162 года со дня рождения Федора Шехтеля: 5 общественных пространств по проекту великого архитектора

7 августа исполняется 162 года со дня рождения Федора Шехтеля: в честь юбилея великого архитектора рассказываем о пяти не самых очевидных его постройках.
160 лет со дня рождения Федора Шехтеля 5 зданий по проекту великого архитектора

Федор Шехтель известен многим в первую очередь как архитектор, проектировавший жилые дома в стиле модерн — например, знаменитые особняки Рябушинского, Морозовой и Дерожинской. Однако значительная часть наследия Шехтеля — это различные общественные пространства, которые он строил (а иногда и перестраивал) по заказу предпринимателей начала XX века. Мы уже писали о Ярославском вокзале, а в нашей новой подборке расскажем еще о пяти зданиях Шехтеля, в которые в свое время мог спокойно зайти любой москвич.

article image
7 августа 1859 года родился русский архитектор Федор Осипович Шехтель, один из самых выдающихся представителей стиля модерн в российском зодчестве, художник, иллюстратор и автор множества знаковых построек в Москве.

Торговый дом М. С. Кузнецова

В 1898 году Федор Шехтель начал строительство здания для размещения конторы и магазина “Товарищества производства фарфоровых и фаянсовых изделий М. С. Кузнецова”. Его заказал сам Матвей Сидорович Кузнецов, которого называли королем русского фарфора. Основой здания стал металло-кирпичный каркас, позволивший сделать торговое пространство на первом этаже единым залом без перегородок. Такую конструкцию начали использовать при строительстве магазинов еще в середине XIX века, однако в торговом доме Кузнецова Шехтель реализовал и один новаторский прием, который сразу стал очень популярным у архитекторов того времени. Шехтель объединил расположенные друг над другом окна в многоэтажные арки, части которых разделил узкими вставками-простенками, — это позволило впустить больше света внутрь здания.

Торговый дом М. С. Кузнецова.

Торговый дом М. С. Кузнецова.

Еще одна интересная деталь, на которую не сразу обращаешь внимание при взгляде на дом, — это несимметричный фасад. Центральная угловая и правая части фасада повторяют композиции друг друга, а вот левая, выходящая в переулок, выглядит иначе: на ней мы видим небольшие прямоугольные и арочные окна. В качестве декора здесь используются лепные изображения изящных женских головок, в то время как на центральной и правой частях — маскароны, изображающие бога торговли Меркурия. Кроме того, изначально левое крыло здания было ниже правого. Сегодня в бывшем торговом доме Кузнецова, как и 120 лет назад, продают посуду и изделия из фарфора, поэтому любой желающий может зайти в зал первого этажа и полюбоваться сохранившейся деревянной отделкой.

160 лет со дня рождения Федора Шехтеля 5 зданий по проекту великого архитектора
pastvu.com

Торговый дом В. Ф. Аршинова

Эта постройка в Старопанском переулке считается первым офисным зданием в Москве: Шехтель проектировал его в 1899 году по заказу купца Василия Аршинова, занимавшегося продажей сукна. Доминантой фасада архитектор сделал большое арочное окно — этот же прием он использовал и при оформлении торгового дома Кузнецова. Здание стало одним из первых примеров раннего модерна, который еще был тесно связан с эклектикой (новый стиль выдают украшающие фасад женские головки). Шехтель играет на контрастах цветов и фактур: зеленоватого глазурованного кирпича, стекла и светлой штукатурки, которой покрыты лепные элементы. Заказчик оценил архитектурное решение и через несколько лет заказал Шехтелю постройку здания института и обсерватории для своего сына Владимира, ставшего выдающимся ученым.

Торговый дом В. Ф. Аршинова.

Торговый дом В. Ф. Аршинова.

