Архитектура

12 павильонов, на которые стоит обратить внимание на Expo 2020 в Дубае

Открывшаяся 1 октября 2021 года Expo 2020 Dubai великолепно сочетает восточную роскошь, западные технологий и немыслимое по современным меркам, когда весь мир живет в режиме ограниченных передвижений, количество впечатлений.
12        Expo 2020
Фото: © Palladium Photodesign. Oliver Schuh + Barbara Burg

Задуманная как смотр самых современных технологий и проводник новых мировых ценностей, Экспо с самого своего основания неизменно превращается в парад выдающейся архитектуры, а павильоны становятся главными экспонатами выставки. Расположенная на участке площадью 438 гектаров между Дубаем и Абу-Даби, Dubai Expo 2020 спланирована американской архитектурной фирмой HOK, а ее территорию украшают 192 национальных павильона, в том числе созданных ведущими архитекторами мира. Выставка проходит под девизом “Объединяя умы, создаем будущее”, а ее территория разделена на три тематических сектора — “Возможность”, “Мобильность” и “Устойчивое развитие”, в каждом из которых есть свой одноименный концептуальный павильон, спроектированный лучшими бюро современности.

1. Павильон “Мобильность”, Foster + Partners 

Павильон в характерной для бюро Фостера форме трилистника, чьи лепестки нависают мощными футуристического вида консолями, посвящен одной из ключевых тем выставки — мобильности. Архитекторы вдохновлялись проектом будущего экогорода Масдар в Абу-Даби, который будет существовать исключительно на возобновляемых источниках энергии. Мобильность и движение стали как темой экспозиции, так и основой архитектурного образа: экспрессивные изгибы павильона подчеркнуты мощными алюминиевыми ламелями-жалюзи, а внутри здания находится самый большой лифт в мире, поднимающий до 160 человек. В каждом из трех объемов-лепестков расположена галерея с выставками на тему истории путешествий — от переселения народов до мобильности в городах будущего. Над иммерсивной экспозицией работала лондонская консалтинговая компания MET Studio. Вокруг павильона разбит парк, по которому проходит трасса, где демонстрируются передовые средства передвижения в действии.

Фото: © 2020 Expo 2020 Dubai LLC –SO. 
Фото: Chris Goldstraw
DUBAI, JANUARY 04 2021: General view of Mobility Pavilion at Expo 2020 site (Dany Eid/Expo 2020)Фото: Dany Eid; © 2020 Expo 2020 Dubai LLC –SO. 
Фото: Dany Eid; © 2020 Expo 2020 Dubai LLC –SO

2. Устойчивое развитие, Grimshaw Architects

Центральный павильон кластера “Устойчивое развитие”, один из самых внушительных и впечатляющих, призван продемонстрировать способность архитектуры стать самодостаточной даже в экстремальных климатических условиях. Павильон посвящен альтернативным источникам энергии и ресурсосбережению и напоминает гигантский кратер, сделанный на 97 % из переработанной стали, который собирает ливневую воду и росу. 4912 солнечных панелей, установленных на 130-метровом навесе, и 18 “энергетических деревьях”, вырабатывают 4 ГВт/ч альтернативной энергии в год. 

Фото: Grimshaw Architects

Выставочные пространства павильона расположены в основном под землей, а вокруг здания разбит сад, который используется для фильтрации, подачи и повторного использования воды. Выставки, отправляющие посетителей в путешествие по лесам и морям, показывающие красоту земли и урон, нанесенный человеком, были созданы дизайнерами из Нью-Йорка Thinc в сотрудничестве с Eden Project. Естественно, что павильон олицетворяющий “устойчивое развитие”, и сам соответствует платиновым стандартам LEED. Хорошо рассмотреть это колоссальное строение можно только с высоты птичьего полета или с 9-го этажа пресс-центра выставки.

Instagram content

View on Instagram

3. Павильон “Возможности”, AGi Architects

Павильон Mission Possible (“Миссия выполнима”) — главный объект притяжения в зоне возможностей и посвящен тому, как можно “раскрыть потенциал людей и сообществ, подчеркивая, что каждый должен сыграть свою роль в создании позитивных изменений”. Здание обыгрывает образ большой общественной площади — потому что здесь люди должны держаться вместе. А ее нейтральная универсальная архитектура — еще один из символов объединения.

