Гид AD по Узбекистану: что нельзя пропустить в этой стране

Узбекистан — интригующее смешение знакомого и незнакомого, далекого и близкого, понятного и вызывающего замешательство. Страна, с которой у нас связана масса стереотипов, оказывается куда лучше, богаче, интереснее и комфортнее, чем мы себе представляем.
Обзор по Узбекистану что нельзя пропустить в этой стране

В последние годы путешествовать по Узбекистану стало проще и легче: новые рейсы, облегченные правила въезда и пребывания, новые отели… Блистательные памятники Самарканда, Бухары и Хивы все те же — и их нужно успеть увидеть до того, как страну накроет туристический бум. Что не пропустить в Узбекистане — в подборке AD.

Самарканд

Для большинства гостей именно с Самарканда начинается знакомство с Узбекистаном. Он та самая открытка, та самая приманка, которая цепляет и не отпускает, то самое всемирно известное лицо Узбекистана, город голубых куполов и горящих золотом мечетей. Слава Самарканда как жемчужины Востока связана с именем Тамерлана, или Тимура, величайшего полководца мира, мечтавшего о воссоздании империи Чингисхана. Лучших мастеров, встретившихся ему в походах, Тимур отправлял в Самарканд, а также сам был заказчиком и прорабом своих грандиозных строек.

От Самарканда не нужно ждать ощущения восточного города, проще думать о нем как о наборе захватывающих дух, но разрозненных памятников, между которыми — череда широких шоссе и условно современный малоэтажный город. Он, впрочем, натура уходящая: тесные и сплоченные махалли (районы) сносят во имя расширения дорог, а панораму Самарканда того и гляди испортят зеркальные высотки местного сити.

Площадь Регистан.

Площадь Регистан

Ансамбль площади Регистан датирован XV–XVII веками и состоит из трех медресе – богословских учебных заведений. Центральное — медресе Тилля-Кари, или позолоченное медресе, слева — медресе Улугбека, связанное с именем великого астронома и ученого, чьи расчеты были точнее, чем расчеты Коперника.

Справа — медресе Шердор, школа с тиграми, с фасадом, украшенным, вопреки запретам ислама, изображениями животных. Все три медресе демонстрируют типичную для восточного города структуру, в которой самое интересное спрятано внутри. За тяжелыми резными воротами — внутренние дворы, засаженные раскидистым тутовником, дающим кружевную тень и кисловатый аромат спелых ягод; стрельчатые арки в несколько рядов, за каждой из которых — студенческая келья; узкие и высокие ступени, ведущие на минареты и требовавшие от желающего подняться хорошей физической подготовки.

Комплекс мавзолеев Шахи Зинда

Шахи Зинда — комплекс мавзолеев самаркандской знати, датированный XIV–XV веками. Мавзолеев сохранилось одиннадцать, при раскопках, однако, были обнаружены и остатки более ранних построек. Шахи Зинда — единственный в Самарканде памятник, в котором, включая культурные напластования Афрасиаба, древнего города, располагавшегося частично на территории современного Самарканда, отразилась его почти 25-вековая история. Основным мавзолеем здесь считается могила двоюродного брата пророка Мухаммеда и его ближайшего сподвижника Кусама ибн-Аббаса. “Шахи Зинда” в переводе с персидского — “живой царь”, как ибн-Аббаса называли. Он проповедовал здесь, на территории современного Самарканда, и был обезглавлен зороастрийцами во время молитвы.

Комплекс мавзолеев Шахи Зинда.

