Путешествия по России: 6 вокзалов с красивой архитектурой

Для интересного путешествия иногда даже необязательно покидать вокзал, особенно, когда он и есть — красивая архитектурная достопримечательность. Собрали для вас шесть вокзалов по всей России, которые необходимо увидеть своими глазами.
Путешествия по России 6 вокзалов с красивой архитектурой

Витебский вокзал в Санкт-Петербурге

У старейшего в России вокзала непростая история: он то и дело подвергался реконструкции и перестройкам. Первое здание — деревянное — появилось в 1837 году, маршрут: Санкт-Петербург — Царское село. Деревянную постройку сменила каменная в 1848-51 годах по проекту Константина Тона, но и этот вестибюль долго не простоял — его сначала перестроили в 1870-х, а в начале XX века, когда вокзал уже принадлежал обществу Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги, рядом возвели более представительский павильон для Императорской семьи. Проектированием и реконструкцией павильонов тогда занимались Станислав Бржозовский и Сима Минаш. Свое нынешнее название вокзал приобрел только в 1935 году.

Витебский вокзал интересен по нескольким причинам — он стал, своего рода, первооткрывателем некоторых стилевых и инженерных приемов в русской архитектуре. Для начала, это одна из первых в России построек, выполненных в стиле модерн. Во-вторых, в то время здания вокзала отличались необычной конструкцией — много металлических сводов и новаторские для XX века технологии (лифты, электричество, транспортеры).

В-третьих, архитекторы спроектировали не типичную для той эпохи планировку: главные пространства расположены асимметрично. И, конечно, пассажиров поражало внутреннее убранство вокзала: лепнина, латунные ручки, художественная ковка, произведения искусства русских художников и встречающий всех гостей бюст Николая I в парадном зале. Зал, кстати, заслуживает отдельного внимания — его легко узнать по двадцатиметровым потолкам и лестнице с мраморными перилами и бронзовыми элементами.

Ленинградский вокзал в Москве

Почти в то же время, когда проектировалось и возводилось здание Витебского вокзала в Санкт-Петербурге, архитектор Константин Тон работал над не менее важным проектом — первым вокзалом в Москве (1851 год), который в 1855 году получил название Николаевский (Ленинградским он стал только в 1937 году). Архитектура здания была выполнена в стиле неоренессанс — это сразу заметно по венецианским окнам и возвышающейся над крышей башне с часами, которая была вдохновлена западноевропейскими ратушами.

Вокзалу на удивление удалось пережить середину XX века без глобальных реконструкций и перестроек и сохранить свой практически первоначальный вид вплоть до 1974 года, когда павильон подвергся масштабной реконструкции: место дебаркадера занял большой зал для пассажиров, были полностью перестроены кассовые залы и другие административные помещения. Ленинградский вокзал в Москве практически полностью копирует Московский вокзал в Санкт-Петербурге (тоже по проекту Тона), который был открыт на 4 года раньше — это не случайность, а метафора соединения двух городов.

Ставрополь-Ростовский

В конце XIX века "железнодорожная" лихорадка охватила Российскую Империю, и в 1897 году очередь дошла и до Ставрополя. Кирпичное здание с зубчатыми башнями, чем-то напоминающее средневековый замок, было построено по проекту Михаила Бржезицкого и Семена Лазарева и по своей архитектуре перекликалось с расположенной рядом Триумфальной аркой. Эта постройка простояла до 1943 года, пока ее не затронула Великая отечественная война, и власти решили, что вокзалу необходима полная реконструкция — для работы над новым павильоном пригласили архитектора Николая Чекмотаева. При нем появилась изящная лепнина на стенах и фасаде, а сама архитектура стала больше напоминать неоклассические здания.

Instagram content

This content can also be viewed on the site it originates from.

Instagram content

This content can also be viewed on the site it originates from.

Ярославский вокзал в Москве

В 1895 году, когда поняли, что старое здание Ярославского вокзала не справляется с пассажиропотоком, его решили реконструировать — эту задачу доверили Льву Кекушеву. Архитектор успел перестроить восточное крыло и водонапорную башню, но в 1899 году Савва Мамонтов, глава общества Московско-Ярославской дороги, был арестован за хищение средств, так что Кекушеву пришлось искать более экономичные варианты реконструкции. В итоге новый проект предложил Федор Шехтель — он спроектировал вокзал в северорусском стиле, наподобие павильона Русского Севера Константина Коровина (Нижегородская ярмарка, 1896 год).

Шехтелю удалось сохранить основу первоначального здания по проекту Романа Кузьмина, дополнив ее боковыми корпусами. Фасад похож на древнерусские терема: широкий фриз украшен глазурованной плиткой и рисунками по эскизам архитектора — в сочетании с асимметричными башнями они придают вокзалу немного сказочный вид. В итоге площадь вокзала увеличилась больше, чем в три раза: внутри удалось разместить не только залы ожидания и кассы, но и кабинеты членов правления дороги. Здание вокзала считается одним из самых известных творений Шехтеля и уникальным архитектурным памятником, в котором гармонично сочетаются древнерусские архитектурные элементы и модерн.

После войны вокзал еще не раз реставрировали: в основном изменениям подверглись интерьеры и планировка здания. В 1965-66 годах между двумя крыльями вокзала появилась стеклянная пристройка по проекту архитекторов А. Кулагина и Г. Матохина. А в 2005 году архитектурное бюро Тимура Башкаева при помощи перепланировки увеличили площадь залов ожидания и частично восстановили интерьеры.

Волгоград 1

Первый вокзал Волго-Донской железной дороги в Волгограде был возведен еще в 1862 году, а спустя 9 лет появился кирпичный павильон. Но с точки зрения архитектуры отдельного внимания заслуживает здание вокзала, построенное в 1950-53-х годах по проекту Александра Куровского, Самуила Брискина и инженера-конструктора Александра Кадильникова. Во время войны старый павильон был частично разрушен, и власти приняли решение построить на его месте что-то совершенно иное и современное. Так появилось кирпичное трехэтажное здание, ставшее ярким примером послевоенный архитектуры — с башней и высоким шпилем, фасад украсили гранитом и инкерманским камнем, а внутри использовали настоящий мрамор.

С двух сторон главную лестницу окружают два пятиметровых барельефа, а кассы и залы ожидания украшены художественной лепниной — кессонами, розетками. Потолки расписаны вручную символичными изображениями подвигов героев войны — вообще практически все детали интерьера на вокзале связаны с победой в 1945 году.

Главный железнодорожный вокзал Симферополя

Одна из самых известных архитектурных достопримечательностей Симферополя была построена в 1951 году по проекту архитектора Алексея Душкина. Здание выполнено из белого инкерманского камня, и, хотя и является примером послевоенной архитектуры, отличается от многих своих "ровесников" — вокзал больше напоминает южные постройки. Например, внутренний дворик с фонтаном был оформлен по образу Итальянского дворика в Ливадийском дворце — бывшей южной резиденции императоров. Циферблаты 42-метровой башни расписаны изображениями знаков зодиака, в том числе и нетрадиционных (там нарисованы и Змееносец, и Лебедь). Практически такой же вокзал, только в большем масштабе, появился спустя год в Сочи — он также был спроектирован Душкиным.

Фото: Getty Images, Shutterstock, Анастасия Ромашкевич