Ресторан в Одессе

Украинский дизайнер Йова Ягер оформила в Одессе ресторан с европейским колоритом, витражным потолком и визуальными цитатами из фильма Уэса Андерсона.
Ресторан мидий в Одессе фото интерьеров от дизайнера Йовы Ягер | Admagazine

“Мы столько внимания уделяем устрицам, а ведь мидии им не уступают!” — резонно подумала ресторатор Надежда Чебанова и взялась исправлять ситуацию путем создания в Одессе монопродуктового ресторана, специализирующегося на этих прекрасных двустворчатых. “Мне захотелось сделать уютное одесское кафе, основанное на локальных черноморских продуктах, но без “шароварщины” — европейское маленькое шумное, с открытой кухней и дружественным неформальным сервисом”. Сказано — сделано. Для создания интерьера в нужном современно-европейском ключе пригласили дизайнера Йову Ягер соосновательницу студии Kleydesign, молодого автора многих модных заведений Киева.

“Увидев помещение впервые, мы бодро решили, что сделаем проект всего за два месяца”, — рассказывает Йова. На первый взгляд пространство прямоугольной формы с высокими потолками и большими витражными окнами выглядело аккуратно и чисто: на стенах и потолках — оштукатуренный гипсокартон, на полу — новая плитка, свежие розетки и выключатели.

Казалось бы, самые грязные работы сделаны — остается только навести красоту. Увы, демонтажные работы открыли совсем другую, довольно печальную картину: старые, рыхлые и лишенные звукоизоляции деревянные перекрытия, кривые стены и окна, устаревшая сантехника и лестничная конструкция. Было очевидно, что многое придется менять. “В итоге проект занял ровно в два раза больше времени, чем мы планировали”, — вспоминает Йова.

В зоне кухни, где сегодня нарядно блестит белая плитка, еще не так давно были кривые стены. В процессе выравнивания “потерялись” 10 см и уже заказанное кухонное оборудование не помещалось. Ситуацию спас отвечавший за авторский надзор архитектор Александр Мартынюк, который дал строителям команду выравнивать стену в обратную сторону, то есть вглубь. И тут бригада наткнулась на приятный сюрприз: стены помещения оказались возведены не из бетона или кирпича, а из всеми позабытого ракушечника, что приятно перекликалось с тематикой самого ресторана. Фрагмент фактурной стены из ракушечника решили оставить на виду, законсервировав и поместив под стекло. Так в зоне горячего цеха появилась неожиданная, но очень уместная фактура.

В скромном по размеру основном зале (всего 50 м²) поместилось 48 посадочных мест. Сам интерьер довольно лаконичный, с легким индустриальным акцентом. “Если честно, то весь образ ресторана Kotelok был придуман мною под влиянием фильма Уэса Андерсона “Поезд на Дарджилинг”. Ритм фильма, актерский состав, безукоризненные кадры и декорации — все нашло свое отражение в этом пространстве”, — рассказывает Йова Ягер. Не стоит искать цитаты буквально, но если озадачиться и сравнить, то цвет и фактура настенных панелей, диваны и столы, а также стеклянный потолок действительно напоминают вагон-ресторан из фильма.

Впрочем, несмотря на отсылку к экзотическому фильму-путешествию и ориентацию на европейскую стилистику интерьера, в кафе сильнейший узнаваемо-одесский колорит. Его придает замечательная живопись на витраже потолка, выполненная Машей Ревой. Маша, молодая, но уже популярная местная художница из известной творческой семьи, сумела рассказать о “жизни мидий” в лучших традициях уютного одесского юмора. “Для того чтобы придумать персонажей для рисунка, я ездила на велосипеде по городу и делала наброски жителей, ходила по рыбному отделу Привоза и тайно фотографировала продавцов, их товар и котов, шикарно проводящих время возле прилавков”, — рассказывает Маша. Изображения мидий, проделывающих путь от Черного моря до тарелки гурмана, перемежаются замечательными образами колоритнейших дам, достойных страниц Бабеля или Ильфа и Петрова. Именно они-то и придают всему заведению то мягко-ироничное настроение, которое все так ждут от настоящей Одессы.

Текст: Марина Юшкевич