Кусковский лесопарк пользуется популярностью уже как минимум три века. Если сейчас здесь разъезжают на велосипедах и самокатах, то тогда толпились кареты. Два раза в неделю, по четвергам и воскресеньям, здесь был настоящий праздник: сюда мог пройти любой, даже прилично одетый мещанин: прогуляться, поудить рыбу или посмотреть представление.
Таким Кусково стало при графе Петре Борисовиче Шереметеве. Именно он в XVIII веке построил здесь архитектурно-художественный ансамбль, который стоит в парке по сей день.
Кусково принадлежало роду Шереметевых с XVI века. Раньше здесь стояли деревянная церковь, боярский и крепостной дворы, а строительство роскошных дворцов началось только во второй половине XVIII века после женитьбы Петра Борисовича на княжне Варваре Алексеевне. В качестве приданого она преподнесла мужу три своих поместья: Перово, Тетерки и Вешняки. Объединив их, граф получил обширное имение.
Молодая супруга любила эти места и не хотела уезжать отсюда. Поэтому для нее Шереметев решил создать усадьбу с дворцом, увеселительными павильонами, большим парком и прудами. Она делилась на три части: запрудную со зверинцем, основную с архитектурным ансамблем и территорию с английским парком “Гай”.
Главным зданием, конечно, являлся дворец, или Большой дом. Его построили под руководством московского архитектора Карла Бланка из дерева. Фасад оштукатурили и покрасили в нежно-розовый цвет, а в центре разместили родовой вензель под графской короной. Парадный этаж предназначался для приема гостей, а на цокольном располагались винные погреба и хозяйственные помещения. Планировка и декор интерьеров идеально сохранились до сегодняшних дней.
Шереметевы обожали приемы: случалось, что в Кускове собиралось до 30 000 человек. Для встреч небольших групп гостей даже был построен специальный домик, который называли Итальянским. Конечно, он был значительно меньше, чем основной дворец, но гораздо уютнее: здесь граф хранил свою коллекцию раритетных вещей.
Голландский домик был построен в память о Петре I, который многому научился в этой стране. Здание знакомило гостей с европейским укладом: здесь был разбит сад с тюльпанами, огород с капустой и спаржей, а рядом паслась корова, специально привезенная из Голландии. Изнутри сооружение было выложено изразцами и плитками, пол отделан мрамором, а стены украшали картины фламандских художников, изображавших домашний быт.
Грот под руководством крепостного архитектора Ф. Аргунова строили целых шесть лет. И это, несомненно, одна из самых интересных построек Кускова. Каменный павильон в стиле рококо, по задумке автора, должен был олицетворять стихию камня и воды. Во-первых, он располагается у пруда, а во-вторых, в отделке стен и потолка были задействованы настоящие раковины средиземноморских моллюсков, которые возами доставляли из Голландии. Кроме того, для создания атмосферы подводного мира здесь использовали цветное стекло, известковый туф и фарфоровые изделия, выполненные в форме разных морских обитателей.
Кстати, именно в Гроте обедала императрица Екатерина II во время своего визита в Кусково.
“Эрмитаж” в переводе с французского означает “хижина отшельника”. И в Кускове здание использовалось практически по назначению: здесь можно было уединиться во время бала с дамой либо обсудить важные дела с друзьями. Конечно, в роли отшельников выступали только приближенные к графу люди. Павильон имеет два этажа: на первом располагалась прислуга, а на второй могли попасть только гости и только на специальном механическом лифте. Еду и напитки тоже поставляли с помощью подъемного механизма, так что можно было не беспокоиться о конфиденциальности.
Среди запутанной сети садовых дорожек парка “Гай” находился Дом уединения. Именно здесь поселился Петр Борисович после смерти своей супруги и дочери. Обстановка была скромная по сравнению с дворцом, и он пользовался лишь тремя комнатами: личной уборной, кабинетом-конторочкой и вседневной опочивальней.
В усадьбе Кусково также располагались оранжерея, использовавшаяся не только для выращивания фруктов и цветов, но и для приема гостей, вольер для птиц, церковь, колокольня, швейцарский домик и воздушный театр, состоящий из амфитеатра и сцены. Он давал возможность увидеть представление публике, смотревшей спектакль с дорожек парка.
После революционных событий 1917 года усадьбу национализировали, а через два года она стала государственным музеем, который впоследствии объединили с коллекцией Музея керамики.
Фото: Getty Images; russiainphoto.ru; pastvu.ru; подробности об источниках фото – при нажатии на изображение.