Архитектура

SANAA: японский минимализм Кадзуе Сэдзимы и Рюэ Нисидзавы

В ноябре 2021 года Музей современного искусства “Гараж” объявил о начале сотрудничества с японским бюро SANAA. Притцкеровские лауреаты займутся реконструкцией легендарного павильона “Шестигранник” в Парке Горького, а мы по этому поводу вспоминаем историю развития бюро и объясняем философию японского минимализма на примере работ Кадзуе Сэдзимы и Рюэ Нисидзавы.
Новый музей современного искусства в НьюЙорке .
Новый музей современного искусства в Нью-Йорке (2010). Фото: Dean Kaufman

Бюро SANAA, основанное Кадзуе Сэдзимой и Рюэ Ниси­дзавой, появилось на свет в 1995 году. Инициатором была Кадзуе — амбициозная и уверенная в себе девушка, окончившая Японский женский университет в Токио. Получив магистерскую степень, Сэдзима отправилась на работу в бюро японского архитектора Тоёо Ито и, проработав у мастера шесть лет, основала в 1987 году свое собственное — Kazuyo Sejima & Partner. Там она встретила своего будущего партнера Рюэ Нисидзаву, который из обычного сотрудника вырос до человека, с которым Кадзуе создала бюро SANAA — Sejima and Nishizawa and Associates. 

Кадзуе Сэдзима и Рюэ Нисидзава.

Портфолио бюро SANAA, как это часто бывает, началось с жилых проектов, а первый громкий успех в Японии архитекторам принес проект Музея современного искусства в Канадзаве — в 2004 году он был отмечен на Венецианской биеннале премией “Золотой лев”. Для относительно молодого на тот момент бюро такая почетная награда — большая неожиданность. 

Первый крупный проект SANAA — Музей современного искусства в Канадзаве.

Фото: GettyImages

Когда мы говорим “бюро SANAA”, в уме читаем “прозрачность”. Именно эта стилевая особенность бюро проявилась в их первом громком проекте. Круглое в плане здание музея в Канадзаве огибается чередой стеклянных стен, которые впускают природу в здание и стирают границы между улицей и интерьером. В дальнейшем мы найдем отголоски этого проекта и в других зданиях, построенных архитекторами. 

Японский дуэт заявил о себе на весь мир, получив заказ на проект Нового музея современного искусства в Нью-Йорке. Белоснежное полупрозрачное здание, вписанное в малоэтажный район Нижнего Манхэттена, возвышается над кирпичными особняками тремя уровнями алюминиевых кубов. В этом проекте SANAA вновь повторяют свой излюбленный прием и открывают улице первый этаж здания, делая его прозрачным. Таким образом они буквально включают музейную программу в контекст города. При этом само здание выделяется из окружающего ландшафта — архитекторы хотели, чтобы музей стал самостоятельным объектом, и использовали для этого анодированный алюминий, отражающий свет. 

Новый музей современного искусства в Нью-Йорке (2010). 

Фото: Dean Kaufman

Другим проектом, продолжающим международную историю SANAA, стал временный павильон лондонской галереи Serpentine, который каждое лето проектируют разные архитектурные бюро. Павильон Сэдзимы и Нисидзавы напоминал облако дыма, растворившееся в Гайд-парке. Алюминиевая крыша отражала в себе небо и окружающую природу, а стен не было вовсе — все как по учебнику SANAA. 

Павильон галереи Serpentine (2009).

Фото: Iwan Baan

С тех пор весь архитектурный мир пристально следит за развитием карьеры звездного дуэта, а талант женщины-архитектора Кадзуе Сэдзимы замечают и за пределами архитектурного сообщества: в 2006 году она появляется на страницах Vogue в съемке самой Энни Лейбовиц. С миром моды Кадзуе соприкоснется еще раз — в 2018 году она создаст коллекцию аксессуаров из нейлона для Prada. 

