Рикардо Бофилл с юных лет знал, что станет архитектором. Отец-архитектор нанял его к себе на работу и передал ему весь свой опыт. В 1956 году Бофилл создал свой первый проект — гостевой домик на Ибице. Вместе с отцом Бофилл много путешествовал по Испании, изучал на практике основы архитектуры и строительства. Кроме того, он одновременно получал архитектурное образование в Высшей технической школе архитектуры Барселоны, а затем в Архитектурной школе Женевского университета.
Уже в 1963 году, в возрасте двадцати четырех лет, Рикардо Бофилл открывает свое бюро — Taller de Arquitectura в Барселоне. А через десять лет его бюро обретает свой постоянный дом — Бофилл перестраивает под себя заброшенный цементный завод. Там же он жил до конца своих дней. La Fabrica является ярким примером отношения архитектора к пространству и природе. Он всегда стремился создавать органическую архитектуру, интегрированную с природой.
Архитектура Бофилла очень разная, и он сам это признает. В первую очередь он пережил период постмодернизма — это мы видим в его проектах социального жилья в Испании и Франции. Он играет с классическими элементами, противопоставляет свое мышление идеям модерниста Ле Корбюзье. В 70-е годы появляются такие легендарные жилые проекты, как La Muralla Roja (“Красная стена”) и космический Walden 7. В нескольких интервью Бофилл говорил о том, что перестал быть постмодернистом еще до того, как это вышло из моды.
На знаменитые проекты социального жилья во Франции 80-х годов Бофилла вдохновила классическая архитектура. Эти жилые блоки совсем не похожи на предыдущие проекты, да и вообще на социальное жилье, но они вошли в историю архитектуры как раз из-за своей диковинности.
Рикардо Бофилл за всю свою карьеру создал более тысячи проектов, и это колоссальная цифра. Стиль Бофилла эволюционировал вместе с ним. В какой-то момент архитектор обратился и к хай-теку: небоскребы в США, роскошный стеклянный отель-парус W в Барселоне или, например, аэропорт Эль-Пратт. Бофилл также создал несколько проектов в России, и некоторые из них уже реализованы.
Вспоминаем главные архитектурные проекты Рикардо Бофилла.
Гостевой домик на Ибице, 1956
Первый проект Рикардо Бофилла, созданный им еще в студенческие годы. Сам он описывает его как “очень органичный домик с толстыми криволинейными стенами и маленькими окнами, отражающими дух места”.
Комплекс социального жилья “Замок Кафки”, 1968
“Замок Кафки” представляет собой дом из девяноста квартир в виде кубов, которые сконцентрированы вокруг центрального ядра. Каждая жилая ячейка имеет совмещенную гостиную и столовую, а также спальню и ванную комнату.
Все интерьеры выполнены в минималистичном стиле. Цвет фасадов, выбранный из множества оттенков синего, подтверждает желание архитектора связать дом с его фоном — синим небом над Барселоной.
Квартал Гауди в Реусе, 1968
Квартал Гауди — это первый масштабный городской проект бюро Рикардо Бофилла. Основную целью Бофилла было — обеспечить экономичным жильем огромное количество иммигрантов, нахлынувших в Испанию в 60-е годы. Бофилл создал “город в городе”, непохожий на привычные тогда спальные районы тем, что он предоставлял огромное количество услуг в одном месте: магазины, бары, рестораны, большие общественные пространства.
500 жилых ячеек заняли несколько восьмиэтажных башен, которые соединены между собой террасами. Типичный этаж состоит из 12 квартир, построенных вокруг внутреннего дворика. По всему жилому комплексу организовано пешеходное движение — вертикальное (по лестницам и лифтам), а также горизонтальное по открытым вестибюлям. Пространственная организация квартала Гауди — это сплошная геометрия, которая упрощает размещение жилых ячеек и передвижение жителей по нему.