Фото: Íñigo Bujedo Aguirre
Фото: Íñigo Bujedo Aguirre
Фото: Íñigo Bujedo Aguirre

Блочные объемы Mission Possible расположены под металлическими навесами, обтянутыми тканью, символизирующими, в свою очередь, мечты, к которым люди стремятся. Облачный элемент состоит из шести текстильных слоев ткани на металлических конструкциях, защищающих площадь от прямых солнечных лучей. Навес играет с прозрачностью, светом, тенями и цветом, постоянно трансформируясь в зависимости от времени суток, света и движений людей. Фасад и пол павильона оформлены керамической плиткой, которая блестит в темноте. 

Фото: Íñigo Bujedo Aguirre
Фото: Íñigo Bujedo Aguirre

4. Павильон Великобритании, Эс Девлин

Павильон Великобритании спроектирован художницей Эс Девлин, которая решила представить его как поэтическое послание инопланетным цивилизациям. Идея напрямую связана с одним из последних проектов Стивена Хокинга Breakthrough Message —  глобальным конкурсом, приглашавшим людей во всем мире подумать, какое послание они бы оставили для инопланетной цивилизации. Двадцатиметровой высоты здание павильона представляет собой структуру, на которой высвечиваются слова, складывающиеся в стихи, которые пишет на английском и арабском языках искусственный интеллект. Главным экспонатом и главным посланием является само здание: внутри павильона нет экспозиции в традиционном смысле слова, зато можно подсказать искусственному интеллекту слова для новых стихотворных форм. Это первый в истории всемирных выставок павильон, созданный женщиной, и, безусловно, самый поэтический образ на всей Экспо.

Фото: Mahmoud Khaled/Expo 2020 Dubai

Instagram content

View on Instagram

Instagram content

View on Instagram

5. Павильон ОАЭ, Сантьяго Калатрава

Павильон принимающей страны всегда находится в центре внимания, так что неслучайно ОАЭ пригласили для его создания Сантьяго Калатраву, мастера запоминающихся романтических образов. Его конструкция вдохновлена формой крыла летящего сокола, который является одним из символов страны и изображен на гербе ОАЭ. Мотив птицы и полета — один из ключевых в творчестве самого Калатравы, поэтому авторство павильона легко считывается. Постройка выглядит легкой и динамичной, но, главное, она действительно готова к движению: “перья” из углеродного волокна способны поворачиваться, меняя образ здания и закрывая при необходимости солнечные панели на крыше. На полную внешнюю трансформацию здания уходит всего три минуты.

Фото: © Palladium Photodesign. Oliver Schuh + Barbara Burg
Фото: © Palladium Photodesign. Oliver Schuh + Barbara Burg

В центре павильона расположился сферический объем аудитории, окруженный многоуровневым пространством для мероприятий, которое увенчано круглым потолочным окном с логотипом Expo 2020. Серия иммерсивных экспонатов рассказывает об истории и будущем ОАЭ.

Фото: © Palladium Photodesign. Oliver Schuh + Barbara Burg

6. Павильон Сингапура, WOHA

Сингапурская студия WOHA создала национальный павильон в виде тропического оазиса, бесспорно, очень желанного образа в жарком и засушливом климате ОАЭ. Основной посыл экспозиции — показать готовность Сингапура бороться с проблемами глобального потепления и стать “одним из самых зеленых мест в мире”. Кроме того, архитекторы WOHA рассчитывают, что павильон станет вдохновляющим примером для создания зеленых проектов в любой точке мира, даже в пустыне. Здание построено вокруг трех покрытых растениями конусов, внутри которых расположены выставочные пространства. Маршрут посетителей идет по цепи пешеходных дорожек, которые проходят через висячие сады и ведут внутрь конусов. Павильон работает за счет солнечной энергии и систем опреснения и имеет нулевое потребление энергии на протяжении всего полугода проведения Dubai Expo. 