East News
160 лет со дня рождения Федора Шехтеля 5 зданий по проекту великого архитектора

Банк товарищества П. М. Рябушинского

В 1902 году братья Павел, Владимир, Степан и Сергей Рябушинские учредили собственный банк: их семья была в то время одной из богатейших в стране. Строительство здания заказали Шехтелю, и в итоге Банкирский дом братьев Рябушинских стал этапной работой в его творчестве — это первая постройка архитектора в стиле рационального модерна. Шехтель оформил строгий, подчеркнуто геометричный фасад, большую часть площади которого занимают большие лежачие окна. Здание было практически лишено внешнего декора: его украшали только небольшие вставки с изображениями морских коньков и тонкая рельефная линия-гирлянда над окнами верхнего этажа. Выразительность фасада достигается за счет его ритмичной композиции и контраста оконных стекол и светлого глазурованного кирпича. В 1913 году архитектор Александр Кузнецов надстроил здание банка шестым этажом, нарушив таким образом продуманные Шехтелем пропорции.

Банк товарищества П. М. Рябушинского.

Банк товарищества П. М. Рябушинского.

160 лет со дня рождения Федора Шехтеля 5 зданий по проекту великого архитектора

Торговый дом Московского купеческого общества

Это здание в районе современной Новой площади Шехтель построил в 1909–1911 годах для организации, которая в свое время выполняла функции профсоюза московских купцов. Пятиэтажная угловая постройка предназначалась для размещения контор некоторых его членов: например, товарищества “И. В. Щукин с сыновьями” и торгового дома Кнопа. Здание считается одним из лучших сооружений Шехтеля в стиле рациональный модерн. Архитектор во многом опередил свое время: в лаконичной постройке угадываются черты конструктивизма, который начал активно развиваться в стране только через десять лет. Шехтель использует уже традиционную для него каркасную конструкцию. Строгую композицию оживляют выступающие пилястры со скругленными углами и арочные ниши с античными масками между окнами пятого аттикового этажа.

Торговый дом Московского купеческого общества.

Торговый дом Московского купеческого общества.

160 лет со дня рождения Федора Шехтеля 5 зданий по проекту великого архитектора
pastvu.com

Кинотеатр “Художественный”

Электротеатр “Художественный” на площади у Арбатских ворот построил архитектор Николай Благовещенский в 1909 году по заказу Роберта-Альберта Брокша — управляющего “Варваринского акционерного общества домовладельцев”. Одноэтажное здание с куполом вмещало 400 зрителей, в фойе был установлен светящийся фонтан, а экран размещался в гроте с подсветкой. Через несколько лет зрительный зал было решено расширить. Перестройку кинотеатра в 1912 году заказали Федору Шехтелю, и он существенно изменил первоначальный проект: зал стал больше на 500 мест, в нем появились ложи и балкон, здание оснастили усовершенствованной системой вентиляции, паровым отоплением и бетонными перекрытиями. Фасад архитектор выполнил в строгом неоклассическом стиле: его украшали только пилястры и симметричные барельефы с масками и колесницами.

Кинотеатр “Художественный”.

Кинотеатр “Художественный”.

Shutterstock

“Художественный” всегда оставался одним из самых передовых кинотеатров Москвы: в 1926 году здесь состоялась премьера культового фильма Эйзенштейна “Броненосец “Потемкин”; спустя 10 лет тут же проходил премьерный показ первой цветной картины в СССР — драмы “Груня Корнакова”. В советское время в рамках борьбы с архитектурными излишествами барельефы Шехтеля с фасада сбили, а окна между ними замуровали. В 2014 году кинотеатр закрыли на реконструкцию, сроки окончания которой неоднократно переносились. В этом году кинотеатр, наконец, снова открыт для широкой публики: в нем восстановили все то, что было документально подтверждено чертежами.

160 лет со дня рождения Федора Шехтеля 5 зданий по проекту великого архитектора
pastvu.com

Фото: pastvu.com, East News, Shutterstock, Лиза Кофанова; Арина Карташова