В 2011 году в международном конкурсе на лучший проект реконструкции Политехнического музея выиграл японский архитектор Дзюнья Исигами. Он предложил окружить здание садом, открыть цокольный уровень и превратить его в продуманное городское пространство.
Команда Wowhaus во главе с главным архитектором проекта Михаилом Козловым подхватила концепцию Исигами и с 2015 года начала адаптировать ее под реалии города. Естественно, в тесном сотрудничестве с автором.
Во-первых, необходимо было учесть транспортную ситуацию в районе. По задумке Исигами, Музейный парк должен был стать не просто новым общественным пространством, но и удобным коммуникационным узлом, из которого можно войти в музей, пройти через переходы к метро, выйти в соседние скверы.
Но оригинальный проект пришлось немного скорректировать: город был не готов перекладывать подземный коллектор с огромным количеством сетей у Соловецкого сквера. Поэтому начало склона переместилось гораздо ближе к музею, и он стал более крутым. В результате возникла идея создать амфитеатр: во-первых, по ступеням можно легко спуститься к площади перед главным входом в музей; во-вторых, новое общественное пространство станет лекторием под открытым небом.
Для реализации нового проекта совместно со специалистами Департамента транспорта города Москвы был реконструирован Лубянский проезд, закрыто движение по Политехническому проезду и существенно сужена проезжая часть на Новой площади. За счет чего удалось проложить вдоль фасада музея два пешеходных маршрута: один “подземный”, а второй на уровне улицы — широкий тротуар, отделенный растительностью.
На цокольном этаже с открытыми аркадами расположатся пространства временных выставок, музейный магазин и кафе. Прогуливаться там будет комфортно даже зимой, ведь покрытие всего нижнего уровня оснащено подогревом и усиленной ливневой канализацией.
Кстати, с проемами на цокольном уровне связана интересная история. “Раньше, когда не было электричества и здания топили углем, в подземный уровень Политеха вели приямки (через круглые окна, которые сейчас можно увидеть на фасаде, в здание подавали уголь). Когда мы откопали цокольный этаж, мы опустили окна, которые были в этих стенах, ниже, до уровня брусчатки. У нас получилась прогулочная анфиладная галерея. Между прочим, самая длинная анфиладная галерея в Москве”, — комментирует главный архитектор проекта Михаил Козлов.
Фото: Даниил Анненков для Wowhaus