Лауреат Притцкеровской премии Арата Исодзаки: знаковые проекты и 15 фактов из биографии

Вчера, 5 марта, 87-летний японский архитектор Арата Исодзаки стал лауреатом Притцкеровской премии 2019 года.
Арата Исодзаки знаковые проекты и 15 фактов из биографии

Жюри описало Исодзаки как “обладателя энциклопедических знаний об архитектуре, блестящего теоретика и при этом неутомимого авангардиста”, а мы лишь добавим, что это человек, который видел рождение и смерть главных архитектурных теорий ХХ века, но остался верен своему уникальному стилю.

Арата Исодзаки.

Getty Images

Вспоминаем главные факты из биографии легендарного Исодзаки и показываем его знаковые проекты.

1. Арата Исодзаки родился в 1931 году в городе Оита на острове Кюсю. Получил высшее образование в Токийском университете и начал свою профессиональную деятельность под руководством знаменитого архитектора и градостроителя Кензо Танге.

2. Исодзаки был одним из самых талантливых учеников Танге и вместе с ним сделал в 1960-м ошеломивший мир проект Большого Токио. Архитекторы вынесли жизнь мегаполиса в Токийский залив, на огромный обитаемый мост из сплетенных автострад, над которыми гроздьями висели дома. Это был последний реальный фантастический город ХХ века, вдохновленный идеями Ле Корбюзье. К сожалению, проект отвергли.

Музей Domus. Фото: Hisao Suzuki.

3. Проработав у великого мастера одиннадцать лет, Исодзаки в 1963 году открыл собственную мастерскую Arata Isozaki & Associates.

Комплекс “Цукуба-центр” в Цукубе. Фото: Yasuhiro Ishimoto.

4. Исодзаки было тринадцать, когда на Хиросиму сбросили бомбу. Он видел выжженные пустыри вместо улиц, поэтому первые свои работы посвятил восстановлению японских городов после долгих лет оккупации. Он начал с родного Оиты и Фукуоки, где построил библиотеки в стиле метаболизм, а затем отправился дальше по стране.

Библиотека префектуры Оита, 1966 год. Фото: Yasuhiro Ishimoto.

Муниципальная библиотека в Китакюсю, 1974 год. Фото: Yasuhiro Ishimoto.

5. В 1980-х он создал свой первый заграничный проект — Музей современного искусства в Лос-Анджелесе.

Музей современного искусства в Лос-Анджелесе. Фото: Yasuhiro Ishimoto.

6. Исодзаки стал одним из первых архитекторов из Японии, кто начал работать за пределами страны еще в то время, когда западные цивилизации определяли пути развития Востока.

Художественный комплекс Art Tower в Мито. Фото: Yasuhiro Ishimoto.

7. В своих работах Исодзаки удалось соединить идеи японского метаболизма и западного постмодернизма.

Библиотека префектуры Оита, 1966 год. Фото: Yasuhiro Ishimoto.

8. Стиль Изодзаки невозможно отнести ни к одному архитектурному течению. Сам он описывает его так: “Я не мог остановиться на одном направлении. Изменения стали постоянными, и, как это ни парадоксально, это и стало моим собственным стилем”.

Муниципальная библиотека в Китакюсю, 1974 год. Фото: Yasuhiro Ishimoto.

9. В 1986 году Исодзаки получил премию Королевского института британских архитекторов, а в 1995-м — главный приз Венецианской биеннале.

Музей Domus. Фото: Hisao Suzuki.

10. В 2003 году он участвовал в международном конкурсе на проект нового здания Государственного академического Мариинского театра. Но победу одержал французский архитектор Доминик Перро.

МоМА в Гумме. Фото: Yasuhiro Ishimoto.

11. Исодзаки на данный момент посвятил более шестидесяти лет работе — за это время он построил более ста проектов по всему миру: в Азии, Европе, Северной Америке, Австралии и на Ближнем Востоке.

12. Исодзаки часто участвует в конкурсах в качестве члена жюри и считается первооткрывателем талантов Захи Хадид, Даниэля Либескинда и Бернара Чуми.

Шанхайский симфонический концертный зал. Фото: Chen Hao.

13. С 1968 года в разных странах проходит выставка Исодзаки “Разрушенная заново Хиросима”. Экспозиция демонстрирует отношение архитектора к процессам созидания и разрушения, к мистике и реальности.

Парк керамики Mino. Фото: Hisao Suzuki.