В 2010 году Кадзуе Сэдзима и Рюэ Нисидзава получают Притцкеровскую премию, став третьими по счету японцами, удостоенными самой престижной награды в мире архитектуры. При этом бывший начальник Сэдзимы Тоёо Ито получил премию только в 2013 году. Жюри Притцкеровской премии называют работы SANAA “одновременно деликатными и могущественными, выверенными и воздушными, гениальными и при этом не надуманными”. И это, пожалуй, самое точно описание стиля бюро. Тогда же Кадзуе Сэдзима стала куратором Венецианской архитектурной биеннале — первой женщиной-архитектором на этой должности. “Прозрачность позволяет делать архитектуру открытой, не создавать лишнюю иерархичность в пространстве, а впускать свет из всех возможных точек” — так комментируют свой главный архитектурный принцип Кадзуе Сэдзима и Рюэ Нисидзава.

Еще одна масштабная работа того периода — учебный центр Rolex в Лозанне. Целью архитекторов было вновь создать воздушное здание, пронизанное светом и, конечно, стирающее границы с окружающей средой. Форма здания продиктована нетривиальным желанием архитекторов сделать вход в здание в центре, а также оставить его одноуровневым. В плане учебный центр напоминает кусок швейцарского сыра — плавные линии, округлые проемы, открывающие пространство музея небу. 

Образовательный центр Rolex в Лозанне (2004–2010).

Фото: Bloomberg

Чтобы утвердиться в том, что SANAA делают все, чтобы соединить архитектуру с природой, перенесемся снова в США — в общественный центр Grace Farms на территории бывшей фермы в Коннектикуте. Здание-река огибает деревья, а его конструкция напоминает уже знакомый нам павильон галереи Serpentine — навес на тонких ножках. Некоторые деревья все же пришлось срубить, но из них сделали столы для общественных зон центра. 

Общественный центр Grace Farms в Коннектикуте.

Фото: Dean Kaufman

Один из последних реализованных проектов SANAA — обновленный универмаг La Samaritaine в Париже. Здесь японцы не только восстановили роскошную архитектуру эпохи модерна, но и создали совершенно новые конструкции со своим фирменным почерком. А именно — добавили волнистую стеклянную стену, струящуюся по фасаду, который выходит на улицу Риволи. В ней отражаются старинные особняки, позволяя новой структуре стать частью привычного парижского ландшафта. 

Обновленный универмаг La Samaritaine в Париже.

Фото: Pierre-Olivier Deschamps/Agence VU'

Обновленный универмаг La Samaritaine в Париже.

Фото: Pierre-Olivier Deschamps / Agence Vu'

Что японские архитекторы привезут в Россию? Конечно же, вновь прозрачность, открытость и диалог архитектуры с окружающей средой. В 2021 году SANAA показали свой проект реконструкции павильона “Шестигранник” авторства Ивана Жолтовского в Парке Горького. Павильон был построен в 1923 году к I Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке. Объект в виде большой шестеренки достался японцам в руинированном состоянии, и их главная задача — вдохнуть в него жизнь и приспособить к нуждам Музея современного искусства “Гараж”. Архитекторы сохранят оригинальную идею Жолтовского и пропорции корпусов, вновь откроют пространства внутреннему двору и впустят дневной свет в интерьеры. Двор, который образуют собой корпуса, обретет свою прежнюю функцию общественного пространства под открытым небом. Каждый корпус “Шестигранника” украсят неоклассические шестиколонные портики из первоначального проекта Жолтовского, а все поздние детали декора будут устранены. Внутри разместятся выставочные залы, библиотека и кафе. “Шестигранник” дополнит музейный комплекс “Гаража” и станет соседом проекта другого знаменитого архитектора — Рема Колхаса. Ждем с нетерпением.

I Всероссийская сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка. Павильон “Машиностроение”. Москва.

Выставочный зал в “Шестиграннике”.

Вид на обновленный павильон “Шестигранник” сверху.