То, что в России есть куда съездить и на что посмотреть, ни для кого не секрет. Рассказываем про бывшие санатории, пионерские лагеря и реконструированные памятники архитектуры, ставшие отелями, в которых стоит остановиться ради них самих.
В 2005 году отец архитектора Анны Лесик выкупил у государства полуразрушенный особняк братьев Хлебниковых прямо через дорогу от астраханского кремля. Купеческую усадьбу в 1868 году для семьи губернского предводителя местного дворянства и родного дяди поэта Велимира Хлебникова Харлампия Хлебникова построил петербуржский архитектор Эрнест Фольрат. Ее закат пришелся на советское время: районная поликлиника, пожар, забытье. Несколько лет Анна вместе с мужем занимались капитальной реставрацией. И превратили заброшенный памятник архитектуры в трехзвездочный "Бонотель", гостиницу нового поколения – оригинальные авторские интерьеры, самый центр города и колокольный звон по утрам за посильные деньги.
Собственными силами они восстановили фасады и кладку из кирпичей с фамильным клеймом "Бр. Х", поменяли кровлю, проломленные перекрытия и сгнившие в труху двери, осушили подвал, в котором полтора столетия стояла вода, и заново по найденным в архивах рисункам отстроили флюгер. Работы было много, но когда особняк наконец удалось привести в порядок, в нем открылся самый приятный и интересный отель в городе.
Расстаться с домом его новые хозяева уже не смогли и остались здесь жить, выкроив немного места под самой крышей. А реставрация тем временем идет своим чередом: только этим летом в "Бонотеле" открылся ресторан "Чоризо", в ближайших планах обжить внутренний двор и оборудовать в теперь уже сухом подвале СПА-зону, тренажерный зал и прачечную.
Воронежский "Бронзовый кабан" претендует на звание первого авторского отеля в России. Гостиница в отреставрированном памятнике архитектуры 1826 года постройки сначала должна была носить имя сказочника Ганса Христиана Андерсена. Но когда в правовом поле что-то не срослось, отелю дали название одной из его сказок – "Бронзовый кабан", она появилась в дореволюционной России самой первой из сказок Андерсена, к тому же ее сюжет связан с путешествием.
Владельцы в процессе реконструкции хотели максимально сохранить историческую ценность здания и буквально сдували пылинки с уцелевшей кирпичной кладки и массивных деревянных балок. Плитку ХIX века производства керамической фабрики Бергенгейма, которая сейчас лежит на полу у камина в двусветном атриуме, частями бережно извлекали из-под четырех слоев разнообразных напольных покрытий и очень долго восстанавливали. Сам камин обрамили старинными балками из потолочных перекрытий, из них же собрали стойку регистрации.
Работавшие над интерьерами отеля дизайнеры решили не концентрироваться только на реставрационных работах и пошли дальше. Широкими мазками они оживили пространство смелыми, а порой откровенно странными стилевыми сочетаниями. Но именно благодаря им "Бронзовый кабан" получился проектом действительно оригинальным и запоминающимся, а для города так и вовсе выдающимся.
Еще одна история преображения исторических развалин – отель в замке БИП на окраине Павловска. Бастион Императора Павла на месте дворца Мариенталь в 1797 году по приказу императора Павла I и по проекту архитектора Винченцо Бренна построил Доменико Квадри. Замок многое повидал, и славная его история закончилась в 1944 году, когда он выгорел дотла.
До последнего времени крепость лежала в романтичных руинах, пока за нее не взялся питерский холдинг Gutsait Group. Он реконструировал двухэтажный корпус пятиугольной формы с двумя башнями и открыл в замке статусный отель, в мельчайших подробностях воссоздав атмосферу императорской резиденции, но с поправкой на достижения современной цивилизации.
