Архитектура

Лучшая деревянная архитектура России 2021: 9 главных проектов

Объявлены победители АРХИWOOD 2021 — ежегодной премии за лучшее деревянное сооружение в России. Рассказываем о главных архитектурных работах конкурса, завоевавших сердца жюри и общественности.
2021 9
Фото: Илья Иванов

Премия АРХИWOOD проходит уже в двенадцатый раз, и, несмотря на трудный для заказчиков и архитекторов пандемийный год, количество участников в этот раз значительно выросло. Что не менее важно, повысилось и качество работ. Церемония награждения прошла в Москве 24 сентября — на ней объявили победителей в девяти номинациях, которые были определены мнением жюри и общественным голосованием. Рассмотрим лучшие архитектурные проекты премии этого года.

Дача архитектора Рустама Керимова

Автор: Рустам Керимов, конструктор Александр Мотков

Номинация: “Загородный дом” / выбор жюри

Дом архитектора Рустама Керимова отличается брутальностью и лаконичным дизайном. Автор проекта хотел создать на небольшом участке полутораэтажный дом с выходом на крышу. Стены дома решили выкрасить в черный цвет, а ритм фасаду придали при помощи вертикального бруса. В строгой архитектуре привлекает взгляд огромное панорамное окно с видом на сад. На кровлю ведет лестница-амфитеатр, которую можно задействовать как зону для отдыха и смотровую площадку. С крыши открывается панорамный вид на лес, а по периметру дома расположилась терраса, выступающая связующим звеном между интерьером и экстерьером. На площади 92 м² архитектору удалось вместить хозяйскую и гостевую спальню, два санузла, гостиную, объединенную с кухней, рабочий кабинет с каминной зоной и библиотекой, холл, зону для zoom-конференций на антресоли.

Фото: Илья Столяров
Фото: Илья Столяров
Фото: Илья Столяров

Siberian Retreat House

Авторы: A61architects

Номинация: “Загородный дом” / общественное голосование

Перед архитекторами бюро A61architects стояла задача создать уединенное пространство на — “закрытом” с северной стороны и “открытом” с южной стороны участке с лесом. Добиться такого эффекта удалось благодаря сложной форме кровли: с северной стороны она незаметна, поэтому дом выглядит как одноэтажное аскетичное сооружение, а с южной — благодаря видимой крыше постройка становится двухэтажной и композиционно очень насыщенной. Сердце дома — терраса, объединяющая собой все его части. В таком открытым пространстве, гармонично встроенном в объем дома, можно комфортно отдыхать на свежем воздухе в любое время года.

Фото: Илья Иванов
Фото: Илья Иванов

Баня и гостевой домик в Кавголово

Автор: архитектурное бюро “Хвоя”

Номинация: “Малый объект” / выбор жюри

Баня расположена на участке у подножия холма с видом на озеро. Чтобы гармонично вписать здание в природный ландшафт, его частично углубили в землю, а на крыше высадили траву. В отделке фасада архитекторы использовали состаренные темные доски, а в качестве акцента добавили колонну, выкрашенную в красный цвет. 

Фото: Григорий Соколинский
Фото: Григорий Соколинский
Фото: Григорий Соколинский

Домик на сваях в сосновом лесу

Авторы: бюро “Зеленая тропа”

Номинация: “Малый объект” / общественное голосование

“Мы придерживались габаритов перевозного жилья: при необходимости можно перевезти домик на новое место”, — рассказывают авторы этого проекта. Домик стоит на высоких сваях, аккуратно вписанных в сосновый бор, — складывается ощущение, будто он повис в воздухе на деревьях. На площади 13,7 м² разместились просторное спальное место, мини-кухня в нише, прихожая, санузел с душем. Кроме того, в домике есть панорамное окно у кровати и распашные стеклянные двери, объединяющие внутреннее пространство с террасой.

Фото: Кристина Мережко
Фото: Кристина Мережко

Barn House Дмитрия Овчарова

Автор: Nefa Architects, Дмитрий Овчаров

Номинация: “Дерево в отделке” / выбор жюри

Barn House Дмитрия Овчарова — это загородный дом с фасадом из состаренных досок темного цвета. В этом году в премии участвовало несколько проектов, выполненных в стилистике barn (с англ. переводится как “сарай”), и это один из них.  Им свойственны простота, некоторая брутальность и экологичность. В доме площадью 180 м² наряду с применением традиционных материалов также есть технологичные современные решения, связанные, например, с вопросами гидроизоляции кровли и водоотведением.

