Дизайн

Ярмарка Design Miami/Basel 2021: самые яркие стенды, инсталляции и объекты дизайна

В Базеле только что закончилась ярмарка коллекционного дизайна Design Miami/Basel 2021. О новостях ярмарки, а также о самых интересных проектах и инсталляциях рассказала AD побывавшая на месте событий Марина Ширская.
Ярмарка Design MiamiBasel 2021 самые яркие стенды инсталляции и объекты дизайна
© “James Harris, courtesy of Design Miami/”
  1. В Базеле с 21–26 сентября 2021 вместо привычного июня в 15-й раз прошла ярмарка коллекционного дизайна Design Miami/Basel. Событие, как обычно, сопровождает крупнейшую ярмарку современного искусства Art Basel. При этом обкатанный во время карантинов online-формат решили не отменять. Эта гибридная форма ярмарок прижилась и останется с нами надолго, поэтому всем, кто не доехал до Базеля в этом году, предлагается изучить инсталляции на официальном сайте ярмарки.
Стенд галереи kreo.©Julien Gremaud. Courtesy Galerie kreo.

В этот раз в ней приняли участие 26 ведущих международных галерей, что примерно вполовину меньше, чем в предыдущие годы. Сюда приехали такие мастодонты, представляющие современный дизайн, как Carpenters Workshop Gallery, Friedman Benda и галерея Miria Wettergren, и специализирующиеся на историческом сегменте Laffanour-Galerie Downtown, Galerie Mitterand и Rossela Colombari. 

В разделе Curio приняли участие 14 проектов. Соловыставку работ из войлока бразильянки Инес Шертель показывала галерея Mercado Moderno, Гарри Нуриев демонстрировал ретрофутуристичные серебряные диван и кресло на стилизованном под кабину лифта стенде, а первый раз участвующая в ярмарке Everyday Gallery плотно уставила свою площадку эклектичными, собранными из найденных объектов диванами, столиками и светильниками Лионеля Жадо. 

Инсталляция Гарри Нуриева.© “James Harris, courtesy of Design Miami/”

Human Nature — так звучала основная тема Design Miami/Basel 2021, которую задал уходящий со своего поста креативный директор Арик Чен (около полугода назад он принял предложение стать генеральным и арт-директором роттердамского Het Nieuwe Instituut, а ему на смену назначена Вава Карпентер (Wava Carpenter) про которую известно, что она участвовала в качестве куратора в большом количестве проектов, связанных с современным дизайном).

И первая же мультисенсорная инсталляция Shy Synchrony, представленная компанией Subepblue, сосредоточилась именно на ней. Она заняла все 2500 м² первого этажа ярмарки и, по существу, объединила два проекта, образовавшие собой одновременно волшебный портал в мир коллекционного дизайна, площадку лектория и место для медитаций. Собранный из одинаковых по форме, но разных по размеру деревянных блоков элипсообразный павильон Су Фуджимото Forest of Space, по сути, представлял собой скамьи, сидя на которых можно было созерцать кордебалет двигающихся под музыку знаменитого американского композитора Филипа Гласса текстильных светящихся скульптур, напоминающих цветы. Это самая крупная реализация проекта Shylight, разработанного Studio Drift еще лет десять назад и продолжающего быть по-прежнему очень актуальным.

Инсталляция Shy Synchrony.

Ossip van Duivenbode
 Стенд галереи Philippe Gravier.© “James Harris, courtesy of Design Miami/”

Раздел Design at Large уместился, в отличие от предыдущих лет, на том же этаже, что и галереи, зато тут была представлена инсталляция Матье Леаннера State of the World, в которой на примере более ста стран можно увидеть, как представлено население каждой страны и мира в целом от 1 до 100 лет на сегодняшний день. Эти скульптурные диаграммы отражают все периоды экономических кризисов, войн и беби-бума, но для каждой страны эта диаграмма выглядит очень по-разному. Другую скульптурную инсталляцию, демонстрирующую виртуозную технику работы с ламинированной древесиной, представила Josef Walsh Studio.

