Ресторан по проекту Филиппа Старка в Венеции

Когда невозможно бороться с неизбежным (а наводнения в Венеции, увы, из этого разряда), можно художественно обыграть сложности. По крайней мере Филипп Старк именно так и поступил.
Фото интерьера ресторана по проекту Филиппа Старка

Когда невозможно бороться с неизбежным (а наводнения в Венеции, увы, из этого разряда), можно художественно обыграть сложности. По крайней мере Филипп Старк именно так и поступил.

Кафе Quadri на площади Сан-Марко — одно из старейших гранд-кафе Венеции. С 2010 года оно принадлежит семье Алаймо, известным итальянским братьям-рестораторам. Массимилиано прославился как самый молодой в истории шеф, получивший три звезды “Мишлена”, а его старший брат — как бессменный и, бесспорно, очень талантливый менеджер всех его проектов, благодаря чему под управлением семьи сейчас уже десять ресторанов, и каждый из них уникален.

Последние десятилетия Венеция все сильнее страдает от aqua alta (“высокой воды”), а расположенную в самом низком месте площадь Сан-Марко заливает сильнее всего, а с ней и старинное кафе. Чтобы привести его в порядок, а также обновить и придать более современный характер, сохранив важную для Венеции аутентичность, братья Алаймо пригласили Филиппа Старка, с которым вот уже десять лет успешно сотрудничают и сделали два ресторана: фантасмагорическое кафе Stern в Париже и элегантный ресторан AMO в знаменитом венецианском универмаге Fondaco dei Tedeschi.

Поскольку кафе историческое с отделкой XIX века, Старк и Алаймо пригласили также венецианского архитектора, в прошлом директора Венецианского архитектурного университета, Марино Фолина, который рекомендовал реставраторов и лучшие ремесленные мастерские, где по-прежнему работают вручную с соблюдением старинных технологий.

Старинные стены с лепниной и росписями на первом этаже были восстановлены специалистами по художественной реставрации. Поскольку невозможно бороться с неизбежными наводнениями, от которых страдает Венеция, Филипп Старк решил обыграть их: поэтому у мебели на первом этаже на ножках высокие латунные накладки. Когда вода будет попадать на пол кафе и затапливать мебель, на латуни будут оставаться следы в виде окиси — как память.

На втором этаже, где расположен ресторан, вляние Старка сильнее, хотя на первый взгляд кафе вполне традиционно. Стены, в прошлом красные, сейчас обиты текстилем глубокого коричневого цвета с золотистым отливом. Ткань сделана в знаменитой венецианской мастерской Tessitura Bevilacqua, где по-прежнему ткани изготавливаются вручную на старинных станках. Выбрав в архивах мастерской ткань с орнаментом середины XVI века, Старк решил что она прекрасно подойдет для стен кафе.

Но Филипп Старк не был бы Филиппом Старком, если бы не добавил немного иронии и хулиганства. Так, в изящные орнаменты добавились лица братьев Алаймо, а вместо гондол и карет здесь появились астронавты и спутники, но так деликатно переплетенные с аутентичными завитками, что их еще нужно разглядеть. Роскошная люстра мурановского стекла 1930-х годов была тщательно восстановлена и дополнена несколькими новыми, сделанными современным мастером-стеклодувом.

Поскольку Венеция немыслима без зеркал, их здесь тоже достаточно. Изготовлением занималась старинная семейная мастерская Barbini — говорят, что они же делали в свое время зеркала Людовику XIV для Версаля.

На полу второго этажа лежат живописные ковры по дизайну дочери Старка — Ары. А за дизайн логотипов отвечало приглашенное Старком британское креативное агентство GBH. Они взяли старинные буквы с фасада, отвезли их в небольшую литейную мастерскую (последнюю в Венеции) и в верхней части отполировали до блеска позеленевшую латунь. Во-первых, это напоминание о “высокой воде”, а во-вторых, деликатное указание, что на первом этаже расположены кафе и бистро, пусть и исторические, а вот роскошный ресторан — он наверху.