Мнение: Ники Хэслем о Bentley и Филипе Джонсоне

Великий дизайнер Ники Хэслем рассказал нам об уникальном путешествии, которое совершил этой весной. Благодаря новому автомобилю Bentley дизайнеру удалось отправиться... в собственное прошлое.
Ники Хэслем об автопробеге на Bentley Bentayga до «Стеклянного дома» Филипа Джонсона | Admagazine

Великий дизайнер Ники Хэслем рассказал нам об уникальном путешествии, которое совершил этой весной. Благодаря новому автомобилю Bentley дизайнеру удалось отправиться... в собственное прошлое.

Ники Хэслем на зад­нем сиденье автомобиля Bentley Bentayga. Весной 2016 года в рамках презентации новой модели марка устроила автопробег от центра Нью-Йорка до уникального памятника американской архитектуры ХХ века — “Стеклянного дома” Филипа Джонсона. Ники, друживший с Джонсоном, не мог остаться в стороне. Тем более что он и Bentley не чужд.

SimÓn GarcÍa​/arcaidimages.com; zra Stoller/Esto; gettyimages.ru; архив пресс-службы

“Мой дядя, самых честных правил джентльмен Роберт Хэслем, родился в 1878 году и, перед тем как остепениться и стать архитектором, всю молодость провел, носясь по дорогам Европы на “новомодных штуках” – автомобилях. Пыльные узкие дороги между Монте-Карло и Неаполем, Ниццей и Будапештом ложились под колесами его “даймлеров” и “бенцев”. А потом, в 1919-м, он нашел машину столь новую и элегантную, быструю и современную, что все другие марки были забыты, и по континентальным спа и казино дядя носился уже только на новой любимице. Иногда он заезжал к нам в гости – я и мои братья с восторгом и завистью смотрели, как его длинный сверкающий кабриолет влетает во двор нашего загородного дома. Кабриолет был марки Bentley.

Легендарная британская автомобильная марка была основана в 1919 году, и с тех пор их машины сла­вятся сочетанием роскоши и скорости. На фото Bentley 4½ Litre Birkin Blower 2 1929 года выпуска на гоночном треке.

SimÓn GarcÍa​/arcaidimages.com; zra Stoller/Esto; gettyimages.ru; архив пресс-службы

Этой весной архитектура и Bentley снова соединились, чтобы подарить мне одно из самых захватывающих впечатлений в жизни. Случилось это в Нью-Йорке, городе, где я в 1960-х прожил несколько лет. Никогда не забуду вечеринку, на которую попал на второй день по приезде. В комнате был человек. Высокий, поджарый, окруженный толпой поклонников. От него прямо-таки веяло аурой гениальности. Это был Филип Джонсон – великий архитектор, соратник Мис ван дер Роэ, автор здания Seagram. Филип взял меня под крыло и показал мне Нью-Йорк – то, что нравилось ему и, следовательно, по определению было прекрасно. Через пару дней он пригласил меня погостить в его затерянном в зелени Восточных 50-х улиц таунхаусе в Нью-Йорке: у него был первый и на тот момент единственный виденный мной абсолютно белый интерьер. А потом Джонсон позвал меня на уик-энд в свой новый дом в долине реки Коннектикут.

Филип Джонсон у фасада своего “Стеклянного дома”.

SimÓn GarcÍa​/arcaidimages.com; zra Stoller/Esto; gettyimages.ru; архив пресс-службы

Я не помню, на какой машине мы ехали. “Олдсмобиль”? Скромный “паккард”? Джонсон скорее бы умер, чем сел во что-то, произведенное в Детройте... Смутно помню, что сиденья были широкие, обтянутые кожей цвета загара. Пейзаж я запомнил лучше машины. Это была Америка моей мечты – такая, как в кино. Мы миновали летящие металлические мосты Ист-Ривер, обшарпанные улочки Гарлема, увядающие особняки Бронксвилля. По сторонам дороги тянулись магазинчики, церквушки, бары и улочки с аккуратными домами, похожими на коробочки. Невинная, местечковая Америка, в которой жили мои кумиры – герои Роберта Вагнера и Сандры Ди из подростковых мелодрам. Потом – район Парквейс: широкая лента дороги вилась через лесистый ландшафт, за изгибами открывались то озеро, то водопад. И дома с портиками и колоннами – тоже совершенно киношные.

Bentley Continental GT 1952 года выпуска.

SimÓn GarcÍa​/arcaidimages.com; zra Stoller/Esto; gettyimages.ru; архив пресс-службы

Резкий поворот направо, дорога сужается. Мы взбираемся на холм, и дубрава редеет. Сизый туман над лугом скрывает далекие горы. Силуэт всадника – вдруг это Керк Дуглас в ковбойском костюме?

Glass House, собственный дом архитектора Филипа Джонсона в Нью-Ханаане, штат Коннектикут. Построен в период между 1949 и 1955 годом и немедленно стал иконой архитектуры ХХ века.

SimÓn GarcÍa​/arcaidimages.com; zra Stoller/Esto; gettyimages.ru; архив пресс-службы

Снова направо – вот он, внизу, залитый вечерним солнцем. Glass House, “Стеклянный дом”. Неповторимый. Совершенный и безошибочно американский в своей чистоте.

Интерьеры “Стек­лянного дома” с мебелью Barcelona по дизайну Людвига Мис ван дер Роэ.