Инсталляция Мэтью Лианора State of the World. 

Впервые в программе Design Miami участвовала только что запущенная на базе ярмарки молодежная платформа DM/BX, предлагающая более доступный коллекционный дизайн от начинающих дизайнеров для коллекционеров нового поколения. Суммы здесь варьируются от нескольких сотен до примерно пяти тысяч долларов.

AD выбрал несколько объектов, представленных на ярмарке Design Miami/Basel 2021, которые заслуживают особого внимания.

Галерея Carpenters Workshop Gallery 

© “James Harris, courtesy of Design Miami/”

Стенд галереи Carpenters Workshop Gallery представил объекты Рика Оуэнса, Начо Карбонеля, Studio Drift, Винченцо Де Котиса, Пола Кокседжа, Юпа ван Лисхаута, Уэнделла Касла и Алдо Беккера.

Торшер Balls Tree по дизайну Начо Карбонел.© “James Harris, courtesy of Design Miami/”

Торшер Balls Tree испанского дизайнера Начо Карбонеля с его органическими формами и нарочито грубыми яркими текстурами — яркий и узнаваемый пример авторского почерка. И скорее его можно назвать скульптурой с добавленной функцией, нежели просто осветительным прибором. Balls Tree прекрасно поддержал тему стенда Carpenters Workshop Gallery, в которой была представлена подборка объектов, вдохновленных природой, и основную тему самой ярмарки Human Nature. Как и все предыдущие светильники этой серии, он создан в единственном экземпляре и имеет бетонное основание, стволы дерева отлиты из металла, а абажур-крона — из мятой металлической сетки с напылением папье-маше.

Галерея Friedman Benda 

© “James Harris, courtesy of Design Miami/”

Стенд галереи Friedman Benda с работами Фэй Тугуд, Ини Арчибонга, Миши Кана, gt2P и Уэнделла Касла.

Обеденный стол и стулья Sunset Phenomenon дизайн OrtaMiklos в галерее Friedman Benda ($150,000.00).Courtesy of Friedman Benda and Wendell Castle Inc. Photography by Daniel Kukla.

Импровизация и спонтанность характеризуют сет из обеденного стола глубокого синего цвета и 10 стульев ярких оранжево-красных оттенков франко-датского дуэта OrtaMiklos. Кажется, что плоское граффити, созданное одним росчерком пера, внезапно приобрело объем и должно вот-вот раствориться в воздухе, но на поверку сделанные из пенопласта, стекловолокна, синтетических смол, покрытых акриловой флуоресцентной краской и лаком, конструкции оказываются довольно комфортными и прочными.

Галерея Laffanour – Galerie Downtown 

© “James Harris, courtesy of Design Miami/”

На стенде Laffanour — Galerie Downtown самыми яркими объектами были стол Шарлотты Перриан, который она сделала для своего мужа в период его работы в Бразилии — его цена превысила 2 млн евро — и мебель бразильского дизайнера Хосе Занин Калдеса. 

Галерея Mitterand

© “James Harris, courtesy of Design Miami/”

Стенд галереи Mitterand с работами Ники де Сен-Фалль, а также скульптурой и мебелью Клод и Франсуа-Ксавье Лоланн. 

Галерея Rosella Colombari

© “James Harris, courtesy of Design Miami/”

Галерея Rosella Colombari в этом году празднует свое 40-летие. Практически все предметы, представленные здесь, уникальны: это и стол Карло Молино, и настенная консоль Ренато и Луиджи Манзони с графикой Джефри Стила, и вращающаяся подвесная скульптура Алессандро Мендини, сделанная им для бутика Fioruccio в Вероне и получившая на ярмарке Desing Miami/Basel награду за лучший объект в сегменте исторического дизайна.

