Один из важнейших трендов сегодня — восстановление старых промыслов. Многие мастера не просто продолжают традицию, переданную им старшим поколением семьи, но и в рамках своего ремесла восстанавливают традиции многовековой давности, изучая архивы. Вдохновение черпается в родной земле, в археологических находках, в музейных коллекциях. Несколькими такими историями с читателями AD делится Дарья Сиротина, автор вышедшей в издательстве “КоЛибри” книги “Мой Узбекистан”, первого на русском языке издания, представляющего региональное своеобразие страны в контексте крафта, гастрономии и виноделия и рассказывающего, каков Узбекистан сейчас.
Вышивка сюзане является национальным призванием, тем искусством, в котором женщины Узбекистана достигли невероятного мастерства. Сюзане предназначались для украшения интерьера — и предназначаются до сих пор, служа лучшим сувениром из Узбекистана. Региональные традиции вышивки разнятся: это и причудливость нуратинского стиля, и супрематизм ургутской вышивки, и экспрессивные цвета и узнаваемые сюжеты Сурхандарьи, и ташкентские палаки, где вся ткань покрывается миллионом мельчайших стежков.
Традицию ташкентских палаков Мадина Касымбаева возродила сама. Просветы ткани в этом типе вышивки редки: небольшие светлые фрагменты имеют фантастический декоративный эффект, выделяя изображенные на полотне фигуры. Ташкентский палак требует и времени, и большого количества ниток и красителя, да и вышивать его должна одна мастерица от начала до конца. Из-за трудоемкости работы традиция ташкентской вышивки практически прервалась. За то время, что вышивается один палак, опытная мастерица сделает два-три сюзане в нуратинском стиле с растительными орнаментами и большим количеством незашитого полотна и продаст их. Простая рыночная экономика.