Музей Гуггенхайма, Нью-Йорк
Музей Гуггенхайма во многом можно назвать передовым: здание музея стало первым проектом Фрэнка Ллойда Райта в Нью-Йорке. Кроме того, спиралевидная конструкция музея даже для Нью-Йорка 1959 года была довольно эксцентричной. Райт первым трактовал музейное здание как произведение искусства, равноценное коллекциям, которые в нем хранят.
Центр Жоржа Помпиду в Париже
В 1977 году, когда был возведен Центр Помпиду, Ренцо Пьяно было всего тридцать три года, его соавтору, архитектору Ричарду Роджерсу, немногим больше — тридцать шесть лет. “Просто пара сумасшедших, — вспоминал как-то о проекте сам Ренцо Пьяно в интервью AD. — Нет, сумасшедших в квадрате: когда сталкиваются между собой двое психов, безумие надо возводить в квадрат. Центр Помпиду был провокацией невоспитанной молодежи. Но я до сих пор его люблю, и когда меня спрашивают, не стесняюсь ответить: “Думаю, классное здание мы тогда построили”.
Музей дизайна Vitra, Вайль-ам-Райн
Музей дизайна Vitra — первый проект калифорнийца Фрэнка Гери в Европе. Это здание, возведенное в 1989 году, вполне подтверждает закрепившуюся за архитектором славу “короля контрапункта”: плоскости гладких стен встречаются друг с другом в ломаном разрезе, объединяет их плавных изгиб спиральной лестницы. Кстати, именно после работы над этой лестницей, с которой то и дело возникали непредвиденные трудности, Фрэнк Гери отказался от макетов и стал проектировать свои здания уже на компьютере.
Музей современного искусства, Наосима
Музей был построен по проекту Тадао Андо в 1992 году по инициативе корпорации Benesse. Здание разработано таким образом, чтобы посетители музея могли ощутить себя наедине с искусством и природой. Выразительная деталь проекта — круглый “пруд размышлений”.
Музей современного искусства в Нитерое
Музей современного искусства в Нитерое (маленький город-спутник Рио-де-Жанейро) Оскар Нимейер построил в 1996 году. Критики восхитились, но решили, что это последняя работа архитектора: на тот момент ему было уже 89 лет. Однако Нимейер смог еще удивить и реализовал с десяток объектов разного масштаба. В этом и заключалось его кредо, сам архитектор в интервью AD говорил: “Нитерой может нравиться или нет, но нельзя сказать, что это неинтересно. Ты, может, видал вещи и получше, но такой же — не видел. Архитектура — это всегда изобретение, надо уметь удивлять”.
Музей фонда Бейелер, Базель
Расположение на территории густого парка предопределило и фасад музея: Ренцо Пьяно предложил проект здания с окнами от пола до потолка, которое дополняют небольшие искусственные пруды. Легкость и воздушность музея призывают посетителя вступить в диалог с искусством и окружающим пейзажем.
Музей Гуггенхайма в Бильбао
Музей Гуггенхайма в Бильбао Фрэнк Гери построил в 1997 году. В создании проектов архитектору не раз помогали листы бумаги: он их мял и отдавал комок на разработку конструкторам. Зато теперь каждый может увидеть в этом громадном памятнике деконструктивизма что-то свое — металлический цветок или причудливое морское судно.
Музей современного искусства в Форт-Уэрте, Техас
Стеклянные блоки музея по проекту Тадао Андо в жарком Техасе выглядят как оазис: здание отражается в водоеме и как будто парит в воздухе, настраивая посетителей на полет фантазии.
Музей цивилизаций Европы и Средиземноморья, Марсель
В этом проекте можно найти много символизма: архитектором музея с миссией показать тесные и не всегда мирные взаимоотношения народов Средиземноморья стал Руди Риччотти — француз алжирского происхождения, а город Марсель, в котором решено было возвести музей, и конкретно причал J4 считаются средиземноморскими воротами Европы. Поэтому и в архитектуре здания можно найти как европейские мотивы, так и арабские веяния.
Музей искусств Ордрупгаард, Копенгаген
Пространство с высокими окнами отдано под кафе, сами же экспозиции выставлены в полуподземных помещениях музея. Стены там выкрашены в серый — сделано это для того, чтобы уберечь искусство от яркого света, к тому же он перекликается с фасадом из темного бетона.
