Архитектура

12 павильонов, на которые стоит обратить внимание на Expo 2020 в Дубае

Открывшаяся 1 октября 2021 года Expo 2020 Dubai великолепно сочетает восточную роскошь, западные технологий и немыслимое по современным меркам, когда весь мир живет в режиме ограниченных передвижений, количество впечатлений.
12 павильонов на которые стоит обратить внимание на Expo 2020 в Дубае
Фото: © Palladium Photodesign. Oliver Schuh + Barbara Burg

Задуманная как смотр самых современных технологий и проводник новых мировых ценностей, Экспо с самого своего основания неизменно превращается в парад выдающейся архитектуры, а павильоны становятся главными экспонатами выставки. Расположенная на участке площадью 438 гектаров между Дубаем и Абу-Даби, Dubai Expo 2020 спланирована американской архитектурной фирмой HOK, а ее территорию украшают 192 национальных павильона, в том числе созданных ведущими архитекторами мира. Выставка проходит под девизом “Объединяя умы, создаем будущее”, а ее территория разделена на три тематических сектора — “Возможность”, “Мобильность” и “Устойчивое развитие”, в каждом из которых есть свой одноименный концептуальный павильон, спроектированный лучшими бюро современности.

1. Павильон “Мобильность”, Foster + Partners 

Павильон в характерной для бюро Фостера форме трилистника, чьи лепестки нависают мощными футуристического вида консолями, посвящен одной из ключевых тем выставки — мобильности. Архитекторы вдохновлялись проектом будущего экогорода Масдар в Абу-Даби, который будет существовать исключительно на возобновляемых источниках энергии. Мобильность и движение стали как темой экспозиции, так и основой архитектурного образа: экспрессивные изгибы павильона подчеркнуты мощными алюминиевыми ламелями-жалюзи, а внутри здания находится самый большой лифт в мире, поднимающий до 160 человек. В каждом из трех объемов-лепестков расположена галерея с выставками на тему истории путешествий — от переселения народов до мобильности в городах будущего. Над иммерсивной экспозицией работала лондонская консалтинговая компания MET Studio. Вокруг павильона разбит парк, по которому проходит трасса, где демонстрируются передовые средства передвижения в действии.

Фото: © 2020 Expo 2020 Dubai LLC –SO. 
Фото: Chris Goldstraw
DUBAI, JANUARY 04 2021: General view of Mobility Pavilion at Expo 2020 site (Dany Eid/Expo 2020)Фото: Dany Eid; © 2020 Expo 2020 Dubai LLC –SO. 
Фото: Dany Eid; © 2020 Expo 2020 Dubai LLC –SO

2. Устойчивое развитие, Grimshaw Architects

Центральный павильон кластера “Устойчивое развитие”, один из самых внушительных и впечатляющих, призван продемонстрировать способность архитектуры стать самодостаточной даже в экстремальных климатических условиях. Павильон посвящен альтернативным источникам энергии и ресурсосбережению и напоминает гигантский кратер, сделанный на 97 % из переработанной стали, который собирает ливневую воду и росу. 4912 солнечных панелей, установленных на 130-метровом навесе, и 18 “энергетических деревьях”, вырабатывают 4 ГВт/ч альтернативной энергии в год. 

Фото: Grimshaw Architects

Выставочные пространства павильона расположены в основном под землей, а вокруг здания разбит сад, который используется для фильтрации, подачи и повторного использования воды. Выставки, отправляющие посетителей в путешествие по лесам и морям, показывающие красоту земли и урон, нанесенный человеком, были созданы дизайнерами из Нью-Йорка Thinc в сотрудничестве с Eden Project. Естественно, что павильон олицетворяющий “устойчивое развитие”, и сам соответствует платиновым стандартам LEED. Хорошо рассмотреть это колоссальное строение можно только с высоты птичьего полета или с 9-го этажа пресс-центра выставки.

Instagram content

This content can also be viewed on the site it originates from.

3. Павильон “Возможности”, AGi Architects

Павильон Mission Possible (“Миссия выполнима”) — главный объект притяжения в зоне возможностей и посвящен тому, как можно “раскрыть потенциал людей и сообществ, подчеркивая, что каждый должен сыграть свою роль в создании позитивных изменений”. Здание обыгрывает образ большой общественной площади — потому что здесь люди должны держаться вместе. А ее нейтральная универсальная архитектура — еще один из символов объединения.