© Singapore Pavilion
© Singapore Pavilion
© Singapore Pavilion

7. Павильон Финляндии, JKMM Architects

Финляндия создала на сияющей огнями и впечатляющей динамичными формами выставке один из самых светлых и свежих павильонов. Накрыв здание белой промышленной тканью, архитекторы JKMM Architects решили обыграть под палящим солнцем образ заснеженной зимней Финляндии. С  другой стороны, павильон явно отсылает к теме палатки или шатра, что близко как финскому, так и арабскому кочевому наследию. Внутреннее пространство облицовано изогнутыми решетчатыми деревянными планками, призванными изобразить романтичное природное ущелье. Вокруг расположена экспозиция, показывающая, как природу и современные технологии можно превратить в источник счастья. В конце концов, Финляндия официально признана самой счастливой страной в мире.

expo pavilionsarchmospheres

8. Павильон России, бюро SPEECH

Павильон России стал в этом году, бесспорно, одним из самых запоминающихся и красочных на всей выставке. Решенный в виде двух встроенных друг в друга полусфер-куполов, он воплощает, по замыслу его автора Сергея Чобана, образ “Планеты Россия” и символизирует цельность и глобальность. Фасады здания, выполненные из множества переплетенных разноцветных трубок-нитей, выражают идею движения, развития смыслов, знаний и, конечно, устремленность в будущее. Мотив создания формы из разноцветных линий отсылает к традиции русского авангарда и изобретенному Яковом Черниховым методу эксприматики — поиска новых форм с помощью свободного владения линией. Технически “нити” реализованы из алюминиевых трубок диаметром 8 см, которые согнуты под разными радиусами и оплетают объем павильона в нескольких направлениях. Центральным в экспозиции павильона России является иммерсивный перформанс “Механика чуда”.

9. Павильон Польши, WXCA 

Павильон Польши, расположенный в секторе “Мобильность”, посвящен теме перелетных птиц, поскольку страна действительно центр их размножения. Для европейцев аисты — символ счастья и гармонии; в арабской культуре считается, что они ежегодно совершают паломничество в Мекку; для славян они являются образцом отцовства и семейных ценностей. Выполненный из дерева легкий ажурный павильон украшен кинетической скульптурой — сотнями “журавликов” — и превращен в многослойный рассказ о красоте польской природы, международном обмене, мобильности, экспорте идей и технологий. 

10. Павильон Республики Корея, Moon Hoon и Motoyuki Architects 

Павильон притягивает внимание динамическим фасадом с меняющими рисунок и цвет кубами, что напоминает карточные трюки зрителей футбольного стадиона или зажигательный рок-концерт. Всего на фасаде 1597 таких кубиков, представляющих абстрактные паттерны темы мобильности и слова важных сообщений. Вращающийся куб имеет одну цифровую и три аналоговые цветные грани. Он стремится быть одновременно цифровым и аналоговым (digi_logue), что должно привнести разнообразие в обилие современных цифровых медиафасадов. По словам архитекторов, поворачивающиеся кубы — идеальное воплощение “хорошо выраженной, сплоченной и спонтанной энергии корейцев”.

Фото: Chang Mookkim 
Фото: Chang Mookkim 
Фото: Chang Mookkim 
Фото: Chang Mookkim 

11. Павильон Швейцарии, OSS и Bellprat Partner

Павильон Швейцарии с характерными белыми крестами на красном фоне не перепутаешь ни с одной другой страной: на самом деле внешне павильон представляет собой зеркальный куб с углублением на фасаде, а узнаваемый символ страны изображен на ковровой дорожке перед ним и отражается в зеркалах. Авторы решили рассказать о сильных сторонах и возможностях Швейцарии в области образования, исследований, инноваций и бизнеса, но сделать это красиво, чувственно с помощью игры зеркальных отражений и аллюзий на великолепную природы страны. Внутри экспозиция от сценографов Bellprat Partner предлагает опыт-путешествие с приключениями, в том числе с подъемом на гору сквозь плотный туман. 

Фото: Sebastien Crettaz
Фото: Sebastien Crettaz
Фото: Sebastien Crettaz

12. “Женский павильон”, Cartier

“Женский павильон”, ​​созданный совместно с Cartier, приглашает посетителей познакомиться с историями и достижениями женщин, а также с рассказами о роли женщин в различных культурах, где они остаются “невидимыми”. Посыл павильона — “Когда женщины процветают, процветает человечество”.

Фасад здания украшен каллиграфией — поэмой, посвященной активистке, выступающей за права женщин в Непале в 1950-х годов. Гости, попадая в павильон, проходят через несколько залов, каждый из которых имеет свою тему. Сперва посетителей встречает фильм Надин Лабаки — первой арабской женщины-режиссера, чей фильм был номинирован на “Оскар”. Затем “Комната достижений” рассказывает о долгом пути к гендерному равенству, а в следующем зале освещаются инициативы, которые позволят расширить права женщин в некоторых странах.