Мавзолей Гур-Эмир

Тимур умер в 1405 году и был похоронен в Самарканде, в мавзолее Гур-Эмир. Все века, прошедшие с момента его смерти и захоронения, люди помнили о том, что могилу полководца вскрывать нельзя ни при каких обстоятельствах — быть беде. В июне 1941 года потревожить Тимура пришло в голову Сталину — для исследований. Живущие вокруг мавзолея самаркандские старцы, увидев строительную технику, предупредили строителей о том, что ничего хорошего ждать не стоит. Рабочие, правда, боялись больше живого Сталина, чем мертвого Тимура. Могилу вскрыли, спровоцировав подтопление… Но это была не та беда. Через два дня Гитлер напал на Советский Союз. Перезахоронен Тимур был в ноябре 1942 года, накануне решающей битвы за Сталинград. Говорят, его останки Сталин велел на вертолете пронести над Москвой, отводя беду…

Мавзолей Гур-Эмир.

Мечеть Биби-Ханым

Об этой мечети, из руин восстановленной в конце прошлого века, вам в Самарканде расскажут не очень романтичную и в меру целомудренную историю о жене Тимура, которая задумала мечеть как подарок мужу к возвращению из военной кампании. Задумала, нашла архитектора, да и стала жертвой его страсти: он, дескать, отказался продолжать строительство, воспылав страстью к заказчице. В попытке и мечеть построить, и честь не потерять, архитектор с заказчицей сошлись на том, что тот ее поцелует в щечку через сорок покрывал. Надо ли говорить о том, что увидел на щеке у жены Тимур, вернувшийся домой? На самом деле все было не так, а Тимурова жена вообще была пенсионеркой даже по нашим меркам… Главное, пожалуй, в Биби-Ханым — то, что эта мечеть является прекрасной иллюстрацией архитектурных амбиций и строительных возможностей СССР, применявшихся к памятникам Узбекистана, стоявшим до прихода Советов заброшенными и мало кому нужными.

Бухара

Бухара — эталонный восточный город, простой для понимания приехавшего с запада туриста. Уютные улицы, лежащие внутри крепостных стен, полны галерей, мастерских ювелиров или художников, чайных и кофеен. Здесь довольно много путешественников, но повседневное течение жизни местных не заслонено туристической суетой. В Бухаре приятно гулять, покупать, бесконечно пить чай, ходить на рынок. С точки зрения архитектуры Бухара покажет вам уникальные вещи – например, построенную на смешении национального узбекского и европейского стилей дачу последнего бухарского эмира или мавзолей IХ века, остававшийся скрытым под культурным слоем до самого последнего времени.

Бани — одна из главных достопримечательностей города. В начале 20 века в Бухаре было известно как минимум 16 бань. Одни могли быть квартальными, другие находились на оживленных перекрестках, рядом с другими общественными зданиями. Традиционное название таких угловых бань — Хаммом Кунджак. Именно в такую угловую баню, расположенную в самом центре Бухары, у гигантского минарета Калян, есть возможность сходить у вас. Хаммам был открыт в 16 веке и с тех пор мало изменился. Мужчин ждут в хаммаме "Бозори Корд". Внутри хаммама — традиционные купола, сложенные из грубых кирпичей, и каменные лабиринты, из которых не смогло выбраться время.

Цитадель Арк

Центр любого значимого узбекского города — крепость, которую тут традиционно называют Арк. В цитадели Бухары в начале 20 века жило примерно 3 тысячи человек, включая эмира и его многочисленный гарем. Цитадель была последним оплотом и надеждой бухарского правителя — советская армия с Фрунзе во главе бомбила Арк в 1920-м году до тех пор, пока осажденные на сдались. За семь веков до Фрунзе Арк разрушил Чингисхан. Сейчас внутри музей, рассказывающий об истории, каллиграфии, нумизматике и этнографии Бухары.

Цитадель Арк.

Ансамбль Пои Калян

Минарет Калян, мечеть Калян и медресе Мири Араб — одна из главных достопримечательностей Бухары. Резной минарет — самое высокое здание в Бухаре, его высота — 46.5 метров. О его зодчем, Усто Бако, с уверенностью можно сказать лишь то, что он был архитектурным гением: его минарет, построенный в 1127 году, строен и крепок до сих пор. Архитектор велел похоронить себя под ним: мол, если и будет падать, то на мою голову. Заглянув в медресе, не пропустите лабиринты белых колонн, обрамляющих внутренний двор. Там всегда пустынно и немного жутко: кажется, будто бы колонны движутся в медленном танце или заплетаются в косы.