Фото: Íñigo Bujedo Aguirre
Фото: Íñigo Bujedo Aguirre
Фото: Íñigo Bujedo Aguirre

Блочные объемы Mission Possible расположены под металлическими навесами, обтянутыми тканью, символизирующими, в свою очередь, мечты, к которым люди стремятся. Облачный элемент состоит из шести текстильных слоев ткани на металлических конструкциях, защищающих площадь от прямых солнечных лучей. Навес играет с прозрачностью, светом, тенями и цветом, постоянно трансформируясь в зависимости от времени суток, света и движений людей. Фасад и пол павильона оформлены керамической плиткой, которая блестит в темноте. 

Фото: Íñigo Bujedo Aguirre
Фото: Íñigo Bujedo Aguirre

4. Павильон Великобритании, Эс Девлин

Павильон Великобритании спроектирован художницей Эс Девлин, которая решила представить его как поэтическое послание инопланетным цивилизациям. Идея напрямую связана с одним из последних проектов Стивена Хокинга Breakthrough Message —  глобальным конкурсом, приглашавшим людей во всем мире подумать, какое послание они бы оставили для инопланетной цивилизации. Двадцатиметровой высоты здание павильона представляет собой структуру, на которой высвечиваются слова, складывающиеся в стихи, которые пишет на английском и арабском языках искусственный интеллект. Главным экспонатом и главным посланием является само здание: внутри павильона нет экспозиции в традиционном смысле слова, зато можно подсказать искусственному интеллекту слова для новых стихотворных форм. Это первый в истории всемирных выставок павильон, созданный женщиной, и, безусловно, самый поэтический образ на всей Экспо.

Фото: Mahmoud Khaled/Expo 2020 Dubai

Instagram content

This content can also be viewed on the site it originates from.

Instagram content

This content can also be viewed on the site it originates from.

5. Павильон ОАЭ, Сантьяго Калатрава

Павильон принимающей страны всегда находится в центре внимания, так что неслучайно ОАЭ пригласили для его создания Сантьяго Калатраву, мастера запоминающихся романтических образов. Его конструкция вдохновлена формой крыла летящего сокола, который является одним из символов страны и изображен на гербе ОАЭ. Мотив птицы и полета — один из ключевых в творчестве самого Калатравы, поэтому авторство павильона легко считывается. Постройка выглядит легкой и динамичной, но, главное, она действительно готова к движению: “перья” из углеродного волокна способны поворачиваться, меняя образ здания и закрывая при необходимости солнечные панели на крыше. На полную внешнюю трансформацию здания уходит всего три минуты.

Фото: © Palladium Photodesign. Oliver Schuh + Barbara Burg
Фото: © Palladium Photodesign. Oliver Schuh + Barbara Burg

В центре павильона расположился сферический объем аудитории, окруженный многоуровневым пространством для мероприятий, которое увенчано круглым потолочным окном с логотипом Expo 2020. Серия иммерсивных экспонатов рассказывает об истории и будущем ОАЭ.

Фото: © Palladium Photodesign. Oliver Schuh + Barbara Burg

6. Павильон Сингапура, WOHA

Сингапурская студия WOHA создала национальный павильон в виде тропического оазиса, бесспорно, очень желанного образа в жарком и засушливом климате ОАЭ. Основной посыл экспозиции — показать готовность Сингапура бороться с проблемами глобального потепления и стать “одним из самых зеленых мест в мире”. Кроме того, архитекторы WOHA рассчитывают, что павильон станет вдохновляющим примером для создания зеленых проектов в любой точке мира, даже в пустыне. Здание построено вокруг трех покрытых растениями конусов, внутри которых расположены выставочные пространства. Маршрут посетителей идет по цепи пешеходных дорожек, которые проходят через висячие сады и ведут внутрь конусов. Павильон работает за счет солнечной энергии и систем опреснения и имеет нулевое потребление энергии на протяжении всего полугода проведения Dubai Expo. 