Королевский музей Онтарио, Торонто
Эта кристаллообразная конструкция появилась в городском ландшафте Торонто с легкой руки Даниэля Либескинда. На 25 % она состоит из стекла и на 75 % — из алюминиевых пластин, которые производят только в одном месте на земле, на фабрике Йозефа Гартнера в Германии. Форма здания перекликается с обширной экспозицией природных материалов в музее и превращает сам музей в экспонат, меняющий облик города.
Новый музей современного искусства, Нью-Йорк
Архитекторы японского бюро SANAA Кадзуе Седзима и Рюэ Нисидзава взгромоздили на базис первого уровня шесть блоков разного объема и покрыли их алюминиевой облицовкой. На солнце эти блоки будто приходят в движение и раскрывают динамичный характер здания: он совпадает с ритмом города и с постоянно обновляющимися экспозициями музея.
Музей Паулы Регу “Дом историй”, Кашкайш
Португальская художница Паула Регу сама обратилась к Эдуарду Соуту де Моуре, чтоб тот создал проект музея для ее работ. Привело это к тому, что многие посетители отмечают: рассматривать фасад с выразительными башнями-пирамидами и отделкой из красного бетона не менее интересно, чем постоянную экспозицию.
Национальный музей искусств XXI века, Рим
Строительство этого музея заняло целых десять лет. Особое внимание при проектировании было уделено естественному освещению: свет проникает сквозь стеклянный потолок, лежащий на тонких бетонных балках. В текучих формах, подвесных изогнутых лестницах и световых решениях без труда узнается почерк Захи Хадид.
Музей дизайна Холон, Израиль
Стальные красные ленты фасада окутывают два крыла, расположенных на разных уровнях ландшафта, и объединяют все пространство и снаружи, и изнутри. За такую оригинальную концепцию Музей дизайна в Холоне был назван журналом Condé Nast Traveller одним из чудес света нового мира.
Teshima Art Museum, Япония
Архитектору Рюэ Нисидзаве и художнице Рэй Найто удалось создать белый бетонный купол размером 40 х 60 м и толщиной всего 25 см без каких-либо внешних опорных конструкций. Два эллиптических “окна” впускают в пространство природные элементы и позволяют им быть самостоятельными произведениями искусства.
Музей Ордоса, Китай
Музей по проекту бюро MAD Architects должен был нарушить линейную планировку китайского города Ордос своей органической формой и, конечно же, привлечь туристов. Металлические переливающиеся на солнце листы поддерживают идею “биопроисхождения” такого ядра, создавая эффект пульсации. Однако заселить город (по меркам Китая) с помощью этой достопримечательности все же не удалось.
Музей Соумайя в Мехико
Этот музей искусства с шестнадцатью тысячами алюминиевых пластин на фасаде был построен по заказу самого богатого мексиканца Карлоса Слима, чтобы хранить и демонстрировать миру личную коллекцию произведений искусства. В нее вошли работы да Винчи, Тинторетто, Рубенса, Сезанна, Моне, Пикассо, Ван Гога и больше сотни скульптур Родена.
Музей Jumex в Мехико
Другим культурным центром Мехико стал музей Jumex по проекту архитектора Дэвида Чипперфилда. Отличительная черта музея — крыша: ее своеобразная конструкция разработана с учетом климатических особенностей города и его архитектуры (музей окружают высотные здания). Все было рассчитано так, чтобы заполнить пространство музея естественным светом.
Музей Fondation Louis Vuitton в Париже
Проект Фрэнка Гери для Fondation Louis Vuitton приняли сразу, но разработка шла нелегко: архитектор менял планы несколько раз, пока глава LVMH Бернар Арно не сказал: “Хватит, стоп!” В то же время строительство вовсе пытались запретить защитники старинного леса Руврэ (именно там собирались разместить музей). Однако все остались довольны — и критики, и сам Гери, назвавший результат “стеклянном облаком”.
Музей биоразнообразия Biomuseo в Панаме
Фрэнк Гери как-то признался: “Это был очень личный проект для меня. Я чувствую тесные связи с народом Панамы и твердо верю, что мы все должны пытаться сохранить биоразнообразие, которое находится под угрозой во всем мире”. Здание музея также разнообразно — блоки разных форм и цветов объединены в единую конструкцию, а снаружи постройку окружает живописный ботанический сад.