Письменный стол по дизайну Мелькьорре Бега, 1954.©Studio Shapiro

Стенды галереи Rosella Colombari всегда состоят из эксклюзивных предметов. И уникальный двойной письменный стол из орехового дерева с латунными деталями и столешницей, покрытой расписанным с тыльной стороны стеклом, созданный в 1954 году дизайнером Мелькьорре Бега, не исключение. Бега — один из главных архитекторов итальянского модернизма, редактор журнала Domus. Как и многие архитекторы своего времени, он активно работал с интерьерами и создавал потрясающие образцы по-итальянски изящной, с красиво прорисованными деталями модернистской мебели. Стол был приобретен галереей у частного коллекционера из Болоньи, где находился с того самого момента, как семья владельца заказала его у самого дизайнера.

Галерея Maria Wettergren 

© “James Harris, courtesy of Design Miami/”

Стенд галереи Maria Wettergren с работами Бориса и Даниэля Берлиных, Матиаса Бенгтссона, Германса Эрмича, Торы Уруп, Ханны Фриис, Лотты Вестфаэль, Сесилии Бенедиксен, Гертруды Халс.

Cтенд Curio 

© “James Harris, courtesy of Design Miami/”

На стенде Curio галереи Mercado Moderno представили работы из войлока Инес Шертель.

© “James Harris, courtesy of Design Miami/”

Инсталляция Гарри Нуриева.

Стенд Curio галереи Everyday Gallery посвящен работам дизайнера Лионеля Жадо. 

Раздел Design at Large 

© “James Harris, courtesy of Design Miami/”

Инсталляция Матье Леаннера State of the World. 

© “James Harris, courtesy of Design Miami/”

Объекты из ламинированной древесины Gestures Sculpture & Magnus ll Dining Table представлены Joseph Walsh Studio. 

Молодежная платформа DM/BX

© “James Harris, courtesy of Design Miami/”

На базе ярмарки Design Miami запущена молодежная платформа DM/BX, предлагающая более доступный коллекционный дизайн от начинающих дизайнеров для коллекционеров нового поколения. Суммы здесь варьируются от нескольких сотен до пяти тысяч долларов.

На что еще стоило обратить внимание:

Стеклянная скульптура Таддеуса Вулфа 

Стеклянная скульптура Таддеусс Вольфа в галерее Pierre Marie Giraud.

Стеклянные скульптуры молодого американского художника Таддеуса Вулфа — это результат исследования минеральных природных форм, которые он мастерски микширует со ссылками на архитектурные памятники и произведения искусства. Работает он по методу отливки стекла в заранее подготовленную скульптурную форму, постепенно накладывая один разноцветный слой за другим, и затем срезая их на разную глубину, чтобы предъявить это разноцветье зрителю. 

Керамическая ваза Мунджин Ким 

Керамическая ваза Мунджин Ким (Myungjin Kim) в галерее AGO Projects ($11,500.00). Это новый проект первого арт-директора ярмарки Design Miami Родмана Примака.

Крупные керамические вазы из терракоты живущая в США кореянка Мунджин Ким стала создавать после недавнего путешествия по Мексике. Низкий рельеф на их поверхности изображает листья растений и травы, среди которых прячутся совы. Контуры растений и птиц раскрашены белым шликером — так делали когда-то в доколумбовой Центральной и Южной Америке. 

Стулья Kanguru Жоржи Зальзупина 

Сет из восьми стульев Kanguru Хосе Зальзюпина (1960) в галерее Gokelaere & Robinson.Brice Vandermeeren

Стул Kanguru — один из самых редких в творчестве Жоржи Зальзупина, в его дизайне отражены характерные для бразильца сочетание геометрических и органических форм, четкие пропорции, изящные линии и классические детали. Из ряда созданных им объектов стул выделяет необычная конструкция гнутого из бразильского палисандра сиденья и ножек из металлических трубок.

