Усадьбы Москвы в деталях: история Кускова и старинные фотографии

К началу лета мы открываем новую архитектурную рубрику “Усадьбы Москвы в деталях”. В многочисленных парках Москвы можно найти не только покой и прохладу, но и скрытые жемчужины мегаполиса — роскошные усадьбы, которые служат напоминанием о богатой истории города. Сегодня отправляемся почти на 250 лет назад — в усадьбу Кусково.
Усадьба Кусково история и архитектура на старинных фотографиях

Кусковский лесопарк пользуется популярностью уже как минимум три века. Если сейчас здесь разъезжают на велосипедах и самокатах, то тогда толпились кареты. Два раза в неделю, по четвергам и воскресеньям, здесь был настоящий праздник: сюда мог пройти любой, даже прилично одетый мещанин: прогуляться, поудить рыбу или посмотреть представление.

Getty Images

Партер со стороны дворца.

russiainphoto.ru; Источник: Московский музей-усадьба "Останкино"; Автор: "Шерер, Набгольц и Кº"

Таким Кусково стало при графе Петре Борисовиче Шереметеве. Именно он в XVIII веке построил здесь архитектурно-художественный ансамбль, который стоит в парке по сей день.

russiainphoto.ru; Источник: Московский музей-усадьба "Останкино"; Автор: "Шерер, Набгольц и Кº"
Getty Images

“Бывало, всякое воскресенье, от мая до августа, дорога Кусковская представляла улицу многолюдного города, и карета обскакивала карету. В садах гремела музыка, в аллеях теснились люди, и венецианская гандола с разноцветными флагами разъезжала по тихим водам большого озера”, — писал Н. М. Карамзин.

Вид с парадного двора на пристань, пруд и канал. Дата съемки: 1886.

russiainphoto.ru; Источник: Московский музей-усадьба "Останкино"; Автор: "Шерер, Набгольц и Кº"

Кусково принадлежало роду Шереметевых с XVI века. Раньше здесь стояли деревянная церковь, боярский и крепостной дворы, а строительство роскошных дворцов началось только во второй половине XVIII века после женитьбы Петра Борисовича на княжне Варваре Алексеевне. В качестве приданого она преподнесла мужу три своих поместья: Перово, Тетерки и Вешняки. Объединив их, граф получил обширное имение.

Парк.

russiainphoto.ru; Источник: Московский музей-усадьба "Останкино"; Автор: "Шерер, Набгольц и Кº"

Молодая супруга любила эти места и не хотела уезжать отсюда. Поэтому для нее Шереметев решил создать усадьбу с дворцом, увеселительными павильонами, большим парком и прудами. Она делилась на три части: запрудную со зверинцем, основную с архитектурным ансамблем и территорию с английским парком “Гай”.

Столовая во дворце. Дата съемки: приблизительно 1883–1886.

Источник: russiainphoto.ru; Московский музей-усадьба «Останкино". "Шерер, Набгольц и Кº"

Малиновая гостиная. Дата съемки: приблизительно 1883–1886.

russiainphoto.ru; Источник: Московский музей-усадьба "Останкино"; Автор: "Шерер, Набгольц и Кº"
Дворец (1769–1775)

Главным зданием, конечно, являлся дворец, или Большой дом. Его построили под руководством московского архитектора Карла Бланка из дерева. Фасад оштукатурили и покрасили в нежно-розовый цвет, а в центре разместили родовой вензель под графской короной. Парадный этаж предназначался для приема гостей, а на цокольном располагались винные погреба и хозяйственные помещения. Планировка и декор интерьеров идеально сохранились до сегодняшних дней.

Дворец.

Getty Images

Кусковский дворец на берегу пруда. Дата съемки: приблизительно 1883–1886.

russiainphoto.ru; Источник: Московский музей-усадьба "Останкино"; Автор: "Шерер, Набгольц и Кº"

Малиновая гостиная. Дата съемки: приблизительно 1883–1886.

russiainphoto.ru; Источник: Московский музей-усадьба "Останкино"; Автор: "Шерер, Набгольц и Кº"
Итальянский домик (1754–1755)

Шереметевы обожали приемы: случалось, что в Кускове собиралось до 30 000 человек. Для встреч небольших групп гостей даже был построен специальный домик, который называли Итальянским. Конечно, он был значительно меньше, чем основной дворец, но гораздо уютнее: здесь граф хранил свою коллекцию раритетных вещей.

Итальянский домик. Дата съемки: приблизительно 1883–1886.

russiainphoto.ru; Источник: Московский музей-усадьба "Останкино"; Автор: "Шерер, Набгольц и Кº"

Итальянский домик.

