Маршрут для прогулки по Москве: 6 самых ярких зданий эпохи советского модернизма

Советский модернизм — это не только безликие хрущевки, это еще и тысячи монументальных зданий, раскиданных по территории СССР. Они часто некрасиво стареют, но многих по-прежнему восхищают. Предлагаем убедиться в этом самостоятельно, прогуляться по Москве по пунктам из нашего маршрута и послушать выпуск подкаста “У стен есть уши”.
Советский модернизм в архитектуре Москвы 5 ярких примеров

Советский модернизм ассоциируется с типовыми застройками — мрачными районами, полными абсолютно одинаковых пятиэтажек, которые сейчас по программе реновации массово уничтожают. Отчасти такие параллели верны, ведь эпоха совмода началась, когда ЦК КПСС в 1955 году выпустил постановление “Об устранении излишеств в проектировании и строительстве”. Это означало конец монументального классицизма и переход к экономному, типовому строительству.

Здание ТАСС. Источник: pastvu.com.

В то время у СССР стояла задача обеспечить как можно большее количество людей жильем, на декор и самовыражение времени не было. Но особенно не хватало средств — поэтому курс был взят на экономию и стандартизацию.

Центральный экономико-математический институт РАН. Источник: pastvu.com; архив ЦЭМИ.

Эта типизация почти стерла роль архитекторов — часто в зданиях не чувствовался стиль мастера, а архитектурный язык совмода был сухим и слишком простым. Однако ряд профессионалов все же вписали свои имена в историю советского модернизма и оставили яркий след в городах СССР.

Строительство телевизионной башни в Останкино. Источник: pastvu.com; автор Лев Поликашин.

В честь этих зданий — сложных, противоречивых, но по-своему прекрасных — мы совместно с сотрудниками Музея архитектуры имени Щусева выпустили серию подкаста “У стен есть уши”. Это ваш путеводитель по модернизму — включайте “Яндекс.Музыку” и отправляйтесь исследовать эпоху советского модернизма на живых примерах.

Дворец пионеров

Архитекторы: Виктор Егерев, Владимир Кубасов, Феликс Новиков, Игорь Покровский, Борис Палуй, Михаил Хажакян

Дворец пионеров был построен в 1958–1962 годах, еще до падения железного занавеса. Тем не менее авторы проекта позаимствовали у заграничных коллег многие идеи. Например, принцип компоновки здания был подсмотрен у павильонов Голландии и ФРГ на Всемирной выставке 1958 года в Брюсселе, мощение площади было создано под впечатлением от поездки в Италию, а обшитый деревом волнистый потолок зрительного зала созвучен работам Алвара Аалто.

Дворец пионеров на Ленинских горах. Источник: russiainphoto.ru; МАММ / МДФ; автор Иван Шагин.

Несмотря на тотальную экономию в строительстве, для возведения дворца ЦК ВЛКСМ обеспечил архитекторов всем необходимым: дефицитными строительными и отделочными материалами, квалифицированными специалистами, а также добровольцами. Кроме того, авторам проекта разрешили привлечь к участию художников — они украсили фасады рельефами и панно, символизирующими покорение стихий человеком, а интерьеры — росписью. Здание действительно получилось необычным и современным — оценили его и приглашенные на открытие иностранные архитекторы.

Дворец пионеров на Ленинских горах. Источник: russiainphoto.ru; МАММ / МДФ; автор Алексей Александров.

ЦЭМИ РАН, или “Дом с ухом”

Архитектор: Леонид Павлов

Леонид Павлов был, пожалуй, единственным архитектором, который строил дома не для людей, а для компьютеров. В советское время они были настолько огромными, что для них требовались отдельные сооружения. И ЦЭМИ (Центральный экономико-математический институт) был как раз одним из таких зданий — вычислительным центром. Проект должен был стать символом вступления в эру компьютерных технологий, поэтому перед Павловым стояла важная задача.

По задумке архитектора, конструкция в виде двух смещенных по отношению друг к другу плоских пластин должна была отражать суть математических отношений и взаимосвязей человека и мира. Фасад сооружения Павлов украсил горельефом в виде ленты Мебиуса, который он создал совместно с художниками Жареновой и Васильцовым. Однако людям она напомнила ухо, поэтому здание в народе часто называют “Дом с ухом”.

Центральный экономико-математический институт РАН. Источник: pastvu.com.

Дом атомщиков, или “Дом-корабль” на “Тульской”

Архитекторы: группа архитекторов под руководством Владимира Бабада и Всеволода Воскресенского

Этот огромный дом строился Министерством среднего машиностроения (атомной промышленности) СССР, отсюда и символичное название. Интересно, что главный прораб Бабад раньше проектировал только атомные реакторы, поэтому сделал здание сейсмоустойчивым, однако не слишком удобным для жизни. В проекте было много недочетов: например, в некоторых квартирах были стояки, способные перекрыть воду у соседей; кроме того, в здании появились комнаты-пустоты — с окнами, но без входов и выходов.

Instagram content

This content can also be viewed on the site it originates from.

Несмотря на недочеты, дом стал ярким примером советского модернизма — масштаб сооружения поражал. Когда в один конец дома вселялись первые жильцы, второй только строился. Его длина — почти полкилометра, поэтому между некоторыми подъездами сделаны высокие пролеты с колоннами, чтобы жителям не приходилось каждый раз обходить 400 м.

Instagram content

This content can also be viewed on the site it originates from.

Здание ТАСС

Архитектор: Егерев, Шейхет, Абрамова, Сирота

Инженеры: Гурвич, Маневич, Коганов

Известное всем здание в Леонтьевском переулке изначально должно было быть 25-этажным небоскребом, которое венчало бы световое табло с бегущей информационной строкой с буквами полутораметровой высоты. Однако проект не одобрили, и в 1971 году началось строительство 12-этажного здания ТАСС. Однако и таким он не стал — в сооружении лишь девять этажей, причем один из них — технический.

Особенностью архитектуры стали двухэтажные оконные экраны, многим напоминающие телевизоры. Однако, по задумке автора, это была отсылка к “Окнам РОСТА”, серии сатирических витринных плакатов 1920-х годов, созданных в Российском телеграфном агентстве. Подобный прием не просто украсил фасад, а позволил создать иллюзию, что здание четырехэтажное.

Здание ТАСС. Источник: pastvu.com.

Останкинская башня

Архитекторы: Леонид Баталов, Дмитрий Бурдин

Инженеры: Николай Никитин, Борис Злобин, Владимир Травуш, Виктор Ханджи и др.

На момент строительства Останкинская башня была самой высокой в мире и не имела аналогов по техническому решению, поэтому стала ярким символом оттепели и советского модернизма, а также поводом для гордости. Инженерам удалось рассчитать нагрузку, парусность и минимизировать усадку до нескольких сантиметров, а архитекторам — передать в проекте здание стилистику романтичных 60-х, когда все были увлечены покорением космоса.

Источник: pastvu.com.

Палеонтологический музей им. Ю. А. Орлова

Архитекторы: Юрий Платонов, Валентин Коган, Валентина Нагих, Михаил Яковенко

Палеонтологический музей был основан в 1937 году и является одним из крупнейших естественно-исторических музеев мира. Обратите внимание на форму здания, а также на декоративные решетки, на которых можно найти динозавров, птеродактилей и медуз.

Фото: pastvu.com; источник: Музей Москвы; автор: Ю. Я. Кравчук.

Фото: архив пресс-службы