Постсоветская архитектура в первую очередь ассоциируется с лужковским стилем, который подарил городу множество зданий с башенками, излишним декором и не очень качественной отделкой. Но подобные сооружения возникли не только от любви бывшего мэра к “российской эклектике”, но и оттого, что архитекторы, долгое время находившиеся в строгих рамках, вдруг получили свободу.
В начале 90-х появилась возможность реализовать авторские проекты — но из-за отсутствия навыков и опыта попытки создавать оригинальную архитектуру были странными и неумелыми.
Instagram content
Но эволюция в постсоветской архитектуре все же была — от лужковских зданий, которые и сейчас выглядят на улицах города безвкусно, мы прошли путь до сооружений европейского уровня, правда, 20–30-летней давности. Россия действительно чуть опаздывает, но быстро догоняет пропущенные этапы развития.
О том, что происходило с российской архитектурой на протяжении последних 30 лет, слушайте в нашем новом выпуске подкаста “У стен есть уши”, который мы подготовили совместно с сотрудниками Музея архитектуры имени Щусева.
Примеры качественных зданий эпохи постсоветской архитектуры
Хорошие примеры постсоветской архитектуры стоит искать в “Золотой миле” в районе Остоженки. В начале 2000-х Сергей Скуратов и Юрий Григорян построили там не просто сообщество элитных домов, а целый квартал с качественной архитектурной средой.
Жилой дом в Молочном переулке
Жилой дом на углу Бутиковского и Молочного переулков вмещает всего 20 квартир. Изогнутый минималистичный фасад отрезает от угла сегмент, образуя частный городской сквер для жителей дома. Особенность проекта в том, что это один из первых в Москве домов, полностью лишенных привычных для советской архитектуры балконов — вместо них здесь балконы французские, с окнами от пола до потолка.
Instagram content
ЖК Grand-Prix House
Клубный дом Grand-Prix House Сергей Скуратов построил в 2003 году, когда в “лужковской моде” еще были глянцевый гранит и плитка. Несмотря на это, бюро Скуратова отделало фасады панелями из светлого камня и черного бельгийского кирпича, который спустя время московские архитекторы стали заимствовать для своих проектов. Во внутренних пространствах также использованы дорогие материалы: натуральный мрамор и ценные породы дерева.
Instagram content
Copper House
Copper House стоит прямо напротив жилого комплекса ЖК Grand-Prix House, поэтому в его окнах отражаются зеленоватые фасады. Но это не краска и не плитка, а искусственно состаренная медь — один из самых долговечных материалов. Причем именно патина, в отличие от ржавчины, предохраняет материал от коррозии. Copper House был построен в 2002 году по проекту бюро Сергея Скуратова. Для тех времен архитектура была ошеломляющей: скачущий ритм окон, стеклянная галерея, разный наклон стекол — и все это в сочетании с современными технологиями.
Instagram content
Примеры неудачных зданий постсоветской архитектуры
Театр Et Cetera
Театр Et Cetera, расположившийся недалеко от станции метро “Чистые пруды”, был построен в 2005 году. Так его описал архитектурный критик Григорий Ревзин: “Здание театра сделано так. Есть большой прямоугольный объем. В него вписана круглая шайба, которая прорывает прямоугольник и двумя дугами выходит на фасад. Сбоку в углу у всего этого образуется узкая башня. В общем, эта композиция выглядит так, будто перед нами студенческая работа на тему авангарда 20-х”.
Instagram content
Здание “Детского мира” на месте “Военторга”
На месте старого “Военторга” в 2008 году по проекту архитектора Колосницына было построено здание, в котором прослеживались попытки воссоздать некоторые детали исторического фасада. Однако, по опросу ведущих московских архитекторов, проведенному в 2010 году журналом Forbes, это сооружение заняло первое место среди самых уродливых зданий Москвы. Во-первых, в проект добавили два этажа. Во-вторых, поменяли цвет фасада на коричневый. В-третьих, изменили форму: на месте прямоугольной угловой башни теперь скругленная башня с куполом. Но самое страшное — в отделке задействовали блестящий дешевый гранит и много стекла.
Instagram content
Многофункциональный комплекс “Белый лебедь” разместился на месте старого ресторана индийской кухни “Джалтаранг” по проекту Шевердяева. Если старая постройка из стекла выглядела легкой и изящной, то новая массивная конструкция не совсем гармонично вписалась в ландшафт бульвара. Мощное здание с асимметричным фасадом, украшенным ордером, разделило улицу на две половины и сделало озеро визуально меньше.
Instagram content
Фото: архив пресс-службы