azbuka-bauhausa
Архитектура

Баухаус от А до Я: краткая история легендарной немецкой школы

В 2019 году легендарная школа Баухаус празднует 100-летие. В честь этого мы решили разложить все, что известно о Баухаусе, по полочкам. А точнее, по буквам из алфавита.

AD Magazine

Если говорить коротко, то Баухаус — это самое заметное явление в дизайне и архитектуре XX века. Существовал он недолго — с 1919 по 1933 год, — но эффект от его присутствия оказался настолько мощным, что принципы школы и стиля bauhaus (они настаивали на написании с маленькой буквы) распространились по всему миру и стали основополагающими в модернизме. Школа сменила трех директоров и три локации, пока не пала под натиском нацистского правительства Германии. Учителя и ученики Баухауса продолжили свое дело в разных концах планеты, и спустя сто лет стиль баухаус не теряет актуальности. О том, что вам нужно знать о самом значимом архитектурном направлении XX века, чтобы легко поддержать светскую беседу, рассказывает Софья Карпенко.

Баухаус от А до Я: краткая история легендарной немецкой школы - фото 1

Айдентика

То, что сейчас мы бы назвали айдентикой бренда, видно на постерах того времени и угадывается в шрифтах, придуманных Гербертом Байером. Например, афиша первой выставки школы Баухаус 1923 года, созданная Юстом Шмидтом, являлась своего рода визуальным манифестом направления — выставка стала первой возможностью школы заявить о себе широкой аудитории. А шрифты Байера уверенно стали частью Баухауса как бренда. Кстати, в школе функционировало целое отделение рекламы.

Баухаус от А до Я: краткая история легендарной немецкой школы - фото 2
Баухаус от А до Я: краткая история легендарной немецкой школы - фото 3

Марсель Брёер

Марсель Брёер повлиял не только на развитие Баухауса как школы, но и на дизайн и архитектуру XX века в целом. Его легендарный стул Wassily стал иконой дизайна и первым предметом мебели, сделанным с использованием трубчатой стали. Еще одним результатом экспериментов с этим материалом стал набор столиков B 9. Брейер создал его специально для кафетерия в здании школы в Дессау. Среди многочисленных проектов Брейера также здание музея Whitney в Нью-йорке.

Баухаус от А до Я: краткая история легендарной немецкой школы - фото 4
Марсель Брёер.
Баухаус от А до Я: краткая история легендарной немецкой школы - фото 5
Набор столиков B 9.

Веймар

12 апреля 1919 года Вальтер Гропиус официально назначен директором школы Баухаус в Веймаре, возникшей в результате объединения двух художественных школ. Именно здесь был задан вектор развития Баухауса. Гропиус соединил старинные традиции веймарского художественного образования с революционным подходом к искусству и архитектуре, который он изложил в своем манифесте: “Давайте вместе построим здание будущего, в котором все сольется в едином образе — архитектура, скульптура и живопись”. Таким образом, он предложил стереть границы между художником и ремесленником и создать творца нового образца.

Баухаус от А до Я: краткая история легендарной немецкой школы - фото 6

Школа Баухаус под его началом стала настоящим международным центром авангарда. Вальтеру Гроппиусу удалось собрать под одной крышей талантливых художников, дизайнеров и архитекторов, которые стали профессорами школы, таких, как Лионель Фейнингер, Пауль Клее, Оскар Шлеммер, Иоганнес Иттен, Ласло Мохой-Надь и других.

Баухаус от А до Я: краткая история легендарной немецкой школы - фото 7

Главное, чем Баухаус отличался от стандартной системы образования – плюрализмом подходов к обучению студентов. Гроппиус считал, что необходимо постигать азы искусства и ремесла неразрывно друг от друга, а академическую теорию отодвинуть на второй план.

Вальтер Гропиус

Основатель и главный идеолог школы Баухаус Вальтер Гропиус начинал карьеру вместе со звездами архитектуры Ле Корбюзье и Мис ван дер Роэ в мастерской Петера Беренса. Гропиус управлял школой до 1925 года и за это время успел не только сформировать известный нам образ Баухауса, но и непривычную для учебного заведения творческую атмосферу, в которой родился новый тип студента-художника.

Баухаус от А до Я: краткая история легендарной немецкой школы - фото 8
Вальтер Гропиус.

