Пост почитания Лины Бо Барди

4 декабря родилась одна из величайших женщин-архитекторов — Лина Бо Барди. Все ее проекты несут в себе мощный социальный подтекст и являются яркими образцами модернистской архитектуры.

4 декабря 104 года назад в Риме родилась Ачилина Бо — женщина-архитектор, более известная как Лина Бо Барди. Она проектировала дома, писала статьи, создавала декорации для кинофильмов и предметы мебели. Лина прожила долгую жизнь и оставила яркий след не только в архитектурном мире, но и в сфере искусства.

Архитектор Лина Бо Барди.

© Instituto Lina Bo e P.M. Bardi.

Ачилина родилась в Риме. Когда пришло время выбирать университет, она осталась в родном городе и поступила на факультет архитектуры, а уже после окончания переехала в Милан. Молодая Ачилина начала работать в студии знаменитого итальянца Джо Понти. В то время он как раз руководил своим архитектурным журналом Domus, и Лина начала писать статьи, а впоследствии выросла до заместителя главного редактора.

К началу Второй мировой она уже основала небольшую студию, но во время войны в основном писала, а не проектировала. Редакторский навык, полученный у Понти, пригодился — Барди создавала материалы для дизайнерских и архитектурных журналов, а также иллюстрировала их собственными рисунками.

Художественный музей Сан-Паулу.

В 1943 году ее миланский офис был разрушен в результате авианалета. Вернувшись в него, Лина основала там издание A Cultura della Vita, а также вступила в Итальянскую коммунистическую партию. Ее апартаменты превратились в место встреч интеллектуалов, участвующих в политическом движении. Именно там она познакомилась с критиком и искусствоведом Пьетро Марией Барди и вышла за него замуж. С тех пор Ачилина стала Линой Бо Барди.

Культурный центр SESC Pompeia в Сан-Паулу.

(c) flickr.com; Markus Lanz.

В 1946 году вместе с мужем Лина переезжает в Сан-Паулу и активно начинает изучать бразильскую культуру и особенно народные традиции. Позднее архитектор скажет, что Бразилия — ее вторая родина, которую она выбрала самостоятельно.

В 1950 году Барди создает журнал Habitat, где освещает все — от живописи до дизайна, от танцев до моды, от фотографии до ремесел. А параллельно с редакторской деятельностью работает над своим первым проектом в новой стране — собственным домом. Его архитектор построила из стекла в одном из районов Морумби — позднее он стал образцом бразильского рационалистического искусства.

Бо Барди не сразу была признана великим архитектором. Ее сооружения часто шокировали публику, а дизайн всегда опережал свое время. Зато сейчас здания по-прежнему выглядят современными, а ее труды и биографию изучают миллионы последователей по всему миру. Лина умерла в 1992 году, прожив долгую насыщенную жизнь и оставив яркий след в архитектурном мире.

Стеклянный дом

1951 год

Здание Glass House построено по принципу открытости: благодаря стеклянным стенам в дом попадает максимум естественного света. Кроме того, конструкция выглядит легкой и гармонично вписывается в окружающие джунгли.

Стеклянный дом в Сан-Паулу.

Flickr.com; mishmoshimoshi.

Сооружение стоит на высоких тонких сваях и даже сейчас выглядит немного футуристично. Тем не менее дом имеет все признаки итальянского рационализма — промышленные материалы в конструкции, простые повторяющиеся формы, а также элементы традиционной сельской архитектуры Бразилии.

Стеклянный дом в Сан-Паулу.

После смерти архитектора здание было превращено в музей. Сегодня там находится более 17 тысяч фотографий и около 7500 эскизов, сделанных Линой Бо Барди. Кроме того, там остались ее предметы искусства, старинная мебель и личные вещи.

Художественный музей Сан-Паулу

1968 год

В 1968 году завершилось строительство нового здания для Художественного музея MASP по проекту Лины Бо Барди. Архитектор тщательно следила за стройкой и курировала все этапы возведения.

Художественный музей Сан-Паулу.

Главным условием было сохранить панорамные виды из окон, поэтому архитектор предложила поднять здание на несколько метров над землей. Мощные железобетонные балки удерживают конструкцию и привлекают внимание прохожих. Форма здания сложнее, чем кажется на первый взгляд. Коробка со стеклянными стенами, выходящими на оживленное авеню Паулиста, — это лишь часть музейного комплекса. Для того чтобы увидеть его целиком, здание нужно обойти с другой стороны.

Художественный музей Сан-Паулу.

(c) flickr.com; mattkieffer

Не менее интересны интерьеры здания. Вокруг большого фойе расположены залы, где Лина предложила демонстрировать полотна так, чтобы была видна и лицевая часть холста, и его изнанка. Вместо картин на стенах здесь появились стеклянные кофры с экспонатами, расставленными по всему пространству.

Культурный центр SESC Pompeia

1986 год

В 1986 году в Сан-Паулу было закончено строительство культурного центра SESC Pompeia, в проекте которого воплотились главные черты стиля Бо Барди. В первую очередь она настояла на том, чтобы не разрушать старое здание завода, а обновить его и усовершенствовать.

Культурный центр SESC Pompeia в Сан-Паулу.

(c) flickr.com; Markus Lanz.

Бо Барди использовала простые формы, бетон и стекло — все, что характеризует ее как архитектора-модерниста. Но в то же время, в отличие от Оскара Нимейера и Лусио Косты, в тени которых Бо Барди творила, она бережно и уважительно отнеслась к традициям своей новой страны — Бразилии — и старалась учитывать их при создании проектов.

Культурный центр SESC Pompeia в Сан-Паулу.

article image

Пост почитания Оскара Нимейера

Сегодня родился архитектор, построивший новую столицу Бразилии с нуля и тем самым полностью определивший образ бразильской архитектуры. Оскар Нимейер ушел из жизни в возрасте 104 лет, оставив после себя десятки великолепных построек.
Читать

“Для Лины было недостаточно просто спроектировать здание и выразить там свои видения, — рассказывает Ноэми Благер, куратор выставки, посвященной Бо Барди. — Она всегда ставила людей в центр проекта”. И это чувствуется — SESC Pompéia стал действительно социально-культурным местом: старики здесь играют в шахматы, а дети резвятся на площадках, кто-то ест в столовой, а кто-то загорает на импровизированном дощатом “пляже”. По задумке автора, пространство должно было отвечать разным запросам. Но чтобы создать его, архитектору пришлось воспротивиться жесткому давлению владельцев комплекса.

Новаторский театр Teatro Oficina.

1991 год

Вместе с архитектором Эдсоном Элито Лина работала над еще одним городским проектом — зданием для новаторского Teatro Oficina. На месте старого исторического сооружения, которое частично сгорело, решили построить новые части театра. Они служили одновременно и сценой, и зрительным залом. Гости располагались за строительными лесами, прикрепленными к стенам. Их положение можно было менять в зависимости от концепции постановки.

Новаторский театр Teatro Oficina.

© Nelson Kon.

Фото: Getty Images, flickr.com