Баухауса, где студентов учили ремеслу, помогла ему выжить: архитектору разрешили открыть в Соликамске мастерскую, где он проектировал все, что требовалось для лагерного управления, — от жилых домов вохровцев до интерьеров и мебели. После освобождения он восстанавливал соликамские церкви и разработал план развития города, который, к сожалению, так и не был воплощен.

Ханнес Майер, Ханс Шмидт “Швейцарские градостроители в Советском Союзе”, 1932 год. Брошюра. Архив Института истории и теории архитектуры (GTA) / Швейцарская высшая техническая школа Цюриха, архив Ханнеса Майера.

4. Конференция “Катар: Архитектура (без) ограничений” на “Стрелке”

2 сентября

2 сентября в 16:30 в институте “Стрелка” начнется цикл лекций и панельных дискуссий “Катар: архитектура без ограничений”. Ведущие архитекторы страны раскроют секреты катарского строительного бума. Ибрагим Мохамед Джайда, CEO Arab Engineering Bureau Qatar и руководитель проектов галереи “Пожарная станция”, кварталов-трансформеров в городе Лусаил и стадиона в виде национального головного убора — куфии, расскажет о том, как построить стеклянный небоскреб, сохранив традиции.

Али Абдельрауф Али Абуэльсаад, профессор урбанистики, глава отдела исследований и разработок Департамента городского планирования Катара, на примере университетского города Эль-Райан, Музея исламского искусства, Национального музея Катара, искусственного острова Жемчужина и стадионов, строящихся к чемпионату мира по футболу, покажет, как мегапроекты изменили физический и культурный ландшафт столицы Катара.

Абдель Вахед Эль Вакил, архитектор, консультант Barwa Group и лауреат премий Driehaus Prize и Agha Khan Award, объяснит, чем полезны старые инженерные приемы и что такое арабская неоклассика. Конференция является частью программы перекрестного Года культуры Катара и России, который проходит по одиннадцати направлениям.

5. Выставка “Уно Моралес. О том, что помнишь, позабудь” в МАММ

5 сентября — 14 октября

Уно Моралес — псевдоним башкирского художника Стаса Орлова, который начал выкладывать свои работы в сети в конце нулевых и очень быстро прославился, причем не только в российском, но и в зарубежном художественном комьюнити. Его все чаще называют гением, потому что ему удалось в комиксах и рисунках передать нечто неуловимое, но хорошо узнаваемое — атмосферу российской постперестроечной жизни. Сам автор считает, что рецепт его сюжетов совсем несложный: немножко тайны, немножко страсти, немножко интриги и мистики, а в основе простая и экзистенциальная история.

6. “В будущее возьмут не всех” Ильи и Эмилии Кабаковых в Новой Третьяковке

7 сентября — 13 января

Третьяковка решила отдать под ретроспективу Кабаковых самые большие залы — те, в которых москвичи привыкли видеть картины именитых русских художников. Выставка охватывает почти шесть десятилетий — от ранних работ Ильи Кабакова, выполненных до его отъезда из СССР, до инсталляций, макетов и живописных серий последних лет. Впервые собраны вместе альбомы “Десять персонажей”, инсталляции “Человек, улетевший в космос из своей комнаты”, “Случай в коридоре возле кухни”, “Мусорный человек или человек, который никогда ничего не выбрасывал”, “Три ночи”, “Лабиринт. Альбом моей матери” и другие. 

В Москве к экспозиции, уже побывавшей в Лондоне и Петербурге, добавили еще одну инсталляцию — “Пустой музей” — и несколько работ Ильи Кабакова из частных собраний.

7. Выставка “Искусство эпохи Эдо” в Пушкинском музее

4 сентября — 28 октября

Эпоха Эдо (1603–1868) вошла в историю Японии как время невиданного расцвета всех видов искусств. В японских провинциях росли города, строились дороги, храмы и гостиницы. Художники рассказывали о городских нравах в сериях гравюр укиё-э. Великий Мацуо Басе превратил хокку в самый популярный литературный жанр. Театр кабуки принял ту форму, которая почти без изменений дошла до наших дней.

Российская публика впервые увидит всю палитру художественных течений японского искусства XVII–XIX веков, в том числе работы художников школы Кано, Тоса, Римпа, Нанга, Маруяма-Сидзё, укиё-э. Некоторые из этих работ крайне редко покидают пределы Японии. Помимо памятников из японских собраний, в экспозицию включены произведения из ГМИИ имени Пушкина и Музея Востока.

Кацусика Хокусай (1760–1849). Ласковый ветер, ясный день. 1831–1833 годы. Бумага, цветная ксилография. 26,2 × 38,7 см. Музей изобразительных искусств города Тиба.

8. Спектакли театра Сётику Гранд Кабуки на сцене Театра имени Моссовета

9 сентября — 15 сентября

Побывав в Пушкинском, имеет смысл продолжить знакомство с японской культурой и посмотреть еще и спектакли театра кабуки. По приглашению Международного фестиваля имени Чехова в Москве и Санкт-Петербурге пройдут гастроли театра Сётику Гранд Кабуки — Тикамацу-дза — одной из самых известных трупп, сохраняющих древние традиции японского театра. В подготовку актера кабуки (ее начинают с раннего детства, как правило, в самом театре у одного из мастеров) входит не только освоение сценического движения и сценической речи. Он должен уметь танцевать, фехтовать мечом и копьем, владеть приемами акробатики и особыми способами подачи голоса. Только отточив свое мастерство до совершенства, он может выйти на сцену в одном из спектаклей. К современной жизни все это не имеет никакого отношения: кабуки вне времени.

9. Выставка “Владимир Сальников. Спасение пространств” в ММОМА

27 сентября — 28 октября

Владимир Сальников в 80-е годы преподавал в Полиграфическом институте и занимался книжной иллюстрацией, в 90-х увлекся видеоартом и начал большой мультимедийный проект, который и дал название этой выставке. В “Спасении пространств” художник играл роль гуру, выступающего с экрана телевизора (90-е — время телевизионных гуру). В экспозицию вошел и цикл, над которым художник работал несколько лет, — “10 000 левых женских ушей”.

Владимир Сальников. Из проекта “10 000 левых женских ушей”. Нина Котел. 1996 год. Бумага, графитный карандаш, акварель.

Владимир Сальников. Из серии “Порождение рисунка”, 1976 г. Бумага, тушь, перо.

Владимир Сальников “Теннис на острове Мауш”, 2007 год.  Холст, акрил.

10. Cosmoscow 2018

7 сентября — 09 сентября

В прошлом году международная ярмарка современного искусства представила работы из 54 галерей и 175 художников, в этом планирует побить собственный рекорд. Среди спецпроектов Cosmoscow 2018 — проект Пушкинского музея, который презентует свою новую коллекцию медиаискусства и образовательную программу, и город мечты — его все три дня ярмарки будут возводить в детской зоне. В параллельной программе — персональная выставка Светы Шуваевой “Последние квартиры с видом на озеро” в Музее современного искусства и проект Григория Масленникова “Архитектурные конструкции. От Чипперфильда до Гери” в Музее архитектуры.

Фото: Архивы пресс-служб

читайте также

Комментарии