Все, что нужно знать о Cosmoscow 2018

Сегодня, 7 сентября, для публики в Гостином Дворе открылась ярмарка современного искусства Cosmoscow, она продлится три дня. В этом году помимо передового современного искусства в ней впервые начали показывать и предметы дизайна. Рассказываем о всех важных нововведениях и ярких предметах искусства этого года. 

Новая, шестая по счету версия Cosmoscow, единственной ярмарки современного искусства, проходящей на территории России, выглядит бодро и действительно современно. На этот раз здесь собраны стенды 70 галерей из Москвы, Воронежа, Екатеринбурга, Нижнего Новгорода, Софии, Риги, Варшавы, Брюсселя, Тбилиси, Осло и других городов. Главная мировая тенденция последних лет — публика все меньше ходит в галереи современного искусства и не так активно посещает постоянные коллекции музеев. 

Это отчасти происходит благодаря активному развитию программ международных арт-ярмарок, которые теперь есть, кажется, в каждой мировой столице, а также потому, что там любой желающий может увидеть срез лучшего, по мнению галеристов, искусства всего за один день или даже пару часов. Несмотря на то что мы призываем больше ходить именно в музеи и поддерживать галереи современного искусства уж если не рублем, так хотя бы вниманием, Cosmoscow — это то событие в жизни Москвы, которое не стоит пропускать. И вот почему. 

Самые яркие стенды

Большая часть представленных на ярмарке передовых галерей на этот раз отошла от привычного формата скучной шпалерной развески в пользу ярких и запоминающихся стендов, которые соединили разнокалиберную живопись, скульптуры, “кабинки” для просмотра видео. Возможно, причиной тому стала введенная в прошлом году премия за лучший стенд, и каждый из участников хотел выделиться на фоне коллег и конкурентов. Если в 2017-м приз за лучший стенд достался московской галерее Fragment, то в этом экспертный совет и жюри ярмарки выбрали сразу два стенда — воронежской галереи H.L.A.M., которая представила работы художников Ивана Горшкова и Кирилла Савельева, и московской Osnova, выставившей на стенде крупные двухметровые абстракции Хеннинга Штрасбургера и работы российского художника Яна Гинзбурга, поработавшего с наследием Кабакова.   

Стенд галереи H.L.A.M.

Некоторые из галерей решили отказаться от привычного пространства “белого куба” и выкрасили свои стены в привлекающие внимание цвета. Так, у Galerie Iragui и АРТ4 они стали лимонного цвета, в дополнение к которым у последней появился большой стеганый диван. На нем расположились вязаные скульптуры-игрушки Вовы Перкина в виде одной из главных героинь его рисунков — Броколля, веселой мультипликационной капусты брокколи. 

Стенд галереи Osnova.

У Галереи имени братьев Люмьер голубые стены выгодно оттеняют черно-белые фотографии. Разномастными скульптурами привлекает внимание стенд галереи Artwin (здесь стоит остановиться, чтобы рассмотреть работы Анны Титовой), на тотальную инсталляцию похожи стенды санкт-петербургской галереи Anna Nova (соединившей живопись Александра Дашевского на сложных или многосоставных холстах и скульптуры Дениса Патракеева), “Галереи 21” (превратившей центр стенда в подиум с хранением “растительных” работ Елены Ковылиной, вокруг которого развешены эпичные полотна Владимира Дубосарского) и галереи дизайна the.DOT.home, которая разрабатывает и создает коллекции предметов дизайна и декоративного текстиля в сотрудничестве с художниками, работающими в разнообразных художественных стилях и техниках. В Erti Gallery и One Monev стоит зайти, чтобы посмотреть на видео-арт. 

Стенд Галереи имени братьев Люмьер.

Стенд галереи АРТ4.

Стенд галереи Galerie Iragui.

Маленький кинотеатр

Музеем года по версии Cosmoscow в этот раз стал Государственный музей изобразительных искусств им. Пушкина, который на ярмарке представляет свою коллекцию искусства новых медиа. Его приобретением музей занимается в рамках проекта “Пушкинский XXI” и уже обзавелся замечательными произведениями российских и мировых художников, к примеру, классика медиаискусства Йонаса Мекаса, одного из основоположников видео-арта в Италии Фабрицио Плесси и одного из основателей видео-арта в Норвегии Марианны Хеске, а также пятью работами художника года Cosmoscow Таус Махачевой. Они были переданы Пушкинскому Фондом поддержки современного искусства Cosmoscow. Все можно посмотреть в своеобразном мини-кинотеатре — стенде музея. 

“Провмыза”. “Вечность”, 2011. Одноканальная видеоинсталляция ©ГМИИ им. А. С. Пушкина. Работа приобретена при поддержке Mail.ru Group.

Таус Махачева (род. 1983). “Кольцевая”, 2018. Инсталляция, различные медиа. Размеры варьируются. Скульптор: Алексей Селиванов. Каменщик: Сергей Соловьев.

