Жюри описало Исодзаки как “обладателя энциклопедических знаний об архитектуре, блестящего теоретика и при этом неутомимого авангардиста”, а мы лишь добавим, что это человек, который видел рождение и смерть главных архитектурных теорий ХХ века, но остался верен своему уникальному стилю.
Вспоминаем главные факты из биографии легендарного Исодзаки и показываем его знаковые проекты.
1. Арата Исодзаки родился в 1931 году в городе Оита на острове Кюсю. Получил высшее образование в Токийском университете и начал свою профессиональную деятельность под руководством знаменитого архитектора и градостроителя Кензо Танге.
2. Исодзаки был одним из самых талантливых учеников Танге и вместе с ним сделал в 1960-м ошеломивший мир проект Большого Токио. Архитекторы вынесли жизнь мегаполиса в Токийский залив, на огромный обитаемый мост из сплетенных автострад, над которыми гроздьями висели дома. Это был последний реальный фантастический город ХХ века, вдохновленный идеями Ле Корбюзье. К сожалению, проект отвергли.
3. Проработав у великого мастера одиннадцать лет, Исодзаки в 1963 году открыл собственную мастерскую Arata Isozaki & Associates.
4. Исодзаки было тринадцать, когда на Хиросиму сбросили бомбу. Он видел выжженные пустыри вместо улиц, поэтому первые свои работы посвятил восстановлению японских городов после долгих лет оккупации. Он начал с родного Оиты и Фукуоки, где построил библиотеки в стиле метаболизм, а затем отправился дальше по стране.
5. В 1980-х он создал свой первый заграничный проект — Музей современного искусства в Лос-Анджелесе.
6. Исодзаки стал одним из первых архитекторов из Японии, кто начал работать за пределами страны еще в то время, когда западные цивилизации определяли пути развития Востока.
7. В своих работах Исодзаки удалось соединить идеи японского метаболизма и западного постмодернизма.
8. Стиль Изодзаки невозможно отнести ни к одному архитектурному течению. Сам он описывает его так: “Я не мог остановиться на одном направлении. Изменения стали постоянными, и, как это ни парадоксально, это и стало моим собственным стилем”.
9. В 1986 году Исодзаки получил премию Королевского института британских архитекторов, а в 1995-м — главный приз Венецианской биеннале.
10. В 2003 году он участвовал в международном конкурсе на проект нового здания Государственного академического Мариинского театра. Но победу одержал французский архитектор Доминик Перро.
11. Исодзаки на данный момент посвятил более шестидесяти лет работе — за это время он построил более ста проектов по всему миру: в Азии, Европе, Северной Америке, Австралии и на Ближнем Востоке.
12. Исодзаки часто участвует в конкурсах в качестве члена жюри и считается первооткрывателем талантов Захи Хадид, Даниэля Либескинда и Бернара Чуми.
13. С 1968 года в разных странах проходит выставка Исодзаки “Разрушенная заново Хиросима”. Экспозиция демонстрирует отношение архитектора к процессам созидания и разрушения, к мистике и реальности.
14. Исодзаки не просто много путешествовал, он исследовал страны с архитектурной точки зрения. “Я хотел увидеть мир своими глазами, поэтому объехал вокруг земного шара по крайней мере десять раз, прежде чем мне исполнилось тридцать. Я хотел прочувствовать жизнь людей в разных местах — в Японии, исламском мире, горных поселениях Китая, Юго-Восточной Азии и мегаполисах США. Я пытался найти любые возможности для этого и каждый раз задавался вопросом: “Что такое архитектура?”
15. Исодзаки является 41-м лауреатом Притцкеровской премии и восьмым — родом из Японии.
Музей современного искусства в Гумме, 1974 год
Этот музей стал первым и одним из самых ярких проектов, в котором Исодзаки проявил себя как маньерист. Он разбил здание на несколько условных кубов — с внешней стороны покрыл все блоки алюминиевыми и стеклянными панелями, а грани кубов разделил на квадраты, что создало интересный оптический эффект.
Музей современного искусства в Лос-Анджелесе, 1986 год
Исодзаки спроектировал MOCA Grand Avenue в 1986 году. Вся композиция музея состоит из геометрических фигур: например, наземная часть выполнена в виде прямоугольников, а свод возле входа в библиотеку представлен в форме цилиндра, покрытого медью. На верхних этажах все помещения имеют разную высоту потолка и предназначаются для экспонатов определенного направления в искусстве. В собрании музея хранится огромная коллекция предметов искусства, которые создавались в период после Второй мировой войны.
Музей Domus в Испании, 1993–1995 годы
Domus в городе Ла-Корунья — это интерактивный музей, посвященный науке. Его задний фасад спроектирован в виде японской складной ширмы, каждый из элементов которой достигает 11 м в высоту. На строительство гранитного здания ушло более 30 000 тонн камня, а в облицовке использовалось 160 000 вкрученных вручную винтов.
Парк керамики Mino, 2002 год
Парк Mino, созданный Исодзаки, позволяет посетителям насладиться керамическим ремеслом. Здесь есть Музей современного керамического искусства, конференц-залы, ресторан, а также дом для чайной церемонии и смотровая башня с видом на лес. Ко входу в парк ведет пешеходный мост, где в потолке можно заметить осколки битой посуды. Но основной достопримечательностью парка считается площадь с каскадной лестницей — здесь по наклонным плиткам разного цвета стекает струйками вода, которая меняет оттенки и символизирует разнообразие глин, встречающихся в регионе.
Национальный конференц-центр в Дохе, 2013 год
Арата Исодзаки спроектировал катарский Национальный конференц-центр в Дохе с гигантскими древовидными колоннами на фасаде. На такое неординарное решение архитектора вдохновило священное исламское дерево сидрат аль-мунтаха, которое символизирует конец жизни на седьмом небе возле престола Аллаха. Расползающиеся стальные колонны проникают даже в интерьер, пересекая полностью остекленный фасад. Также они поддерживают крышу навеса.
Гималайский центр в Шанхае, 2013 год
Исодзаки построил в Шанхае центр, объединивший отель, торговый центр, музей современного искусства и концертный зал. Комплекс состоит из двух стеклянных башен разной высоты и формы, поставленных на базу из стекла и бетона. Башни довольно просты, все декоративные усилия сосредоточены на нижнем здании. С торцов приземистый прямоугольник стеклянный и закрыт сквозными бетонными панелями с рисунком в виде китайских иероглифов. Центральная его часть, имитирующая изрытую пещерами скалу, самая эффектная.
Проект Ark Nova, 2013 год
Спустя два года после сильнейшего землетрясения и цунами в Японии в 2011 году архитектор Арата Исодзаки и художник Аниш Капур спроектировали надувной мобильный концертный зал, который совершил тур по пострадавшим регионам. Купол на 500 мест предназначался для проведения спектаклей, музыкальных концертов и танцевальных постановок. Проект получил название Ark Nova, или “Новый ковчег”, и стал символом восстановления.