Тула — старинный русский город, который ассоциируется с самоварами и пряниками, даже в самом его названии есть что-то уютное. Но в советские годы его явно пытались превратить в мегаполис будущего в духе Ле Корбюзье.
На выходе из вокзала, сразу после стоящего на вечном приколе бронепоезда, взору открывается огромная площадь, а за ней — широкий Красноармейский проспект, по которому минут за сорок можно дойти до самого центра. Хотя это развлечение на любителя, никаких особых примечательных мест на этом маршруте нет, и, если хочется обойтись без транспорта, лучше уж сделать крюк и зайти на Гоголевскую улицу — там и на соседних улочках сохранилась частная деревянная застройка (на картах Google эта часть города покрашена в зеленый, а попасть на Гоголевскую с Красноармейского можно через улицу Лейтейзена). Такие анклавы есть во многих старых городах России, и, судя по их состоянию, местные не видят в них особой ценности — дома расселяются, разрушаются, горят. А если рачительный хозяин и стремится поддерживать свою недвижимость в форме, то начинает обычно с замены старых рам на стеклопакеты, в окружении резных наличников они выглядят особенно дико. В общем, спешите видеть, пока от старинной застройки уцелело хоть что-то.
С каменной исторической застройкой в городе тоже не все радужно. Одна из самых ярких тульских достопримечательностей — барочные ворота в Денисовском переулке. Их построили к визиту Екатерины II, и выглядят они сейчас так, словно их с тех самых пор ни разу не ремонтировали. Хотя и в этом запущенном виде выглядят очень величаво.
Современная Тула знаменита прежде всего кластером “Октава” на одноименном (и, кстати, успешно работающем) заводе, а также реконструированной набережной. Наверняка вы тоже решите там побывать. Тут важно понимать, что “Октава” не похожа на кластеры московского типа — с кафе, барами и ночными клубами. Это культурная институция с лекциями, концертами и тому подобными мероприятиями, рассчитанными прежде всего на местную публику. Сейчас из-за пандемии там затишье, поэтому, если идти в “Октаву”, то ради Музея станка и архитектуры — чтобы посмотреть, как умело студия Orchestra встроила современное общественное пространство в ткань живого индустриального производства.