Удовольствие почувствовать себя особой царских кровей не всем по карману, но тот, кто может себе это позволить, не пожалеет: историческая планировка, 22 номера, в том числе реконструированные покои Павла I, в комнатах – антиквариат, медные ванны, дровяные камины и потайные лестницы. Вокруг замка – благоустроенный Мариентальский парк, возрожденный Павловский зверинец и огород на одном из склонов холма.
Главными гастрономическими достопримечательностями стали ресторан на восемь залов, винные погреба и собранная по старинным чертежам медная печь, в которой готовят "Большой мясной горячий натюрморт". Замок, кстати, можно арендовать целиком.
Название камерного бутик-отеля в доме на пересечении "литературных" улиц Чернышевского и Гоголя не могло быть иным. Для "Библиотеки" питерский дизайнер Наталья Кочегарова придумала остроумную литературную историю, в которой номера называются "томами" и изящно оформлены по мотивам мировой литературной классики.
Выбор довольно широкий: пожить можно в романах "Мастер и Маргарита", "Евгений Онегин", "Алиса в стране чудес", "Вино из одуванчиков" или, например, в номере "Великий Гэтсби". Отель совсем небольшой, всего 10 номеров, но кроме них под крышей гостиницы есть открытые для всех гастропаб, банный клуб и книжный магазин. Книги здесь везде, кроме бани, их можно брать почитать и даже обменивать на свои.
Полное рыбы Ладожское озеро, вулканические скалы и бескрайние хвойные леса – такой суровый северный пейзаж окружает тех, кто приезжает на карельский мыс Таруниеми в парк-отель "Дача Винтера". Название комплексу дал загородный дом доктора Густава Винтера, блестящего хирурга и фигуры для этих мест знаковой, который на досуге увлеченно занимался садово-парковой архитектурой и любил загородный отдых с играми на свежем воздухе, пикниками и прогулками на лодках.
Гостиница на 24 номера, шесть двухэтажных таунхаусов и пять коттеджей с камином, сауной и видом на залив настолько органично вписаны в окружающую природу, что буквально растворяются в ней.
Архитектура комплекса опирается на традиции модерниста Элиеля Сааринена, который в 1909 году построил здесь для доктора Винтера ту самую дачу – бутовые камни в основании массивных колон, высокие лестницы из сортавальского гранита и облицованные деревянным лемехом-гонтом стены. Тот же простой и гениальный северный минимализм и в номерах: в интерьерах он сочетается с необычной и всегда разной фактурой материалов, а главное и самое удивительное украшение номеров – за их окнами.
Арт-усадьба "Веретьево" – самый удивительный проект нашего списка. Бывший пионерский лагерь на берегу реки Дубна его новые владельцы превратили в "пионерлагерь для взрослых", творческий клуб, в котором выставки и фестивали регулярно проводят самые известные художники России, выставочная площадка, место для приятельских тусовок, научных семинаров и ролевых игр.
Больше арт-проект, чем отель, "Веретьево" постоянно видоизменяется и свои формы обретает постепенно – художественное пространство живет ярко и постоянно прирастает новыми проектами и "штучными" объектами. Его культурный слой замечателен именно своей эклектикой: аллея "пионерских" скульптур соседствует с альтернативным памятником Пушкину; в лесу среди елок стоят фантастические объекты; неотъемлемой частью усадьбы стали деревянные силуэты Хармса, Штирлица и Дантеса.
Просто отдыхать здесь тоже можно. Пейзаж только кажется случайным набором арт-объектов, на самом деле это результат постоянной работы ландшафтного дизайнера. Главное здание этого дома отдыха называется "Дом пионеров" и выглядит соответственно. Интерьеры его авторских номеров оформлены по эскизам друзей "Веретьево", которые часто далеки от профессионального дизайна пространств – комнаты Леонида Парфенова, Игоря Гуровича, Андрея Бильжо и Михаила Куснировича не похожи друг на друга, как и его авторы.