Помимо академической деятельности, Гроппиус также на протяжении всей карьеры продолжал работать как архитектор. Новое здание школы в Дессау, жилой квартал Dessau-Törten (1926), дома профессоров Баухауса, несколько офисных зданий там же, в Дессау – все это проекты Вальтера Гроппиуса. После того, как первый директор покинул Школу, он продолжил заниматься архитектурой в Берлине, а затем в Лондоне. В 1937 году Гроппиус переезжает в США и уже к 1938 году возглавляет там архитектурный факультет Школы дизайна в Гарварде. Его первым архитектурным проектом в Штатах стал собственный дом в городе Линкольн, Массачусетс. Конструкция дома сочетает в себе незабвенные принципы Баухауса и элементы американского модернизма. Весь интерьер составлен из предметов мебели, созданных учениками Баухауса и его преподавателями, например, Марселем Брёером.

+2
+1

Дессау

В 1925 году школа из-за проблем с финансированием переезжает из Веймара в Дессау. Ее основатель Вальтер Гропиус проектирует новое здание, ставшее впоследствии символом Баухауса. Простое, прямолинейное и при этом продуманное до мелочей строение вместило общежитие, учебные классы, ремесленные мастерские и столовую, которая запросто превращалась в театральную площадку.

Баухаус от А до Я: краткая история легендарной немецкой школы - фото 9

Несмотря на то, что переезд в Дессау был неожиданным и поспешным, этот новый этап в жизни школы оказался поворотным. Именно в Дессау, например, окончательно решили, что написание слова bauhaus должно быть именно таким – с маленькой буквы. Там же были построены кварталы доступного жилья и знаменитые дома Мастеров Баухауса  – каждый из них был воплощением этого стиля, функционального и лишенного всяких украшательств. Предметы мебели, балет Оскара Шлеммера – все это было создано в Дессау. И в 1926 году школа Weimar State Bauhaus была переименована в Bauhaus – School of Design. Мастера официально стали профессорами, а выпускникам вместо сертификатов стали выдавать настоящие дипломы.

Жилье

Помимо того, что Баухаус провозгласил архитектуру, живопись и скульптуру единым целым, он также сыграл большую роль в определении понятия “доступное жилье”. Отличным примером стал спроектированный Вальтером Гропиусом жилой квартал в Дессау — Dessau-Törten. Он состоит из трехсот четырнадцати белых домов площадью от 57 до 75 м² с ственными садиками для выращивания овощей и фруктов. Все постройки, разумеется, лишены декора. 

Баухаус от А до Я: краткая история легендарной немецкой школы - фото 10
Dessau-Törten.

Здание

Принципы Баухауса зашифрованы в его названии. Bau — в переводе с немецкого “строительство” — было провозглашено Гропиусом “целью всякой художественной деятельности”. В идеологии Баухауса здание лишено любого декора и подчинено лишь функции. На фото дальше — отличный пример постройки в эстетике баухауса, Haus am Horn. Проект Георга Мухе и Адольфа Мейера стал первым примером доступного жилья и воплощением нового образа жизни. В нем же в 1923 году прошла первая выставка школы Баухаус.

Баухаус от А до Я: краткая история легендарной немецкой школы - фото 11
Баухаус от А до Я: краткая история легендарной немецкой школы - фото 12

Василий Кандинский

Легендарный русский художник преподавал в школе Баухаус с 1922 по 1933 год. Занятия в новаторском учебном заведении проходили в мастерских, посвященных разным направлениям искусства. Кандинскому, разумеется, досталась мастерская монументальной живописи, которой он руководил до 1925 года. Также художник вел курсы по теории живописи и цвета, важные для воспитания художника нового типа по Гропиусу. Кстати, в это же время в школе работал друг Кандинского, художник Пауль Клее.

Баухаус от А до Я: краткая история легендарной немецкой школы - фото 13
Fidel, Василий Кандинский, 1930.

Интерьер

В школе помимо живописи, графики, архитектуры, театра и промышленного дизайна студенты также занимались созданием интерьеров. Например, все помещения школы в Дессау были оформлены учителями и учениками. На фото далее изображены дом Сонневельда в Роттердаме — идеальный пример архитектуры функционализма. Он был создан ярым последователем стиля баухас Лендертом ван дер Влюгтом, который вдохновлялся принципами немецкой школы. Мебель для дома была разработана студентами, и на фото мы видим, как гости Сонневельда восседают на тех самых креслах из трубчатой стали.