14. Исодзаки не просто много путешествовал, он исследовал страны с архитектурной точки зрения. “Я хотел увидеть мир своими глазами, поэтому объехал вокруг земного шара по крайней мере десять раз, прежде чем мне исполнилось тридцать. Я хотел прочувствовать жизнь людей в разных местах — в Японии, исламском мире, горных поселениях Китая, Юго-Восточной Азии и мегаполисах США. Я пытался найти любые возможности для этого и каждый раз задавался вопросом: “Что такое архитектура?”

15. Исодзаки является 41-м лауреатом Притцкеровской премии и восьмым — родом из Японии.

Многофункциональный комплекс в Наре, Япония. Фото: Hisao Suzuki.

Главные проекты Араты Исодзаки

Музей современного искусства в Гумме, 1974 год

Этот музей стал первым и одним из самых ярких проектов, в котором Исодзаки проявил себя как маньерист. Он разбил здание на несколько условных кубов — с внешней стороны покрыл все блоки алюминиевыми и стеклянными панелями, а грани кубов разделил на квадраты, что создало интересный оптический эффект.

МоМА в Гумме. Фото: Yasuhiro Ishimoto.

МоМА в Гумме. Фото: Yasuhiro Ishimoto.

Музей современного искусства в Лос-Анджелесе, 1986 год

Исодзаки спроектировал MOCA Grand Avenue в 1986 году. Вся композиция музея состоит из геометрических фигур: например, наземная часть выполнена в виде прямоугольников, а свод возле входа в библиотеку представлен в форме цилиндра, покрытого медью. На верхних этажах все помещения имеют разную высоту потолка и предназначаются для экспонатов определенного направления в искусстве. В собрании музея хранится огромная коллекция предметов искусства, которые создавались в период после Второй мировой войны.

Музей современного искусства в Лос-Анджелесе. Фото: Yasuhiro Ishimoto.

Музей современного искусства в Лос-Анджелесе. Фото: Yasuhiro Ishimoto.

Музей Domus в Испании, 1993–1995 годы

Domus в городе Ла-Корунья — это интерактивный музей, посвященный науке. Его задний фасад спроектирован в виде японской складной ширмы, каждый из элементов которой достигает 11 м в высоту. На строительство гранитного здания ушло более 30 000 тонн камня, а в облицовке использовалось 160 000 вкрученных вручную винтов.

Музей Domus. Фото: Hisao Suzuki.

Музей Domus. Фото: Hisao Suzuki.

Парк керамики Mino, 2002 год

Парк Mino, созданный Исодзаки, позволяет посетителям насладиться керамическим ремеслом. Здесь есть Музей современного керамического искусства, конференц-залы, ресторан, а также дом для чайной церемонии и смотровая башня с видом на лес. Ко входу в парк ведет пешеходный мост, где в потолке можно заметить осколки битой посуды. Но основной достопримечательностью парка считается площадь с каскадной лестницей — здесь по наклонным плиткам разного цвета стекает струйками вода, которая меняет оттенки и символизирует разнообразие глин, встречающихся в регионе.

Парк керамики Mino. Фото: Hisao Suzuki.

Национальный конференц-центр в Дохе, 2013 год

Арата Исодзаки спроектировал катарский Национальный конференц-центр в Дохе с гигантскими древовидными колоннами на фасаде. На такое неординарное решение архитектора вдохновило священное исламское дерево сидрат аль-мунтаха, которое символизирует конец жизни на седьмом небе возле престола Аллаха. Расползающиеся стальные колонны проникают даже в интерьер, пересекая полностью остекленный фасад. Также они поддерживают крышу навеса.

Национальный конференц-центр в Дохе. Фото: Hisao Suzuki.

Национальный конференц-центр в Дохе. Фото: Hisao Suzuki.

Гималайский центр в Шанхае, 2013 год

Исодзаки построил в Шанхае центр, объединивший отель, торговый центр, музей современного искусства и концертный зал. Комплекс состоит из двух стеклянных башен разной высоты и формы, поставленных на базу из стекла и бетона. Башни довольно просты, все декоративные усилия сосредоточены на нижнем здании. С торцов приземистый прямоугольник стеклянный и закрыт сквозными бетонными панелями с рисунком в виде китайских иероглифов. Центральная его часть, имитирующая изрытую пещерами скалу, самая эффектная.

Проект Ark Nova, 2013 год

Спустя два года после сильнейшего землетрясения и цунами в Японии в 2011 году архитектор Арата Исодзаки и художник Аниш Капур спроектировали надувной мобильный концертный зал, который совершил тур по пострадавшим регионам. Купол на 500 мест предназначался для проведения спектаклей, музыкальных концертов и танцевальных постановок. Проект получил название Ark Nova, или “Новый ковчег”, и стал символом восстановления.

Надувной зал Ark Nova. Фото: Iwan Baan.