Несколько профессионалов к этому делу руку все-таки приложили: модельер и архитектор Ольга Солдатова оформила интерьер с использованием фирменных звезд и самолетиков, а Евгений Асс выступил с "деревянной" концепцией на грани минимализма, в которой нет ничего лишнего.
Гостиницы Сочи, нашего главного курорта, на который возложены большие туристические надежды наконец поняли, что не могут подкачать, и начали превращаться в отели, куда заселиться очень хочется. Один из них – Rodina Grand Hotel & SPA, в здании бывшего советского санатория "Россия". В 70-х годах в этой здравнице отдыхала вся партийная элита страны, популярные актеры, певцы и космонавты.
В 2006 году у санатория в лучших архитектурных традициях сталинского неоклассицизма началась новая жизнь. После реконструкции в центре города появился роскошный бутик-отель, к интерьерам которого приложили руку кутюрье Пако Рабанн и придворные декораторы королевы Нидерландов Беатрикс Сюзанна Лохье и Патрик Брюгман.
Не так давно на его территории появился еще один корпус – четырехэтажный Villa в классическом средиземноморском стиле с мраморными колоннами и фресками на фасаде. Интерьеры двадцати его люксов проектировал и декорировал итальянец Маурицио д’Орсо.
Одно из главных достоинств отеля, кроме неприличной роскоши, которая окружает постояльцев, – это собственный субтропический парк площадью 15 гектаров с гигантскими кедрами, магнолиями, олеандрами и рододендронами, фруктовым садом и огородом, где выращивают овощи и травы для всех ресторанов отеля. Парк настолько большой, что передвигаться по нему гостям приходится на гольф-карах, а спускаться на пляж к морю – на лифте.
Компания Solís Hotels & Resorts "черноморской Ривьере" предпочла горнолыжный курорт и открыла дорогой дизайнерский отель в Красной Поляне. Проект пятизвездочной гостиницы Solís Sochi Suites разрабатывала стамбульская студия Arketipo Design.
Площадь 52 номеров люкс (других здесь нет) варьируется от 42 м² до 583 м², в их интерьерах классическая элегантная сдержанность сочетается с современными тенденциями дизайна, а романтики добавляют бесконечно прекрасные виды на заснеженные вершины Кавказа.
Удивить отель может даже самых искушенных путешественников: здесь есть двухэтажный "Дуплекс" и люкс "Красная Поляна", один из самых больших гостиничных номеров в России вообще.
Под управлением Solís Hotels & Resorts в Красной Поляне работает еще один дизайнерский отель: Dolina 960. Перед командой дизайнеров стояла задача создать современный поп-арт-проект для более молодой и активной аудитории. Методы для ее привлечения использовали самые распространенные – вездесущий Рой Лихтенштейн, яркие акценты, клубный стиль и атмосфера непрекращающегося ни на секунду праздника.
Отель для состоятельной молодежи чуть скромнее пятизвездочного Solís Sochi Suites, но уступает ему разве что в размере номеров – площадь самого большого из сорока восьми его люксов всего 221 м². В остальном же те, кто ищет не тишины и покоя, а ярких впечатлений, окружены в отеле Dolina 960 сервисом и комфортом, которые позволяют не думать ни о чем, кроме гор, снега, спорта и развлечений.
Хозяин гостевого дома для охотников “Усадьба Мокшицы” хотел сделать в своем заведении легкий ремонт. И в результате полностью перестроил его руками дизайнеров Александра и Ирины Коротич.
Новосибирские архитекторы Алексей Смирнов и Константин Стефанцов построили на Алтае, поблизости от горнолыжного курорта Манжерок, первый в этих краях экоотель "Алтика".
Михаил и Дмитрий Ганевичи оформили подмосковный отель “Родники”, проигнорировав все стереотипы русской загородной гостиницы. Они разделяют мнение владельцев, что современный дизайн полноценному отдыху не помеха.
Фото: архив пресс-службы