В этом году Марсель объявлен культурной столицей Европы, но это не значит, что ехать сюда стоит только любителям оперы или изящных искусств. Перед вами гид по лучшим дизайнерским и архитектурным достопримечательностям города-порта.
1. Культурный центр La Friche Belle de Mai, 41 Rue Jobin, www.lafriche.org
На французском friche означает “заброшенная промзона”. Несколько десятков лет назад табачный завод в квартале Бель-де-Мэ действительно оказался заброшенным, но в 1992 году здесь открылся центр поддержки музыкантов, художников и прочих творческих людей. Сначала они просто оккупировали пустые помещения, а в 2001 году бюро ARM Architecture взялось за трансформацию завода всерьез.
Обустройство территории закончилось только в этом году. За двенадцать лет на территории 45 000 м² появились студии, квартиры, выставочные и театральные залы, скейт-парк, ресторан и даже ясли. Последнее добавление – павильон на крыше Le Panorama. Его высота (14 м) позволяет выставлять самые крупноформатные произведения современного искусства, но подняться на крышу стоит даже не ради выставок, а ради захватывающей дух панорамы, открывающейся с террасы павильона.
Сейчас в La Friche функционируют семьдесят ателье, в которых работает больше пятисот человек, и вообще жизнь бьет ключом: постоянно проходят фестивали разной направленности, концерты, спектакли и более практичные мероприятия вроде фермерских рынков и курсов садоводства. Последний аргумент в пользу визита на табачный завод – неплохой ресторан Les Grandes Tables de la Friche.
2. “Жилая единица” Ле Корбюзье
280 Boulevard Michelet
“Марсельская жилая единица”, “Марсельский блок”, “Лучезарный город” – у этого знакового проекта Ле Корбюзье много названий. Построенный между 1945 и 1952 годами, он стал для архитектора тренировочным полигоном для испытания концепта многоквартирного жилья. Здание спроектировано согласно разработанной Ле Корбюзье системе пропорций Modulor, а также в соответствии с его пятью принципами архитектуры: сваи, ленточные окна, свободный фасад, свободная планировка и эксплуатируемая кровля.
Длинный бетонный дом вмещал 337 двухэтажных квартир, рассчитанных на 1500–1700 жильцов. Это был настоящий город (впрочем, автор называл дом “вертикальной деревней”) с внутренними улицами, магазинами, кафе, бытовыми службами, а также детским садом и спортзалом на крыше. Все здесь, как в советских коммунах, было нацелено на освобождение жильцов от бытовых проблем. Например, им не нужно было думать об обстановке: квартиры были оборудованы встроенной мебелью (в том числе кухней) по дизайну Шарлотты Перриан.
“Марсельская жилая единица” – редкая постройка Ле Корбюзье, которую можно рассмотреть со всех сторон. Тут есть отель и ресторан, по дому проводятся экскурсии, а хозяева квартиры № 50 устроили в ней практически музей, приведя ее в первоначальный вид (периодически они приглашают известных дизайнеров, чтобы те дополнили скромную обстановку Перриан своими вещами). Крыша всегда была открыта для посетителей, а этим летом в бывшем спортзале начал работать выставочный центр MAMO. Его дизайн доверили уроженцу Марселя Ора Ито.
3. Villa Méditerranée, Причал J4
На причале J4, к которому приставали трансатлантические лайнеры в лучшие времена марсельского порта, построили сразу два заметных объекта. Музей цивилизаций Европы и Средиземноморья Руди Риччотти и культурный и деловой центр Villa Méditerranée – оба посвящены Средиземноморью. В конкурсе победил проект итальянца Стефано Боэри, большого любителя портовой архитектуры и специалиста по околоводным постройкам.
Здание состоит из видимой и подземной частей. Верхняя с выступающей на сорок метров консолью, в которой разместился выставочный зал, напоминает портовый кран. Подземную, а точнее, подводную часть занимает амфитеатр для конференций и кинопоказов. Важную роль в проекте играет бассейн, который символизирует связующую роль моря для народов Средиземноморья. В полу нависающей части и в потолке подводной сделаны узкие окна, через которые можно видеть воду. Для амфитеатра они служат еще и источником естественного света, но главная функция бассейна психологическая – дать людям возможность представить, каково это, жить в окружении воды.