© Singapore Pavilion
© Singapore Pavilion
© Singapore Pavilion

7. Павильон Финляндии, JKMM Architects

Финляндия создала на сияющей огнями и впечатляющей динамичными формами выставке один из самых светлых и свежих павильонов. Накрыв здание белой промышленной тканью, архитекторы JKMM Architects решили обыграть под палящим солнцем образ заснеженной зимней Финляндии. С  другой стороны, павильон явно отсылает к теме палатки или шатра, что близко как финскому, так и арабскому кочевому наследию. Внутреннее пространство облицовано изогнутыми решетчатыми деревянными планками, призванными изобразить романтичное природное ущелье. Вокруг расположена экспозиция, показывающая, как природу и современные технологии можно превратить в источник счастья. В конце концов, Финляндия официально признана самой счастливой страной в мире.

expo pavilionsarchmospheres

8. Павильон России, бюро SPEECH

Павильон России стал в этом году, бесспорно, одним из самых запоминающихся и красочных на всей выставке. Решенный в виде двух встроенных друг в друга полусфер-куполов, он воплощает, по замыслу его автора Сергея Чобана, образ “Планеты Россия” и символизирует цельность и глобальность. Фасады здания, выполненные из множества переплетенных разноцветных трубок-нитей, выражают идею движения, развития смыслов, знаний и, конечно, устремленность в будущее. Мотив создания формы из разноцветных линий отсылает к традиции русского авангарда и изобретенному Яковом Черниховым методу эксприматики — поиска новых форм с помощью свободного владения линией. Технически “нити” реализованы из алюминиевых трубок диаметром 8 см, которые согнуты под разными радиусами и оплетают объем павильона в нескольких направлениях. Центральным в экспозиции павильона России является иммерсивный перформанс “Механика чуда”.

9. Павильон Польши, WXCA 

Павильон Польши, расположенный в секторе “Мобильность”, посвящен теме перелетных птиц, поскольку страна действительно центр их размножения. Для европейцев аисты — символ счастья и гармонии; в арабской культуре считается, что они ежегодно совершают паломничество в Мекку; для славян они являются образцом отцовства и семейных ценностей. Выполненный из дерева легкий ажурный павильон украшен кинетической скульптурой — сотнями “журавликов” — и превращен в многослойный рассказ о красоте польской природы, международном обмене, мобильности, экспорте идей и технологий. 

10. Павильон Республики Корея, Moon Hoon и Motoyuki Architects 

Павильон притягивает внимание динамическим фасадом с меняющими рисунок и цвет кубами, что напоминает карточные трюки зрителей футбольного стадиона или зажигательный рок-концерт. Всего на фасаде 1597 таких кубиков, представляющих абстрактные паттерны темы мобильности и слова важных сообщений. Вращающийся куб имеет одну цифровую и три аналоговые цветные грани. Он стремится быть одновременно цифровым и аналоговым (digi_logue), что должно привнести разнообразие в обилие современных цифровых медиафасадов. По словам архитекторов, поворачивающиеся кубы — идеальное воплощение “хорошо выраженной, сплоченной и спонтанной энергии корейцев”.

Фото: Chang Mookkim 
Фото: Chang Mookkim 
Фото: Chang Mookkim 
Фото: Chang Mookkim 

11. Павильон Швейцарии, OSS и Bellprat Partner

Павильон Швейцарии с характерными белыми крестами на красном фоне не перепутаешь ни с одной другой страной: на самом деле внешне павильон представляет собой зеркальный куб с углублением на фасаде, а узнаваемый символ страны изображен на ковровой дорожке перед ним и отражается в зеркалах. Авторы решили рассказать о сильных сторонах и возможностях Швейцарии в области образования, исследований, инноваций и бизнеса, но сделать это красиво, чувственно с помощью игры зеркальных отражений и аллюзий на великолепную природы страны. Внутри экспозиция от сценографов Bellprat Partner предлагает опыт-путешествие с приключениями, в том числе с подъемом на гору сквозь плотный туман. 

Фото: Sebastien Crettaz
Фото: Sebastien Crettaz
Фото: Sebastien Crettaz

12. “Женский павильон”, Cartier

“Женский павильон”, ​​созданный совместно с Cartier, приглашает посетителей познакомиться с историями и достижениями женщин, а также с рассказами о роли женщин в различных культурах, где они остаются “невидимыми”. Посыл павильона — “Когда женщины процветают, процветает человечество”.

Фасад здания украшен каллиграфией — поэмой, посвященной активистке, выступающей за права женщин в Непале в 1950-х годов. Гости, попадая в павильон, проходят через несколько залов, каждый из которых имеет свою тему. Сперва посетителей встречает фильм Надин Лабаки — первой арабской женщины-режиссера, чей фильм был номинирован на “Оскар”. Затем “Комната достижений” рассказывает о долгом пути к гендерному равенству, а в следующем зале освещаются инициативы, которые позволят расширить права женщин в некоторых странах.