Фото: Илья Иванов
Фото: Илья Иванов

Отель “Точка на карте. Приозерск”

Авторы: архитектурное бюро Rhizome

Номинация: “Дерево в отделке” / общественное голосование

Отель “Точка на карте. Приозерск” находится на мысе Маячный в Ленинградской области, на берегу Ладожского озера. В основе концепции отеля — принцип “максимум взаимодействия с природой, минимум воздействия на нее”. Например, все модули произвели на фабрике и доставили на место уже в готовом виде — так авторы проекта избежали вторжения строительной техники в сосновые леса Ладожского озера и сохранили окружающий ландшафт. В отеле 46 номеров с панорамными видами на берег и лес. Архитекторы постарались расставить модули так, чтобы присутствие соседей не ощущалось и гостям отеля ничего не мешало быть наедине с природой.

Фото: АО “НСБ”
Фото: АО “НСБ”
Фото: АО “НСБ”

Эйр-парк “Фанерное море” в крытом экстрим-парке “Урам”

Авторы: Legato Sports Architecture

Номинация: “Общественное сооружение” / выбор жюри

Деревянная конструкция для ВМХ-фристайла находится в Казани в крытом экстрим-парке “Урам”, в одном из центров уличного спорта России. Эйр-парк “Фанерное море” — это не просто набор огромных трамплинов, а умный объект: каждая фигура здесь обладает широким функционалом, и зачастую они объединяются в один сложный гибридный объект. Все детали и тонкости проекта были тщательно продуманы вместе с BMX-спортсменами. Поскольку удобство катания напрямую зависит от соблюдения пропорций фигур, некоторые из них корректировались прямо во время установки.

Фото: Даниил Шведов

“Фанерное море” — это не только центр уличной культуры, но и уникальный пример деревянной спортивной архитектуры. “На самом деле красота эйр-парка скрывается за его фасадом. Вообще, красота в строительстве — это четкое понимание конструкторских решений, от которых зависит скорость производства, расход материала, надежность конструкций и время, потраченное на монтаж. Именно из этих пунктов создается красота, которую никто не видит и которая называется балансом или профессионализмом”, — рассказывает сооснователь Legato Sports Architecture и легенда российского BMX Василий Борисенко.

Фото: Даниил Шведов
Фото: Даниил Шведов

Скейт-парк Bowl Alvar Aalto

Авторы: XSA Ramps, Константин Таранов, Виктор Кваша

Номинация: “Общественное сооружение” / общественное голосование

Основатель XSA Константин Таранов после самоизоляции решил создать место, в котором он вместе с коллегами мог бы проводить свободное время. Поскольку многие из них ведут активный образ жизни, выбор пал на небольшой крытый скейт-парк. Углубившись в изучение истории скейтбординга, Таранов натолкнулся на очень значимую персону мировой архитектуры, которая косвенно повлияла на зарождение скейтбординга. Это был Алвар Аалто — финский архитектор, икона скандинавского стиля.

Фото: Александр Бивол

В 30-е годы в одном финском городе по его проекту был создан бассейн в форме человеческой почки. Глубина дна от одного края бассейна к другому менялась, и это стало его главной особенностью. Технология Аалто распространилась по всему миру и дошла в том числе до США, где вошло в моду проектировать бассейны на задних дворах. В 70-е годы в Америке произошла засуха: бассейны пустовали, а ветер не нагонял волны на пляжи. Серферы в поисках острых ощущений решили прикрепить колесики к доске и кататься на таком приспособлении по склонам пустующих бассейнов. Так зародился скейтбординг. “Мы вернемся к истокам скейтбординга. И у нас будет свой “бассейн”, который мы построим как дань уважения великому архитектору”, — рассказывает Константин.

Фото: Александр Бивол

По чертежам, найденным в библиотеке Аалто в Выборге, им удалось спроектировать скейт-парк, который стал еще и  примечательным объектом деревянной архитектуры.

Фото: Александр Бивол

Общественное пространство в Никольских рядах

Авторы: архитектурное бюро Katarsis, Петр Советников, Вера Степанская

Номинация: “Дизайн городской среды” / выбор жюри

Бюро Katarsis создало pop-up-пространство во дворе Никольских рядов в Санкт-Петербурге. Новое место гармонично вписано в окружающую историческую архитектуру — как рассказывают в бюро, получился “ансамбль в ансамбле”. Такое стилистическое разнообразие на одной площади напоминает атмосферу традиционных зимних ярмарок в России с присущим им эклектизмом. Новое пространство включает в себя арт-объект “Вращающаяся Триумфальная арка”, деревянную эстраду, небольшие домики со светящимися крышками-колпачками, горку.

Фото: Григорий Соколинский

Деревянные конструкции могут менять свое положение и функционал — благодаря этому возможны разные сценарии использования пространства. Например, зимой на горке можно кататься на санках, летом же она превращается в амфитеатр с растениями, где отдыхают горожане, проводят лекции, мастер-классы и кинопоказы под открытым небом.

Фото: Григорий Соколинский
Фото: Григорий Соколинский