4. Павильон Ombrière, Старый порт
Из всех проектов, построенных в рамках проекта “Марсель – культурная столица Европы”, Норману Фостеру достался самый скромный – павильон в Старом порту. Более того, в задании специально обговаривалось, что павильон должен быть незаметным, чтобы не искажать привычный облик гавани. Англичанин справился с задачей блестяще. Он не стал строить ничего солидного, а просто прикрыл площадь навесом из тонкой стали размером 46 × 22 м (“дающий тень” – так переводится название павильона). В солнечном южном городе тень – вещь крайне ценная, но не только за это горожане и туристы полюбили новый павильон. Сталь так отполирована, что работает как зеркало. Теперь тут постоянно толпятся, задрав голову, люди, рассматривающие отражения себя и окрестных домов. Ombrière Фостера вместе с MuCEM Риччотти и Villa Méditerranée Боэри – это часть глобального плана по обустройству приморской территории. Настоящий порт теперь находится дальше, из центра города все технические сооружения убраны, и им на смену приходят музеи, павильоны, кафе и прочие элементы развлекательной инфраструктуры.
5. Отель Mama Shelter, 64 Rue de la Loubière
Предчувствуя рост числа туристов, привлеченных событиями культурного года, сеть Mama Shelter открыла гостиницу в Марселе, четвертую после Парижа, Стамбула и Лиона. Концепция сети – доступные, но не демпинговые цены, непафосный, но тусовочный район, демократичный, но запоминающийся дизайн.
За последний во всех отелях сети отвечает Филипп Старк. Wow-эффекта он добивается простыми и не слишком дорогостоящими способами: черные стены с надписями будто бы мелками, линолеум с имитацией ковра, цветная подсветка и множество забавных деталей вроде яблок в раковине, детских плавательных кругов, подвешенных над барной стойкой, столика с подрубленными ножками, скамейки с прорастающими через нее стульями и пр.
По всему видно, что своим главным клиентом отель считает молодежь, причем не только приезжую, но и местную. В баре играют модные марсельские диджеи, по пятницам и субботам начинающие группы дают живые концерты, и французская речь с южным акцентом слышится не реже, чем иностранная. Как и в других отелях сети, бар марсельской Mama Shelter быстро стал одним из самых модных, и если вы не остановились в отеле, зайдите выпить пастиса.
6. Центр FRAC, 20 Boulevard de Dunkerque
В 1982 году министерство культуры Франции решило, что искусство должно принадлежать всем, а не только парижанам. Так в каждом регионе появился FRAC, региональный фонд современного искусства. В последнее время здания для них все чаще строят звезды архитектуры. Японец Кенго Кума выиграл сразу два конкурса, на музеи в Безансоне и Марселе, оба открылись этой весной. Марсельский находится в самом центре города, в небогатом районе Ла-Жольет. Антитеза “музею-коробке”, треугольное здание прижалось к соседним домам. Фасад покрывают тысяча шестьсот стеклянных панелей, подвешенных под разным углом, напоминающих сохнущее белье, какое часто встретишь в Марселе. Кума постарался, чтобы здание не выглядело инородным, а стало, напротив, частью квартала и жизни местных жителей: через холл первого этажа они могут сокращать дорогу, а на террасе в середине здания выпивать и отдыхать. То же можете сделать и вы, даже если не интересуетесь современным искусством Прованса.
7. Галерея Uniq, 16–18 Rue Edmond Rostand
В Марселе немало магазинов винтажной мебели и одежды, этот – один из лучших. Его открыли в 2010 году Магали Терзьян и Ришар Годен, оба переехали на юг из Парижа, где раньше работали в фэшн-бизнесе. Магали отвечает в магазине за одежду, подбирая кутюрные вещи 1950–1980-х годов, созданные большими Домами: Chanel, Paco Rabanne, Pierre Cardin, Christian Dior, Courrèges и др. Ее партнер Ришар взял на себя мебель. Он единодушен с Магали в любви к 1950–1980-м и культовым вещам известных дизайнеров.
В галерее можно найти кресла Amanta, созданные Марио Беллини для C&B Italia (на фото), диваны Марко Дзанузо для Arflex, алюминиевые светильники Шарлотты Перриан, вазы и светильники Venini, оригинальную мебель Пьера Полена, Пьера Гариша, Уоррена Платнера. Цены, конечно же, не уступают уровню дизайнеров и качеству вещей.