Ансамбль Пои Калян.

Ансамбль Пои Калян.

Мавзолей Саманидов

Датированный девятым веком мавзолей Саманидов — жемчужина Средней Азии. Он напрочь лишен привычного нам многоцветия, будучи сложенным из грубых кирпичей песчаного оттенка. Небольшой мавзолей с купольной крышей выглядит кружевным, ажурным, практически невесомым. До советского времени мавзолей Саманидов был закрыт культурным слоем.

Мавзолей Саманидов.

Медресе Абдуллазиз-Хана

Одно из самых красивых медресе Узбекистана, медресе Абдуллазиз-Хана, датируется 17 веком. Здание интересно своим богатым декором, еще более активным, причудливым и необычным, чем убранство многих других памятников в стране. Медресе Абдуллазиз-Хана выполнено в непривычно нежных, пастельных, карамельных тонах. Путешественник, привыкший к более насыщенным оттенкам, не сразу понимает, чем же это медресе отличается от множества других. Здесь, например, впервые в истории декоративно-прикладного искусства Узбекистана была использована для оформления желтая краска. Одна часть медресе осталась неоконченной: случился переворот и правителю стало не до архитектуры. Так что сейчас мы имеем уникальную возможность увидеть, как выглядела великая стройка в процессе.

Медресе Абдуллазиз-Хана.

Ансамбль Боло-Хауз

Мечеть Боло-Хауз называют еще мечетью сорока колонн — резные опоры, поддерживающие айван (или террасу для летних молитв), удваиваются в водной глади расположенного рядом водоема. Водоем и называется хауз — это резервуар для сбора и хранения питьевой воды, по традиции расположенный рядом с социально значимыми, как бы мы сейчас сказали, объектами. Мечеть Боло-Хауз была главной, соборной или пятничной мечетью вплоть до революции и любимой мечетью последнего эмира Бухары.

Ансамбль Боло-Хауз.

Торговые купола Бухары

В Узбекистане всегда и все торговали. Мальчиков с самого маленького возраста воспитывали как прекрасных продавцов, обучая всем хитростям ремесла. Самая бойкая торговля всегда велась на перекрестках дорог. Для удобства тех, кто продает, и тех, кто покупает, для защиты от жары и дождя их накрывали куполами. Четыре торговых купола,средневековых шопинг-молла, до сих пор работают в центре старой Бухары. Там прячутся ювелирные мастерские, лавки с антиквариатом, продавцы музыкальных инструментов, скорняки… Уникальность торговли в Узбекистане состоит еще и в том, что она, кажется, вряд ли изменилась за последние сотни лет: покупая что-либо, вы по-прежнему имеете дело с самим мастером или членом его семьи.

Торговые купола Бухары.

Ансамбль Ляби-Хауз

Ляби-Хауз — центр Бухары, главная ее площадь, где мозаичные фасады смотрятся в водное зеркало пруда, а на тенистых берегах работают рестораны и кафе. Картину оживляют белые лебеди. Это главный водоем Бухары, откуда расходится паутина арыков или каналов, опутывающая весь город. Вода важна для любого города, для расположенного в пустынной Средней Азии — в особенности, но именно в Бухаре ее ценность невероятна наглядна. Загляните в мавзолей Чашма-Аюб, где сейчас работает Музей воды, чтобы узнать больше о жизни средневековой Бухары, ее каналов и бань.

Ансамбль Ляби-Хауз.

Ансамбль Ляби-Хауз.