Баухаус от А до Я: краткая история легендарной немецкой школы - фото 14
Баухаус от А до Я: краткая история легендарной немецкой школы - фото 15
Баухаус от А до Я: краткая история легендарной немецкой школы - фото 16

Ле Корбюзье

Архитектор, который никогда не был в числе учителей Баухауса, но оказал огромное влияние и на основателей школы, и на ее учеников. Он закончил свою легендарную виллу Савой в 1929 году, спустя два года после долгожданного открытия отделения архитектуры в школе Баухаус. В проекте виллы Ле Корбюзье воплотил пять своих архитектурных принципов, которые нашли отражение и в философии Баухауса, и в проектах его учителей Вальтера Гропиуса, Мис ван дер Роэ и других. Отсутствие декора, плоские крыши, геометричные конструкции, открытая планировка и функциональная мебель — это все и про баухаус, и про модерниста Ле Корбюзье.

Баухаус от А до Я: краткая история легендарной немецкой школы - фото 17
Ле Корбюзье.
Баухаус от А до Я: краткая история легендарной немецкой школы - фото 18
Вилла Савой.

Ласло Мохой-Надь

Амбициозный и разносторонний, он рисовал, создавал скульптуры, преподавал и продвигал новое видение фотографии в Баухаусе. Мохой-Надь не скрывал того, что его работы, живописные и фотографические, создавались под влиянием советского конструктивизма. В 1930-х он заявил о себе как о театральном художнике и киноэкспериментаторе. А уже в 1937 году Мохой-Надь открывает школу Новый Баухаус в Чикаго, где продолжает распространять идеи легендарной немецкой школы.

Баухаус от А до Я: краткая история легендарной немецкой школы - фото 19
Фоторабота Ласло Мохой-Надя.
Баухаус от А до Я: краткая история легендарной немецкой школы - фото 20
Фоторабота Ласло Мохой-Надя.

Образование

Образование в Баухаусе строилось по принципу обязательного совмещения теории с практикой. За практику отвечали различные мастерские, набор которых с течением времени трансформировался.

Обучение в школе Баухаус начиналось с Подготовительного курса (Preliminary Course), где в новом, экспериментальном, ключе студентам объясняли базовые понятия дизайна и учили обращаться с материалами. Первым, кто ввел Подготовительный курс, был художник Иоганнес Иттен. Вместо того, чтобы, как в класических художественных школах, заставлять студентов копировать работы великих, он подталкивал их к исследованию собственного характера и таланта. Он разделил свой курс на три чати: исследование природы цвета (подробнее в пункте Цвет) и материалов, анализ художественных работ и рисование.

Баухаус от А до Я: краткая история легендарной немецкой школы - фото 21
Study in Balance из Подготовительного курса Ласло Мохой-Надя. Автор: Марианна Брандт. Фото: Lucia Moholy, 1923.

В 1923 году Подготовительный курс перешел под начало Ласло Мохой-Надя. Он резко перевел внимание студентов на технологии, не забывая при этом об искусстве – все, как в манифесте Гропиуса. Ласло также был главой мастерской по металлу, в рамках которой студенты, например, создавали современные светильники из металла. Ласло Мохой-Надь всячески поддерживал индустриализацию и уход от ручного реемесленничества к машинному труду. Ему удалось совместить в своей образовательной программе все виды творческой деятельности – фотографию, рисунок, предметный дизайн, фотомонтаж и кинетическую скульптуру. Он считал, что обычная живопись уже неактуальна.

Вместе с Ласло Мохой-Надем преподавал еще один важный для истории Баухауса человек – Джозеф Альберс. Когда первый ушел из школы вместе с Гропиусом, Альберс стал главой курса. В течение первых 18 месяцев Альберс учил студентов использовать простые инструменты для исследования возможностей разных материалов – металла, дерева и даже бумаги.

Важным элементом системы образования в школе Баухаус были мастерские, которые управлялись профессорами. В их числе – мастерская по обработке металла, скульптуре, керамике, дереву, стеклу, графике, фотографии, рекламе, текстилю и даже росписи стен. Множество культовых предметов, которые теперь воспринимаются нами как что-то обыкновенное, были сделаны именно в этих мастерских. Например, настольная лампа Вильгельма Вагенфельда (Bauhaus Lamp) или ваза для фруктов Джозефа Альберса и чайник Марианны Брандт.

Баухаус от А до Я: краткая история легендарной немецкой школы - фото 22
Bauhaus Lamp, 1924.

Принципы Баухауса

• Финальная цель всякой художественной деятельности — здание.

• Единство живописи, скульптуры и архитектуры.

• Простой и функциональный дизайн, который можно тиражировать.

• Доступное жилье для всех.

• Форму определяет функция, а каждый предмет должен быть красивым и удобным.