8. Ресторан Le Ventre de l´Architecte, 280 Boulevard Michelet
Название ресторана переводится как “Живот архитектора”, но к знаменитому фильму Питера Гринуэя не имеет никакого отношения. Скорее оно намекает на местоположение: ресторан находится по соседству с отелем Le Corbusier на третьем этаже “Марсельской жилой единицы”. Кафе и магазины дома (отеля сначала не было) в 1959–1962 годах оформил марсельский модернист, друг Ле Корбюзье Фернан Бокобза.
Страстные любители архитектуры Доминик и Альбан Жерарден поселились в “Жилой единице” в 2003 году, а заодно купили ресторан и отель на несколько комнат, который к тому времени уже существовал. И то и другое пребывало в плачевном состоянии. Доминик и Альбан отреставрировали их в соответствии с духом эпохи и принципами Ле Корбюзье, поставили мебель Шарлотты Перриан и других современников архитектора.
В комнатах отеля они использовали любимые Ле Корбюзье чистые яркие цвета, а вот ресторан сделали более спокойным: черный мрамор тут сочетается с золотистой фанерой и серым бетоном, с редким вкраплением цветной мебели. По-настоящему ресторан ожил в 2010 году, когда его шефом стал Александр Мадзья, молодая звезда французской гастрономии. Теперь это один из лучших ресторанов города, где ретростиль в интерьере сочетается с футуризмом в тарелке. В прошлом году Le Ventre de l´Architecte пострадал от пожара, но сейчас его уже восстановили, и выглядит он даже лучше, чем раньше.
9. Кондитерская Laurent Favre-Mot, 9 Rue Breteuil
Прежде чем открыть свое кафе в Марселе, кондитер Лоран Фавр-Мо работал в Сен-Тропе, Церматте, Милане, на Каннском фестивале и привык к самой избалованной и требовательной публике. В демократичном Марселе стандарты не упали, напротив, креативный кондитер наконец-то может позволить себе полную свободу. Кухню он называет “лабораторией”, и то, что из нее выходит, похоже на результаты экспериментов.
Традиционные французские десерты он переделывает на свой манер, так, что их и не узнать. Торт “Мильфей” лишается своих коржей и оказывается в стакане, “Мельба” из мороженого с клубникой презентуется в прозрачном шаре, макаруны из сладости превращаются в соленую закуску. Десерты настолько красивы, что Лорана нередко называют кондитером-стилистом или дизайнером. В кафе можно зайти не только на кофе, но и на обед (закуски невелики, но невероятно изысканны). Для желающих научиться готовить не только вкусно, но и красиво Лоран проводит мастер-классы.
10. Villa Noailles, Hyères, 90 км от Марселя
Быть в Марселе и не заехать на виллу Ноай было бы неразумно. Модернистская вилла в городке Йер появилась по прихоти Мари-Лор и Шарля де Ноай, одной из самых известных пар ХХ века. Аристократы, богачи, весельчаки, меценаты, друзья и покровители Сальвадора Дали, Мэн Рэя, Жана Кокто, Луиса Бунюэля и вообще всех талантливых людей, попадавших в их орбиту.
В Париже у них был классический особняк XIX века (теперь там находится Maison Baccarat), а на юге Франции они пожелали иметь ультрасовременную виллу. Выбор пал на архитектора Робера Малле-Стивенса. Вилла стала одной из первых модернистских построек во Франции. По форме она напоминала трансатлантический лайнер, поэтому за ней закрепилось название “Застывший корабль”.
В доме часто жил Жан Кокто, Мэн Рэй снял тут фильм “Тайны замка Игральных костей”, а бывал и вовсе весь цвет артистического общества. После смерти Мари-Лор в 1970 году виллу выкупили местные власти и открыли для публики. Это не заснувший музей, а активная институция. Вилла Ноай проводит конкурсы и фестивали в четырех сферах: дизайн (Design Parade), архитектура, фотография и мода. Так что ехать сюда стоит не только ради того, чтобы увидеть шедевр Малле-Стивенса, но и за более свежими творениями.
Текст: Юлия Пешкова, Кристина Рэдэсчад
Фото: Christian Schaulin