Старые еврейские дома

В старой Бухаре есть еврейский квартал, еврейская школа и несколько синагог, правда, практически нет евреев. Абраам Исхаков, возглавляющий бухарскую еврейскую общину, рад каждому, кто заглянет в старую синагогу. "Все уехали, а я остался", — говорит он. И подчеркивает, что всегда в Узбекистане евреи и мусульмане жили мирно. Оставленные евреями традиционные дома — отдельная достопримечательность Бухары. Постепенно они находят своих инвесторов, превращаясь в отели и рестораны. Внутри обычно — уютный двор, окруженный ярусами балконов, непременная просторная гостиная с нишами для посуды и семейных реликвий, традиционный айван, поддерживаемый колоннами.

Старые еврейские дома.

Дворец Ситораи Мохи-Хоса

Последний эмир Бухары, Мухаммед Алим Хан, был человеком неординарным: учился в Петербурге, был восприимчив к новшествам, не лишен восточной хитрости. В 1920 году Советы выбили его из Бухары — эмир бежал в Афганистан с частью своих сокровищ и умер в Кабуле в 1944 году, нищим и слепым. Его резиденцию строил архитектор Ширин Мурадов, отмеченный позже Сталинской премией за отделку Бухарского зала в Театре оперы и балета в Ташкенте. Дворец эмира у Мурадова получился очень необычным — это потрясающая смесь самых разных декоративных элементов. Например, крыльцо в национальном стиле может быть украшено скульптурами львов, белоснежная резьба по гипсу, ганч, сочетается с мозаичными напластованиями красных, синих, зеленых и зеркальных панелей.

Дворец Ситораи Мохи-Хоса.

Дворец Ситораи Мохи-Хоса.

Мавзолей Бахауддина Накшбаанда

Бахауддин Накшбаанд был величайшим богословом, который всю свою жизнь провел в Бухаре или поблизости. Его считают покровителем города. Его мавзолей — место паломничества для многих мусульман, куда совершают малый хадж те, у кого нет возможности поехать в Мекку. Это суфийская древность; место святое — сюда приезжают молиться и просить об исполнении желаний. Комплекс основан в XVI веке, в 1993 и 2003 годах была проведена масштабная реконструкция.

Мавзолей Бахауддина Накшбаанда.

Некрополь Чор-Бакр

Некрополь Чор-Бакр называют городом мертвых. Строительство связано с именем бухарского шейха Абдуллахана, который воздвиг в 16 веке медресе, мечеть и дом для паломников в окружении пышного сада как дар династии своим подданным. Как и во многие святые места, в Чор-Бакр приезжают и за тем, чтобы, умывшись ледяной водой из колодца, попросить бога о поддержке и исполнении желаний.

Некрополь Чор-Бакр.

Хива

Хиве две с половиной тысячи лет, и за это время ее 38 раз разрушали практически до основания. Сейчас этот город, расположенный почти на границе Узбекистана и Туркменистана, мы видим таким, каким он был в середине XVIII века. С начала 1990-х годов Хива внесена в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Город, лежащий внутри мощных крепостных стен, — жемчужина Узбекистана. От Бухары сюда ехать почти 6 часов на машине – ветка скоростного поезда построена, но движение так и не началось. Этот путь пугает многих — тем лучше! Ведь чем меньше туристов, тем ярче впечатления. Самое удивительное в городе, будто бы сошедшем со страниц сказок 1000 и 1 ночи, – то, что он живой. Внутри крепостных стен расположено почти 300 жилых домов. Для кого-то Хива — это не музей под открытым небом, не чудо из чудес и не причина трястись в машине целый день, а город, где ты родился и живешь.

У Хивы особое настроение. Ее удаленность от других туристических объектов обостряет восприятие. Она удивительно целостна: взгляните на панораму города с одного из минаретов и вы с трудом сможете сказать, какой на дворе век. Хива — как однотонный халат с яркой подкладкой, в ней все самое интересное прячется внутри, в расцвеченных лазурью дворах ханских дворцов и мавзолеев.

