Ресторан по проекту Филиппа Старка в Венеции

Когда невозможно бороться с неизбежным (а наводнения в Венеции, увы, из этого разряда), можно художественно обыграть сложности. По крайней мере Филипп Старк именно так и поступил.
Фото интерьера ресторана по проекту Филиппа Старка

Когда невозможно бороться с неизбежным (а наводнения в Венеции, увы, из этого разряда), можно художественно обыграть сложности. По крайней мере Филипп Старк именно так и поступил.

Кафе Quadri на площади Сан-Марко — одно из старейших гранд-кафе Венеции. С 2010 года оно принадлежит семье Алаймо, известным итальянским братьям-рестораторам. Массимилиано прославился как самый молодой в истории шеф, получивший три звезды “Мишлена”, а его старший брат — как бессменный и, бесспорно, очень талантливый менеджер всех его проектов, благодаря чему под управлением семьи сейчас уже десять ресторанов, и каждый из них уникален.

Фото интерьера ресторана по проекту Филиппа Старка

Последние десятилетия Венеция все сильнее страдает от aqua alta (“высокой воды”), а расположенную в самом низком месте площадь Сан-Марко заливает сильнее всего, а с ней и старинное кафе. Чтобы привести его в порядок, а также обновить и придать более современный характер, сохранив важную для Венеции аутентичность, братья Алаймо пригласили Филиппа Старка, с которым вот уже десять лет успешно сотрудничают и сделали два ресторана: фантасмагорическое кафе Stern в Париже и элегантный ресторан AMO в знаменитом венецианском универмаге Fondaco dei Tedeschi.

Фото интерьера ресторана по проекту Филиппа Старка

Поскольку кафе историческое с отделкой XIX века, Старк и Алаймо пригласили также венецианского архитектора, в прошлом директора Венецианского архитектурного университета, Марино Фолина, который рекомендовал реставраторов и лучшие ремесленные мастерские, где по-прежнему работают вручную с соблюдением старинных технологий.

Фото интерьера ресторана по проекту Филиппа Старка

Старинные стены с лепниной и росписями на первом этаже были восстановлены специалистами по художественной реставрации. Поскольку невозможно бороться с неизбежными наводнениями, от которых страдает Венеция, Филипп Старк решил обыграть их: поэтому у мебели на первом этаже на ножках высокие латунные накладки. Когда вода будет попадать на пол кафе и затапливать мебель, на латуни будут оставаться следы в виде окиси — как память.

Фото интерьера ресторана по проекту Филиппа Старка

На втором этаже, где расположен ресторан, вляние Старка сильнее, хотя на первый взгляд кафе вполне традиционно. Стены, в прошлом красные, сейчас обиты текстилем глубокого коричневого цвета с золотистым отливом. Ткань сделана в знаменитой венецианской мастерской Tessitura Bevilacqua, где по-прежнему ткани изготавливаются вручную на старинных станках. Выбрав в архивах мастерской ткань с орнаментом середины XVI века, Старк решил что она прекрасно подойдет для стен кафе.

Фото интерьера ресторана по проекту Филиппа Старка

Но Филипп Старк не был бы Филиппом Старком, если бы не добавил немного иронии и хулиганства. Так, в изящные орнаменты добавились лица братьев Алаймо, а вместо гондол и карет здесь появились астронавты и спутники, но так деликатно переплетенные с аутентичными завитками, что их еще нужно разглядеть. Роскошная люстра мурановского стекла 1930-х годов была тщательно восстановлена и дополнена несколькими новыми, сделанными современным мастером-стеклодувом.

Фото интерьера ресторана по проекту Филиппа Старка

Поскольку Венеция немыслима без зеркал, их здесь тоже достаточно. Изготовлением занималась старинная семейная мастерская Barbini — говорят, что они же делали в свое время зеркала Людовику XIV для Версаля.

Фото интерьера ресторана по проекту Филиппа Старка

На полу второго этажа лежат живописные ковры по дизайну дочери Старка — Ары. А за дизайн логотипов отвечало приглашенное Старком британское креативное агентство GBH. Они взяли старинные буквы с фасада, отвезли их в небольшую литейную мастерскую (последнюю в Венеции) и в верхней части отполировали до блеска позеленевшую латунь. Во-первых, это напоминание о “высокой воде”, а во-вторых, деликатное указание, что на первом этаже расположены кафе и бистро, пусть и исторические, а вот роскошный ресторан — он наверху.