Маршрут для прогулки по Москве: 5 самых ярких конструктивистских зданий

Эпоха конструктивизма была самой короткой в истории архитектуры СССР, тем не менее оставила очень яркий след. Рассказываем о самых известных зданиях Москвы периода 1920–1930-х годов и предлагаем послушать новый выпуск подкаста “У стен есть уши”, посвященный конструктивизму.
Маршрут для прогулки по Москве 5 самых ярких конструктивистских зданий

Конструктивизм прожил короткую, но яркую жизнь: он коснулся дизайна, фотографии, даже музыки и литературы. Но особенно заметным стал в архитектуре. В СССР он появился в 1920-х годах, когда страна начала восстанавливаться после Гражданской войны. В то время люди искали новые формы, новые материалы, новые методы строительства, подразумевая забвение всего “старого”. Читайте наш материал и слушайте на “Яндекс.Музыке” новый выпуск подкаста “У стен есть уши”, посвященный конструктивизму.

Дом Наркомфина, архивная фотография.

Первый конструктивистский проект москвичи увидели на конкурсе на строительство Дома Советов. По задумке, он должен был стать огромным комплексом, сочетающим функции Дома Советов, Дворца съездов, театра, Дома культуры, горкома партии, музея, столовой, и разместиться в центре столицы. На конкурсе было представлено 47 проектов, среди которых были работы Троцкого, Голосова, Мельникова, а также братьев Весниных. Проект последних занял лишь третье место, однако ярко заявил о новом стиле. Проект-победитель так и не был реализован, но сам конкурс породил новые идеи, которые впоследствии легли в основу творческих объединений.

Дворец культуры ЗИЛа. Фото: russiainphoto.ru; архив Валентина Хухлаева.

Конструктивисты искали выразительность не в декоре, а в динамике простых конструкций здания, а также старались внедрять новые технологии, которые могли преобразовать пространство. В этом стиле проектировали не только промышленные здания, фабрики-кухни, дома культуры, клубы, но также и жилые дома — причем для простых рабочих, обычных граждан. Это были коммуны, которые строились по принципу Ле Корбюзье “Дом — машина для жилья”. По мнению архитекторов, они были очень удобными: там было хорошее освещение и проветривание, комфортная площадь и продуманные планировки.

Фото: pastvu.com; источник: архив архитектора М. Гинзбурга.

Однако не все новшества конструктивистов были удачным: Константин Мельников, например, сделал в своем доме-мастерской плоскую кровлю, из-за чего постоянно приходилось чистить снег, а на окна Ле Корбюзье в Центросоюзе жаловались рабочие, потому что из-за них было жарко. Кроме того, стеклянный фасад в “Мосторге” по проекту братьев Весниных тоже не прижился, потому что в универмаге из-за обилия солнечного света часто выцветал товар.

Здание Центросоюза по проекту Ле Корбюзье. Фото: Ольга Мелекесцева.

Однако главным достоинством конструктивизма было внимание к человеку, к его удобству. Архитекторы хотели, чтобы людям было комфортно не только в своем доме, но и в квартале и обществе. Они уделяли много внимания здоровью, поэтому в зданиях всегда было хорошее освещение и вентиляция. Однако в то время было стремление к стандартизации и экономии, зачастую использовались не самые дорогие материалы, из-за чего сейчас многие здания эпохи конструктивизма некрасиво стареют. Тем не менее в них есть нечто прекрасное, и мы предлагаем увидеть это своими глазами — прогуляйтесь по маршруту из нашего гида, а также послушайте новый выпуск подкаста “У стен есть уши”, в котором мы обсудили эпоху конструктивизма с Ксенией Кокориной, сотрудницей Музея архитектуры имени Щусева.

Дом работников Наркомфина

Архитектор: Моисей Гинзбург

Ни один гид по конструктивизму не обходится без здания Наркомфина по проекту Моисея Гинзбурга. Он задумывал сооружение как социально ориентированный элитный дом, в котором вместо квартир были жилъячейки разных типов. Кухни и ванные были предусмотрены не во всех квартирах, и акцент был сделан на общественные функции дома. Изначально сооружение стояло на ножках, но в конце 30-х пространство между ними застроили и на образовавшиеся площади тоже поселили товарищей.