Крепостные стены Хивы

Крепостные стены Хивы

Хива — прекрасная иллюстрация и градостроительных, и оборонительных принципов устройства древних городов. Ее глинобитные стены — тщательно спланированное и технически безупречное сооружение. Глина, перемешанная с соломой, набрасывалась с лопаты, сбиваясь в невероятно прочную структуру. Угол наклона стен, расположение башен и бойниц, ориентация ворот по сторонам света — все здесь продуманно и не случайно. На стены можно подняться: это одна из лучших точек для съемки и удобная площадка, чтобы рассмотреть в деталях повседневную жизнь удивительного древнего города.

Минарет Кальта-Минар

Самый красивый минарет Узбекистана, невероятный и потрясающий своими размерами Кальта-Минар так и остался неоконченным, не зря его название переводится как короткий минарет. Его строили в середине XIX века, а проект заморозили из-за смерти правителя. Широченная, облицованная ярко-бирюзовой плиткой башня – символ Хивы и единственный в стране минарет, полностью оформленный майоликой.

Минарет Ислам-Ходжа

Минарет Ислам-Ходжа вы узнаете по отделке, в которой полосы из обожженного кирпича чередуются с яркими майоликовыми. Строительство началось в начале 20 века; со своей высотой в 44,6 метров, Ислам-Ходжа — третий по высоте минарет в Средней Азии. И на Кальта-Минар, и на Ислам-Ходжу лучший вид открывается со смотровой площадки минарета Джума-мечети.

Джума-мечеть

Пятничная мечеть в Хиве — одно из самых необычных религиозных сооружений в мире. Она не имеет традиционных для этого типа построек купола, порталов или внутреннего двора. Ее плоский потолок поддерживается 213 резными колоннами, среди которых нет ни одной одинаковой. Волшебный лес, опоры небесного свода — ассоциации могут быть любыми. Узоры на колоннах уникальны: одни из них имеют лишь декоративную функцию, другие — рассказывают истории о драматических судьбах людей, живших 11 веков назад.

СОВЕТЫ ДЛЯ ТЕХ, КТО ЕДЕТ В УЗБЕКИСТАН

Виза

Гражданам России на срок до 60 дней не нужна.

Как добраться

Прямые рейсы из Москвы — Самарканд, Бухара, Ташкент, Ургенч, Фергана и еще несколько городов. Время в пути — 3.5 часа в среднем.

Граница и таможня

В большинстве аэропортов Узбекистана для иностранцев в зоне прилета есть отдельная очередь на паспортный контроль, быстрая и короткая. Ценности и деньги при выезде и въезде декларировать не нужно; важно сохранять регистрационный листок, который вам выдадут в отеле, до выезда из страны.

Как перемещаться по стране

Ташкент, Самарканд и Бухара соединены линией скоростных поездов, время в пути между городами не превышает нескольких часов. Скоростную ветку до Хивы обещают открыть в ближайшем будущем, сейчас самым удобным способом доехать до Хивы из Бухары, например, является аренда машины с водителем. Если вы хотите захватить все четыре города за одну поездку и обойтись без передвижения между городами на автомобиле, стройте маршрут так: Москва-Ургенч (Хива) самолетом, Ургенч-Ташкент самолетом, Ташкент-Самарканд-Бухара поездом, Бухара-Москва — самолетом.

Деньги

Черный рынок обмена валют остался в прошлом, доллары по достойному курсу вам поменяют практически в любом банке. Снять деньги с карт Visa — не проблема, однако, в большинстве мест к оплате принимают только наличные сумы. Расплатиться наличными долларами можно в туристических местах, хоть это и нарушает действующее законодательство.

Язык и безопасность

В Узбекистане практически все, с кем вы столкнетесь, говорят по-русски. И каждый будет готов вас проводить, рассказать, показать и сделать все, чтобы страна оставила самые лучшие впечатления. Рассчитывайте на настоящее восточное гостеприимство и помощь в любых вопросах.

Фото: Ольга Мелекесцева