La Muralla Roja, Кальпе, Аликанте, 1973
La Muralla Roja (“Красная стена”) — это еще один пример многоквартирного жилого дома от Рикардо Бофилла. Этот комплекс расположился в курортном местечке La Manzanera в испанском Кальпе. Здесь архитектор перерабатывает идеи арабской средиземноморской архитектуры, а точнее, создает аллюзию на североафриканскую Касбу (в пер. с арабского — “крепость”).
Тем не менее пространственная организация подчиняется эстетике конструктивизма. Архитектор вновь расположил апартаменты вокруг взаимосвязанных двориков. Террасы на крыше предназначены для принятия солнечных ванн, там же жители дома могут пользоваться открытым бассейном и сауной. Здание выкрашено в разные оттенки красного и голубого (внутри) цветов, для того чтобы подчеркнуть архитектурные элементы “крепости”.
La Fabrica, Барселона, 1973
В 1973 году Рикардо Бофилл находит этот заброшенный цементный завод неподалеку от Барселоны и переделывает его под свой дом и рабочую студию. Больше 40 лет он жил и работал здесь.
По его словам, вдохновением для него послужила идея возрождения некоторых элементов каталонской архитектуры — например, таких, как вытянутые арочные окна средневековой Барселоны. Подробнее о “Фабрике” читайте здесь.
Walden 7 в Сан-Жуст-Десверне, 1975
Еще один жилой проект от Бофилла — космический Walden 7. Здесь Бофилл создает новый вид локального сообщества с огромным количеством общественных пространств.
Основная идея — это создание кластеров жилых блоков, сконцентрированных вокруг огромных открытых дворов, где жители могли бы коммуницировать между собой. Этот проект был рассчитан не только на классические семьи, но и на бездетные пары и людей, которые живут одни.
Пространства Абраксас, пригород Парижа, 1982
Роскошный комплекс социального жилья, состоящий из “дворца”, “театра” и “арки”, выполненных в классическом архитектурном стиле.
Жилые корпуса представляют собой огромный амфитеатр. Между ним и многоэтажной башней расположилась площадь, которую архитектор видит “монументальным общественным пространством”. Сам Бофилл называл проекты этого периода во Франции “современным классицизмом”, в чем был абсолютно прав.
Национальный театр Каталонии, Барселона, 1997
Национальный театр Каталонии построен по принципу традиционного греческого театра.
Здание полностью остеклено, что позволяет нам видеть с улицы его интерьер, наполненный зеленью, что свойственно Бофиллу, как и в целом “открытость” архитектуры. Здесь об этом говорят прозрачные стены театра.
Небоскреб в Чикаго, 1992
Первый небоскреб, построенный Бофиллом в США, является “кульминационной вехой” в его карьере. Здание построено в неоклассическом стиле с использованием португальского королевского белого гранита и классического для современного небоскреба серебряно-серого стекла.
По словам самого архитектора, в этом проекте он выстраивает диалог между классицизмом каменной архитектуры и высокотехнологичными стеклянными конструкциями. Результатом стал фасад, в котором соблюдены классические пропорции, напоминающие строение колокольни Джотто во Флоренции. Фасад разделен на несколько уровней, соединенных импровизированными колоннами, а вершит здание абсолютно пропорциональная крыша.
Отель W в Барселоне, 2009
Отель W стал новой визитной карточкой побережья Барселоны. Он был построен в рамках амбициозной градостроительной программы развития прибрежной территории Барселоны.
Здание построено в виде паруса, стоящего перпендикулярно городскому причалу. Практически из каждого номера пятизвездочного отеля открывается потрясающий вид на море.
Культурный центр Мигеля Делибеса, Вальядолид, 2007
Конструкция этого здания предполагает соединение трех разных элементов под одной волнообразной крышей, символизирующей звуковые волны музыки.
Центр вмещает в себя около десяти разных культурных организаций, включая Симфонический оркестр Кастильи и Леона, Консерваторию, Экспериментальный театр и школу танцев.
Фото: RBTA