Фото: pastvu.com.

После сталинских репрессий 1937–1939 годов состояние дома ухудшилось: трехкомнатные квартиры превратились в коммуналки, а фасад здания покрасили желтой краской вместо авангардного бело-красного цвета. Тем не менее в этом году закончилась реставрация, поэтому сейчас дом — отличный пример того, как разрушающемуся общежитию вновь можно вернуть облик архитектурного шедевра XX века.

Дворец культуры ЗИЛа

Архитекторы: братья Веснины

Проект Дворца культуры ЗИЛа выбирали с помощью конкурса — победителями стали братья Александр, Виктор и Леонид Веснины, предложившие построить многофункциональный комплекс с залом на 1100 человек. Т-образное сооружение также включало в себя конференц-зал, лекторий, библиотеку, множество помещений для кружков, обширные холлы, зимний сад, а также обсерваторию с раздвижным куполом, венчающим плоскую кровлю-террасу. ДК Пролетарского района стал самым крупным объектом универсального назначения.

Фото: russiainphoto.ru; архив Валентина Хухлаева.

Наркомат земледелия

Архитекторы: Щусев с коллективом авторов

Здание Наркомзема занимает площадь целого квартала и является одним из самых масштабных и значительных в градостроительном отношении сооружений Москвы. Причем оно удержало лидерство даже после завершения строительства административного здания Центросоюза по проекту Ле Корбюзье. Авторами проекта Наркомзема выступили архитекторы мастерской Щусева, в которой трудились Булгаков, Француз, соавтор проекта Мавзолея Ленина, Яковлев, автор здания “Марьинского Мосторга”, Корнфельд, автор ДК им. Горбунова и кинотеатра “Родина”, а также Гринберг, построивший знаменитый оперный театр в Новосибирске.

Сооружение состоит из трех корпусов, выстроенных вокруг внутреннего двора трапециевидной формы. Одна сторона здания выходит на Садовую-Спасскую, угол на пересечении с Орликовым переулком выделен полуцилиндрическим ризалитом (часть, чуть выступающая за основную линию фасада), а угол с проспектом Академика Сахарова выделен скруглением стен, над которым на уровне седьмого-восьмого этажей проступают ровные грани прямоугольного объема. В здании архитекторы применили многие технологические новшества (например, лифты непрерывного действия). К сожалению, в процессе эксплуатации были заменены окна и интерьеры, а оригинальное убранство сохранилось только в актовом зале.

Фото: pastvu.com; из архивов Государственного музея архитектуры им. А. В. Щусева.

Здание газеты “Известия”

Архитектор: Григорий Бархин

Здание для редакции газеты “Известия” было закончено к десятилетию Октябрьской революции. Автор — архитектор Григорий Бархин — спроектировал два отдельных корпуса для производства и редакции и объединил их лестничным блоком, благодаря которому внутри образовался дворик. За строительством сооружения он следил лично, потому что жил рядом, в знаменитом доходном доме инженера Нирнзее. Из-за постоянного надзора качество отделки было на высочайшем уровне. Фасад здания представляет собой четкую решетку вертикальных столбов и горизонтальных перемычек, образующих квадраты оконных проемов, — если бы не ряд художественных приемов, он выглядел бы скучно и заурядно. Но архитектор разбавил квадратную клетку сборными витражами и системой балконов, смещенных к углу здания, что немного нарушило монотонную симметрию и придало зданию динамику.

Фото: pastvu.com; автор: И. Н. Панов.

Здание универмага “Мосторг” на Красной Пресне

Архитекторы: братья Веснины

Еще одна яркая работа Александра, Виктора и Леонида Весниных. Архитекторы спроектировали здание универмага с остекленным эркером высотой в три этажа, очерченным железобетонной рамой. Получилась огромная витрина, демонстрирующая преимущества новой централизованной советской торговли. В этом проекте братья использовали особенную систему вентиляции: через пять шахт на крыше здания постоянно циркулировал холодный воздух, что помогало избегать запотевания и замерзания гигантских стекол.

Фото: pastvu.com; источник: А. В. Иконников. “Архитектура Москвы. XX век” (М.: Московский рабочий, 1984).

Фото: архив пресс-служб