Горный музей Месснера, Италия
Здание на высоте 2275 м над уровнем моря, пронзающее скалу насквозь, было разработано бюро Zaha Hadid Architects. Заха Хадид объяснила так концепцию музея: “Идея состоит в том, что посетители могут сначала спуститься по горе, чтобы исследовать ее пещеры и гроты, а затем выйти с другой стороны на нависающую над долиной террасу, откуда открываются захватывающие панорамные виды”.
Музей Broad Museum, Лос-Анджелес
Внешне музей напоминает экзоскелет из 2500 железобетонных панелей и 650 тонн стали. Видным элементом здания стало овальное отверстие, которому архитекторы даже дали имя — Oculus: по задумке авторов, оно должно обеспечивать визуальную связь между музеем и Гранд-авеню.
Музей дизайна в Лондоне
Музей дизайна обосновался в модернистском здании 1960-х, которое служило Институтом содружества на Хай-стрит Кенсингтон. Реконструкция велась пять лет: архитектурное бюро OMA в сотрудничестве с Allies and Morison занималось фасадом, а обустройство внутреннего пространства доверили дизайнеру Джону Поусону. В итоге изогнутую бетонную крышу и стеклянный фасад удалось восстановить, а вот саму конструкцию здания пришлось перекроить и приспособить для нужд музея.
Галерея Tate Modern в Лондоне
В 1963-м архитектор сэр Джайлз Джилберт Скотт (автор знаменитой красной телефонной будки) построил на берегу Темзы электростанцию с 99-метровой трубой. В 1996 году Herzog & de Meuron взялись превратить заброшенное промздание в современный музей. Фасад станции не изменился, но внутри возникло, по сути, новое здание из стального каркаса: целых семь этажей выставочных площадей.
Международный музей барокко, Мексика
Площадь музея составляет 18 000 м², здание включает 20 залов с постоянными экспозициями, конференц-зал, террасы, патио и ресторан. Окружают белоснежный музей парк, засаженный зелеными деревьями, и водоемы — напоминание о японском происхождении архитектора и его приверженности к чистоте и минимализму.
Музей искусства, архитектуры и технологий в Лиссабоне
По словам заказчика проекта, главы португальского фонда EDP Антониу Месиа, музей должен был восстановить историческую связь города с водой и оживить безлюдную набережную. Решили эту задачу с помощью конструкции здания: нависающая изогнутая крыша в форме волны (на нее можно даже выйти) стала продолжением реки. Фасад здания из пятнадцати тысяч трехмерных керамических плиток светится в лучах солнца и мерцает, отражая водную гладь.
LEGO House, Дания
Бьярке Ингельс задумал конструкцию LEGO House как “трехмерную деревню”, состоящую из пересекающихся пространств-кубиков (возможно ли лучше передать концепцию бренда?). Самая заметная деталь проекта — разноцветные крыши. На каждой из них есть открытая площадка, где найдется занятие и детям, и взрослым.
Музей Ива Сен-Лорана, Марракеш
Перед тем как начать работу над зданием музея в Марракеше, архитекторы бюро Studio KO долгое время изучали архивы Ива Сен-Лорана. Работами кутюрье вдохновлена форма музея: закругленный с двух сторон фасад украшен узором из кирпичей, напоминающим текстуру ткани. Авторы проекта рассказывали: “Как подкладка в случае с жакетом от-кутюр, его интерьер совершенно другой — бархатистый, ровный и сияющий”.
Культурный центр Botín в Сантандере
Здание культурного центра по проекту Ренцо Пьяно разделено пополам, а две округлые части соединены между собой стальной платформой, которая представляет собой площадь, парящую над землей. С нее открывается вид на море с одной стороны и на парк с другой. В восточном блоке расположены многофункциональная аудитория и образовательный центр, в западном — выставочная галерея. На нижнем уровне размещены кафе, ресторан и информационный центр.
Лувр Абу-Даби
Музей расположился на острове Саадият, так что Жану Нувелю предстояло создать “музейный город” прямо в море. Площадь такого города — 22 500 м², которые отданы под выставочные пространства, рестораны и различные музейные службы. Всего на территории возведено около 55 строений, но настоящей жемчужиной проекта стал музей, накрытый 180-метровым сверкающим куполом.