Людвиг Мис ван дер Роэ

Третий директор Баухауса Людвиг Мис ван дер Роэ на этом посту сменил жесткого Ханнеса Мейера (при нем школа начала приносить доход, но затем политические взгляды Мейера поставили под угрозу ее существование). Кстати, Мис ван дер Роэ, как и Гропиус, начинал в мастерской Питера Беренса, а на пост директора пришел уже значимым архитектором и автором легендарного павильона Германии в Барселоне. Он полностью пересмотрел систему обучения, попытался сделать школу аполитичной, но избежать ее закрытия нацистами ему не удалось.

Баухаус от А до Я: краткая история легендарной немецкой школы - фото 23
Пост почитания Людвига Мис ван дер Роэ
Может быть интересно
Пост почитания Людвига Мис ван дер Роэ

СССР

Идеология баухауса отразилась в архитектуре и градостроительстве СССР. Во время экспедиции в СССР второй директор Баухауса Ханнес Мейер успел предложить, например, новый генплан Биробиджана и подать на конкурс свой проект Дворца Советов. Его коллега, венгр Тибор Вайнер, в это время участвовал в проектировании станции метро “Аэропорт”. А цветовое решение для помещений знаменитого дома Наркомфина создал профессор школы Баухаус Хиннерк Шепер, приглашенный Гинзбургом в 1928 году.

Баухаус от А до Я: краткая история легендарной немецкой школы - фото 24
Баухаус от А до Я: краткая история легендарной немецкой школы - фото 25
Проект Дворца Советов, Ханнес Мейер.
Баухаус и Москва: 7 проектов, связывающих немецкую школу со столицей
Может быть интересно
Баухаус и Москва: 7 проектов, связывающих немецкую школу со столицей

Тель-Авив

Баухаус распространился по всей планете, и отличный тому пример — Белый город в Тель-Авиве. Сюда учителя и последователи Баухауса приехали в 1930-е годы, спасаясь от нацистского режима. И здесь же построено самое большое количество зданий в стиле баухаус — около четырех тысяч. Белоснежные фасады, плавные простые линии, эргономичные строительные материалы и функциональные пространства — все это привезли с собой немецкие архитекторы.

Баухаус от А до Я: краткая история легендарной немецкой школы - фото 26
Архитектура Белого города, Тель-Авив.
Баухаус от А до Я: краткая история легендарной немецкой школы - фото 27
Архитектура Белого города, Тель-Авив.

Ученики

Принципы и революционные идеи Баухауса несли в мир ученики школы. Часто они становились учителями — как, например, Марианна Брандт, Марсель Брёер, Герберт Байер. Непрерывная связь поколений и постоянный обмен опытом между учителями и учениками — именно так представлял себе идеальную школу ее основатель Вальтер Гропиус.

Часы и чайник

Цель школы Баухаус и ее последователей заключалась в создании простого функционального дизайна. Ученица, а затем и профессор школы Баухаус Марианна Брандт прославилась своим мастерством работы по металлу и талантливым исполнением предметов, которые вскоре стали производиться серийно, как, например, эти типичные для дома ХХ века часы и чайник. 

Баухаус от А до Я: краткая история легендарной немецкой школы - фото 28
Чайник по дизайну Марианны Брандт из меди, 1924.
Баухаус от А до Я: краткая история легендарной немецкой школы - фото 29
Настольные часы по дизайну Марианны Брандт.

Цвет

За цвет в Баухаусе отвечало несколько человек, но одним из главных идеологов был Иоганнес Иттен. Первые несколько лет существования школы он преподавал ученикам теорию цвета и основы дизайна, а в 1961 году вышла его теперь уже классическая книга “Искусство цвета”. Краски, ассоциирующиеся с баухаусом, — это красный, желтый, синий, черный и белый.

Баухаус от А до Я: краткая история легендарной немецкой школы - фото 30
Цветовой круг Иттена. Придуман специально для создания гармоничных цветовых комбинаций.

Оскар Шлеммер

Театральная мастерская — беспрецедентное явление для архитектурной школы. Однако на первой и самой важной выставке Баухауса в 1923 году художник Оскар Шлеммер, в то время руководитель мастерской, представил свой “Триадический балет” — комбинацию танца, скульптурных костюмов, пантомимы и музыки. Его постановка вошла в историю театра, а придуманные им костюмы и маски по праву считаются важной частью стиля баухаус.

Баухаус от А до Я: краткая история легендарной немецкой школы - фото 31
Эскизы костюмов для “Триадического балета” Оскара Шлеммера.
Баухаус от А до Я: краткая история легендарной немецкой школы - фото 32
Сцена из перформанса “Танец формы”, 1927. Танцоры: Оскар Шлеммер, Вернер Сидхофф, Вальтер Камински.
Читайте также