Голландский домик (1749)

Голландский домик был построен в память о Петре I, который многому научился в этой стране. Здание знакомило гостей с европейским укладом: здесь был разбит сад с тюльпанами, огород с капустой и спаржей, а рядом паслась корова, специально привезенная из Голландии. Изнутри сооружение было выложено изразцами и плитками, пол отделан мрамором, а стены украшали картины фламандских художников, изображавших домашний быт.

Голландский домик. Дата съемки: приблизительно 1883–1886.

russiainphoto.ru; Источник: Московский музей-усадьба "Останкино"; Автор: "Шерер, Набгольц и Кº"

Голландский домик.

Getty Images
Павильон “Грот” (1756–1761/1775)

Грот под руководством крепостного архитектора Ф. Аргунова строили целых шесть лет. И это, несомненно, одна из самых интересных построек Кускова. Каменный павильон в стиле рококо, по задумке автора, должен был олицетворять стихию камня и воды. Во-первых, он располагается у пруда, а во-вторых, в отделке стен и потолка были задействованы настоящие раковины средиземноморских моллюсков, которые возами доставляли из Голландии. Кроме того, для создания атмосферы подводного мира здесь использовали цветное стекло, известковый туф и фарфоровые изделия, выполненные в форме разных морских обитателей.

Грот. Дата съемки: приблизительно 1883–1886.

russiainphoto.ru; Источник: Московский музей-усадьба "Останкино"; Автор: "Шерер, Набгольц и Кº"

Грот.

Getty Images

Кстати, именно в Гроте обедала императрица Екатерина II во время своего визита в Кусково.

Грот. Северный кабинет. Дата съемки: приблизительно 1883–1886.

Павильон “Эрмитаж” (1765–1767)

“Эрмитаж” в переводе с французского означает “хижина отшельника”. И в Кускове здание использовалось практически по назначению: здесь можно было уединиться во время бала с дамой либо обсудить важные дела с друзьями. Конечно, в роли отшельников выступали только приближенные к графу люди. Павильон имеет два этажа: на первом располагалась прислуга, а на второй могли попасть только гости и только на специальном механическом лифте. Еду и напитки тоже поставляли с помощью подъемного механизма, так что можно было не беспокоиться о конфиденциальности.

Дорожка к “Эрмитажу”. Дата съемки: приблизительно 1883–1886.

russiainphoto.ru; Источник: Московский музей-усадьба "Останкино"; Автор: "Шерер, Набгольц и Кº"

"Эрмитаж".

Getty Images
Дом уединения (1782–1786 )

Среди запутанной сети садовых дорожек парка “Гай” находился Дом уединения. Именно здесь поселился Петр Борисович после смерти своей супруги и дочери. Обстановка была скромная по сравнению с дворцом, и он пользовался лишь тремя комнатами: личной уборной, кабинетом-конторочкой и вседневной опочивальней.

Парк “Гай”.

“В этом домике жил граф, когда лишился милых сердцу жены и дочери, и оттуда выходил только для приема знатных гостей, иногда Екатерины и других государей. Только тогда он являлся еще истинно русским вельможею, и иностранные принцы с изумлением описывали его пиры; но, возвратясь в свой домик, в свое уединение, он снова был отшельником, верным памяти о сердечном счастии”. Из книги “Старая Москва. История былой жизни первопрестольной столицы”.

Усадебный дом в Кускове.

pastvu.com; Ателье «Шерер и Набгольц».

В усадьбе Кусково также располагались оранжерея, использовавшаяся не только для выращивания фруктов и цветов, но и для приема гостей, вольер для птиц, церковь, колокольня, швейцарский домик и воздушный театр, состоящий из амфитеатра и сцены. Он давал возможность увидеть представление публике, смотревшей спектакль с дорожек парка.

Оранжерея.

Getty Images

Швейцарский домик. Дата съемки: 1886.

russiainphoto.ru; Источник: Московский музей-усадьба "Останкино"; Автор: "Шерер, Набгольц и Кº"

Швейцарский домик.

Getty Images

Оранжерея, 1904.

pastvu.com; Автор: Николай Евгеньевич Лансере; Источник: Архив А.А. Иванова-Терентьева

Юбилей государственной и общественной деятельности графа Сергея Дмитриевича Шереметева.

russiainphoto.ru; Источник: Московский музей-усадьба "Останкино"; Автор: "Шерер, Набгольц и Кº"

После революционных событий 1917 года усадьбу национализировали, а через два года она стала государственным музеем, который впоследствии объединили с коллекцией Музея керамики.

Псарный двор. Дата съемки: 1886.

russiainphoto.ru; Источник: Московский музей-усадьба "Останкино"; Автор: "Шерер, Набгольц и Кº"

Фото: Getty Images; russiainphoto.ru; pastvu.ru; подробности об источниках фото – при нажатии на изображение.