Музей современного африканского искусства Zeitz, Кейптаун
Музей Zeitz в Кейптауне — самый масштабный культурный центр, посвященный современному африканскому искусству. Лондонское архитектурное бюро Heatherwick Studio превратило историческое силосное зернохранилище в 9-этажное здание музея. Галереи и атриум располагаются в пространстве, вырезанном из сорока двух бетонных труб, из которых состоит здание. На крыше находится сад скульптуры, в подвалах — хранилища, а на этажах — выставочные пространства, книжный магазин, ресторан, бар и читальные залы.
Музей V&A Dundee, Шотландия
Музей расположился на берегу реки Тей. Его необычная изогнутая форма напоминает корабль, хотя автор проекта Кенго Кума называл здание морским рифом. Архитектор хотел в первую очередь объединить в этом проекте природу и архитектуру, для этого он вдохновлялся природой Шотландии и ее скалистым ландшафтом. В результате музей, со слов Кенго Кумы, можно считать “итогом продолжительного диалога между землей и водой”.
Культурный центр The Shed, Нью-Йорк
Авторы проекта создали восьмиуровневое сооружение с раздвижной крышей: при необходимости ее можно открыть и таким образом увеличить пространство комплекса. Навес убирается с помощью 4000-тонных рельсов и превращает пространство в открытую площадь для концертов, выставок, фестивалей. Фасад здания покрыт фторполимерными мембранами — прозрачным материалом, который намного легче и безопаснее стекла.
Павильон Twist в Норвегии
Здание павильона представляет собой “скрученный” мост, соединяющий два берега реки Рандсельвы. Форма конструкции на первый взгляд кажется округлой и изогнутой, на деле же она состоит из прямых линий. Архитекторы сложили специальные алюминиевые панели как неровную стопку книг — для создания кривых. Кроме того, фасад позволил гармонично вписать сооружение в ландшафт — в нем отражаются деревья, холмы и вода.
Национальный музей Катара
Национальный музей Катара стал главным украшением Дохи. Жан Нувель построил его, вдохновившись “розой пустыни” — минеральным образованием, действительно похожим на цветок, которое возникает в процессе кристаллизации в слоях песка. Здание окружают огромные диски разного диаметра, одновременно выступающие в роли опор и выразительных элементов дизайна. Они затеняют пространство между галереями и образуют внутренний двор, в центре которого прячется восстановленный исторический дворец шейха Абдаллаха бин Джасим аль-Тани, покойного сына основателя современного Катара. Раньше он служил домом королевской семьи, а в последнее время выступал в роли национального музея.
Галерея Джеймса Симона в Берлине
Галерею Джеймса Симона расположили на Музейном острове в Берлине, и она стала первым сооружением, построенном здесь за последнее столетие. “Архитектурный язык Галереи Джеймса Симона перенял элементы старинных зданий (например, колоннады и наружные лестницы). Бюро также сделало отсылки на творения Шинкеля, Штюлера и других архитекторов, участвовавших в создании Музейного острова”, — рассказывают специалисты бюро David Chipperfield.
Музей He Art Museum в Китае
“He” — китайский иероглиф, в переводе означающий “гармоничный”. Автор проекта Тадао Андо постарался отразить в конструкции музея не только его название, но и воплотить восточную философию: бетонные диски переходят друг в друга и образуют атриум, а движение от экспозиции к экспозиции организовано по кругу — все это соответствует идее о гармонии, балансе и единении. Массивная бетонная лестница ведет вверх к круглому проему, откуда льется естественный свет.
Музей Академии киноискусств в Лос-Анджелесе
Музей Академии киноискусств разместили в стенах бывшего универмага May Company, для этого здание 1939 года в стиле модерн передали в руки Ренцо Пьяно. Архитектор дополнил строение сферическим стеклянным куполом, где организовали аудиторию на тысячу мест. Сам автор проекта говорил, что такая форма конструкции должна подтолкнуть посетителей музея к бесконечному воображаемому путешествию сквозь пространство и время, которое и происходит в кино.
Художественный музей Датуна, Китай
Архитектура музея была вдохновлена горным пейзажем, поэтому в основе конструкции лежат четыре будто выросших из земли пика. Но у такой формы есть и практическое назначение: авторы проекта учитывали расположение здания относительно сторон света и проектировали узкие полоски оконных проемов так, чтобы минимизировать попадание солнечного света и обеспечить оптимальные условия для произведений искусства.
Впервые опубликовано в AD France.