Как дышать и что смотреть

Каждый год на ярмарке показывают не только искусство, которое можно немедленно приобрести в коллекцию, но и удачные приобретения других коллекционеров в рамках небольшой, но всегда интересной выставки “Глазами коллекционера”. На этот раз за нее совместно с куратором Марией Крамар отвечают Анастасия Карнеева и Екатерина Винокурова из консалтинговой компании в области искусства SmartArt. Новый выставочный проект получил название Fomo Sapiens  — здесь наряду с работами Евгения Антуфьева, Сиприена Гайяра, Филипа-Лорки Ди Корсия, Александра Повзнера, Анастасии Потемкиной, Ричарда Принса и Сергея Сапожникова появился поп-ап-центр когнитивных практик, и начать посещение ярмарки лучше даже именно с него. Посетителям предлагается не только получать эстетическое удовольствие от просмотра произведений искусства, но и поговорить с психологом, успокоить нервы на сеансе массажа или правильного дыхания и йоги. После этого погружаться в мир современного искусства должно быть намного легче, а выбирать искусство в коллекцию — проще. 

Дизайн как искусство

Несколько важных нововведений на ярмарке этого года касаются и распределения сил на площади Гостиного Двора. Так, помимо молодых и уже зарекомендовавших себя галерей здесь теперь получили право выставляться проекты, у которых нет постоянной площадки и выставочной программы, а также галереи, которые работают с предметами дизайна. В их число вошли “Эритаж” (выставляет мебель Оливье Ганьера, Пьера Шарпена, Давида Дюбуа, Джошуа Брунна, Филиппа Икили, Хайме Айона), “Палисандр” (Игорь Шелковский, Денис Милованов, Пьер Жаннере, Ладислас Кийно, Жан Миотт), “Русский дизайн как искусство” (здесь известные художники Гоша Острецов, Recycle, Ольга Солдатова, Егор Остров, Иван Горшков, Маша Шубина и Алексей Крендель представляют свои работы — функциональные объекты, фарфор, светильники, предметы мебели и интерьера), NG Gallery, Tapis Rouge (представляющие ковры как художественные полотна), Crosby Studios (в рамках направления Re:collection основатель архитектурной и дизайнерской студии Гарри Нуриев, живущий между Нью-Йорком и Москвой, будет разрабатывать мебель и предметы декора для повседневного использования в частных и общественных пространствах) и уже упомянутая выше the.DOT.home (Кирилл Басалаев, Ольга Лященко, Татьяна Подуфалова, Александра Фалиштынская, Юлия Филимонова, Ольга Шурыгина).  

Стенд галереи “Палисандр”.

Стенд галереи “Палисандр”.

Татьяна Подуфалова (род. 1981). “Без названия”, 2018. Кресло, винтаж, СССР, 1960-е годы; реставрация и льняной жаккард, the.DOT.home; вышивка 56 х 62 х 96 см, the.DOT.home.

Пьер Шарпэн (род. 1962). Столик “M.C 1”, 2015. Мрамор 50 х 41 x 38,5 см. Сourtesy of Galerie Kreo.

Черный диптих

Или “Черный лес. Черное небо” — так называется паблик-арт-инсталляция Алексея Мартинса, который выиграл в прошлом году грант Ruinart Art Patronat. Раньше в рамках него, к примеру, известный китайский художник Лю Болин сливался с виноградниками и погребами Шампани (документацию этого проекта тоже можно увидеть на Cosmoscow, рядом со стендом автопартнера мероприятия), а теперь российский художник размышляет об экологии. Инсталляция состоит из двух частей, визуально идентичных, но зеркально расположенных друг относительно друга и разнесенных между собой — в начале и конце прохода между стендами галерей. 

В Сибири, откуда родом Мартинс, есть специальный термин — “режим черного неба”, он обозначает ситуацию, когда воздух настолько уплотнился, что повис над всеми “обитателями” этой территории как некое сталактитовое образование. Он и служит для художника отправной точкой при разговоре об экологии, который далек от критического или оценочного суждения. А наиболее близок автору оказывается взгляд исследователя, пытающегося выяснить, как трансформируется картина мира при изменении окружающей среды. Другие работы художника — огромные белые, “заснеженные” полотна с тонкими рисунками в виде нефтяных вышек, вышагивающих по бескрайним просторам полярников, лающих на луну собак — можно найти на стенде галереи Fragment. Несколько картин из этой серии с этого года находятся в постоянной коллекции Третьяковской галереи. 

Отдельное место на ярмарке Cosmoscow в этом году заняла секция партнера мероприятия Qatar Airways. В ней представлена выставка современного катарского искусства What We Are Made Of, проходящая в рамках перекрестного Года культуры Катара и России 2018. Куратор выставки Рим Фадда собрал в экспозиции работы ведущих и наиболее активных катарских художников и художниц. 

читайте также

Комментарии