SimÓn GarcÍa​/arcaidimages.com; zra Stoller/Esto; gettyimages.ru; архив пресс-службы

И вот весенним утром на Манхэттене мне выпал шанс пережить ту поездку вновь. Группа новейших и мощнейших Bentley Bentayga выстроилась на Лексингтон-авеню, у дверей отеля Waldorf Astoria. Эта модель – первый внедорожник марки, но о “тракторах” забудьте: эти малышки классичны и элегантны в полном соответствии с традициями бренда. Швейцары “Астории” одобрительно присвистывают. Люди останавливаются поглазеть.

Интерьер “Стеклянного дома” со времен Джонсона не изменился. Сейчас тут музей, его можно посещать турами по предварительной договоренности.

SimÓn GarcÍa​/arcaidimages.com; zra Stoller/Esto; gettyimages.ru; архив пресс-службы

Наконец, поделенные на группы, мы отъезжаем. Джулия Марзотти, белокурый ураган активности, организующий события для Bentley, успела нам показать, что во вместительные багажники помещены сумки, набитые снедью для пикника. В машинах нас по четверо: для начала пути за руль мы посадили ньюйоркца – пусть справляется с трафиком родного города, менее опытные водители сменят его позже, в не столь опасной ситуации. Наша машина – и на сегодня она НАША, никому не отдадим – серебристо-синего цвета. Она терпеливо топчется в пробках, но чувствуется, что мощный мотор жаждет движения и поднимется на дыбы, как резвый жеребец, дай только волю.

Май 2016 года: пятерка автомобилей Bentley Bentayga на Лексингтон-авеню, у входа в отель Waldorf Astoria, перед началом автопробега к “Стеклянному дому”. Первый автомобиль класса SUV Bentley Bentayga был признан журналом Robb Report лучшим внедорожником 2016 года.

SimÓn GarcÍa​/arcaidimages.com; zra Stoller/Esto; gettyimages.ru; архив пресс-службы

И вот летящие мосты позади, и мы на просторе хайвея. Мы обходим все остальные автомобили легко, словно парим по воздуху, и едем так быстро, что окрестности за окнами – супермаркеты, неоновые вывески, болезненно-ярко освещенные бензоколонки – сливаются в одну яркую цветную полосу. На въезде в парковую зону мы включаем шестилитровый двенадцатицилиндровый двигатель на полную мощность – и как будто взлетаем еще выше, настолько хорошо подвеска компенсирует ускорение. Остальные машины на дороге притормаживают в немом восхищении: на лицах водителей, прижимающих физиономии к ветровым стеклам, написано... вожделение, иначе это никак не назовешь. Надо понимать, что мы переживаем особенный момент – Bentayga “публично” едет по дороге впервые, до того в действии машину видели только в Крю, в Англии, где этих “крошек” проектируют и производят.

Ники Хэслем позирует на фоне шедевра, построенного его другом 60 лет назад.

SimÓn GarcÍa​/arcaidimages.com; zra Stoller/Esto; gettyimages.ru; архив пресс-службы

На час-другой я опять оказываюсь в кино – на этот раз в научно-фантастическом блокбастере. Мы останавливаемся на мгновение, чтобы поменять водителя, но это лишь повод для пикника на обочине (с распитием бутылочки ледяного Taittinger). А потом – как-то слишком скоро, по моим ощущениям, – навигатор сообщает, что мы прибыли к месту назначения. Мы въезжаем в ворота, и я понимаю, что за прошедшие с моего первого визита годы на участке появилось еще несколько построек: маленькая белая часовня слева, большая подземная беседка с куполом из дерна справа и еще несколько архитектурных капризов.

Фрагмент фасада “Стеклянного дома”. В 1955 году постройка вызвала большой скандал: совершенно прозрачный дом, в котором от глаз посторонних скрыты только туалет и душевая кабина, здорово шокировал консервативных жителей Коннектикута. Бешенство соседей радовало Джонсона не меньше, чем признание постройки архитектурными критиками.

SimÓn GarcÍa​/arcaidimages.com; zra Stoller/Esto; gettyimages.ru; архив пресс-службы

Но впереди, во всей своей минималистской славе, неизменный, совершенный, стоит он, “Стеклянный дом”. И когда наша пятерка Bentayga подъезжает к фасаду, я понимаю, как много общего между этим зданием и этими машинами. “Стеклянный дом” – высокотехнологичная, элегантно придуманная и сконструированная постройка, которая ничем не выдает своей материальности. Эти автомобили также прячут технологичность под личиной скульптурно-прекрасной формы – сталь, стекло и кожа маскируют работу мысли, но именно работа мысли делает их прекрасными. Их разделяют десятилетия, но этот дом и эти машины в равной степени демонстрируют способности человека “поженить” технологию и мастерство, красоту и скорость, роскошь и соблазн. Мои кинофантазии хороши, но они в прошлом – сейчас я погружен в реальность ХХI века, и она как-то круче. И я думаю о своем дяде-архитекторе Роберте. Он бы все на свете отдал за возможность посидеть за рулем этого автомобиля”.

Группа Bentley Bentayga прибыла к месту назначения.

SimÓn GarcÍa​/arcaidimages.com; zra Stoller/Esto; gettyimages.ru; архив пресс-службы

Фото: SimÓn GarcÍa​/arcaidimages.com; zra Stoller/Esto; gettyimages.ru; архив пресс-службы