Еще не все питерские таксисты успели выучить, где находится гостиница “Эрмитаж”, зато любой из них готов пуститься в ностальгию по ДК пищевиков, на месте которого она находится. Здание на нынешней улице Правды появилось в середине XIX века, после чего много раз меняло хозяев и перестраивалось. Последним, в 1936–1937 годах, к нему приложил руку архитектор Василий Макашов, приспособивший парадный особняк под нужды пролетарского клуба.
Из разговоров с питерцами складывается впечатление, что так или иначе бывали в нем все: кто-то занимался в детских кружках, кто-то ходил на концерты – Высоцкого, “Аквариума”, Вероники Долиной. Всё это закончилось в конце 1990-х, когда клуб признали аварийным, – сперва его облюбовали бомжи, а еще через пять лет случился пожар. В интернете можно найти фотографии погорельца: выбитые окна, облупившийся фасад, прорастающие через кирпичную кладку деревца и внутренний двор, перегороженный глухими щитами.
Разговоры о дальнейшей судьбе здания шли долго, планы менялись, пока не стало известно, что здесь открывается официальный отель Государственного Эрмитажа. На практике это означает, что гости музея будут останавливаться именно здесь, а постояльцы гостиницы, названной в честь главного музея страны, в качестве бонуса получат возможность попасть в Эрмитаж, минуя все очереди.
На открытии отеля многие ожидали, что связь с музеем проявится в интерьерах. В холле под стеклянным куполом действительно имеется копия стола работы Огюста Монферрана и копия вазы “Сплетницы” из музейного собрания, есть несколько репродукций, но дело всё же ограничивается деталями. Как заявил на открытии директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, задачи делать здесь филиал музея не было – достаточно идейного родства. И похвалил новых хозяев за аккуратную реконструкцию, в ходе которой они восстановили фасад с колоннами и соблюли высотный регламент, позволив зданию сохранить за собой статус вновь выявленного памятника архитектуры.
Тем не менее звание музейной гостиницы обязывает – в интерьерах господствует классический стиль и парадный размах. Отделка выполнена в традиционном ключе из “правильных” материалов и без скидки на современность. Мраморные полы в холлах, паркет в номерах, обитые тканью стены, золоченая лепнина пока еще сверкают новизной, но уже ясно, что со временем они, как и положено всему подлинному и натуральному, будут красиво стареть.
Мебель для номеров и общественных пространств выпущена итальянской маркой Savio Firmino. Как рассказывает директор по развитию и сын основателя компании Козимо Савио, это едва ли не самый крупный заказ в истории марки, причем выполнить его требовалось в рекордные три месяца, поэтому пришлось привлекать к работе дружественных мебельщиков. “Мой отец Гвидо Савио, главный дизайнер Savio Firmino, всегда вдохновлялся исторической мебелью, так что работа над этим проектом стала для него большой радостью, – говорит Козимо. – А некоторые вещи, которые мы изготовили для “Эрмитажа”, теперь станут частью нашей коллекции”.
Единственное, о чем жалеют итальянцы, так это дефицит времени, из-за которого они не успели изучить мебель Эрмитажа и создать нечто в русском стиле. Хотя, как признается Козимо, они уже наверстали упущенное и покажут результат своих изысканий на ближайшем Миланском салоне.
Текст: Анастасия Ромашкевич
Фото: Сергей Ананьев