Консоль Вирджила Абло

Консоль из серии Efflorescence по дизайну Вирджил Абло в галерее Kreo.© Alexandra de Cossette

Впервые коллекция предметов для дома Efflorescence, созданная Вирджилом Абло из тщательно отполированного бетона, смешанного с синтетической смолой, и расписанная от руки в стиле городского граффити, была представлена в Париже галереей Kreo в январе 2020 года, как раз перед началом пандемии. Коллекционерам пришлась по душе попытка внести стилистику городской культуры в свои интерьеры, и серия практически сразу была распродана. Эта консоль выполнена специально для ярмарки в Базеле и тоже продалась в первые же часы после открытия.

Ковер-сиденье Tapis-siège Пьера Полена 

Ковер-сиденье “Tapis-siège” по дизайну Пьера Полена — один из двух экземпляров. Этот сделан специально для семейного пользования самого дизайнера примерно в 1980-х годах в галерее Jousse Entreprise ($360,000.00).©studio Shapiro\

Этот необычный и очень редкий объект — творение знаменитого французского дизайнера второй половины ХХ века Пьера Полена. Его мебель является ярким отражением футуристических настроений, овладевших человечеством в годы освоения космоса. Он представляет собой ковер с льняным ворсом, натянутый на фанерное основание, с поднимающимися вверх углами. Полен создал его для гостиной собственного дома, что подтверждается множеством архивных фотографий. Всего известно о существовании двух подобных ковров-диванов, что делает его чрезвычайно интересным предметом коллекционирования.

Двойной диван Бернара Вене 

Двойной диван по дизайну Бернара Вене (Bernar Venet) в галерее Philippe Gravier )(100,000.00 евро).© “James Harris, courtesy of Design Miami/”\

Весь стенд галереи Philippe Gravier был посвящен работам одного автора — известнейшего во Франции современного скульптора-концептуалиста Бернара Вене, который прославился своими лаконичными, представляющими собой пучки гигантских дугообразных металлических балок скульптурами. Его мебель выполнена в таком же лаконичном брутально-немногословном стиле, каждый объект выпускается серией не больше пяти экземпляров. 

Мебельная инсталляция на стенде галереи Maria Wettergren 

Стол Blaci Mirror по дизайну Бориса Берлин и Германса Эрмича (Germans Ermics), светильник City Light по дизайну Бориса и Даниэля Берлины на стенде галереи Maria Wettergren. Стол $46,000.00, светильник $58,000.00.© “James Harris, courtesy of Design Miami/”\

Надо сразу заметить, что оба эти объекта — стол Blaci Mirror и светильник City Light — создавались как отдельные элементы, но на стенде галереи Maria Wettergren стало очевидно, что они составляют неразрывную смысловую пару и именно в таком тандеме представляют наибольший интерес. Светильник запрограммирован на часовой цикл, во время которого рельеф города на его поверхности проходит все стадии от брезжущего голубоватого восхода солнца до ярко-оранжевого заката, и все эти стадии отражаются как в зеркале в глянцевой поверхности стеклянного стола, окрашенного с растяжкой от непроницаемого черного в середине до почти прозрачного по краям. В создании обоих объектов принял участие дизайнер Борис Берлин. Только в случае со светильником он работал в паре со своим сыном Даниэлем, а стол создавался в тандеме с Германсом Эрмичсом.

Шкаф Raw Cabinet Чен Фуронга

Шкаф Raw Cabinet, предмет из коллекции Revelation of Gaia, по дизайну Чена Фуронга (Chen Furong), производство Atelier V&F, представлен Objective Gallery ($56,000.00).

Впервые участвующая в ярмарке Design Miami/Basel китайская Objective Gallery представила работы молодого дизайнера Чен Фуронга, который создал две очень разные по настроению и используемым материалам коллекции. Одна — Weight of Shadow, в нее вошли лаконичный, с четко очерченным силуэтом шезлонг, ширма-стеллаж и столики. Вторая — Revelations of Gaia: обтянутые пушистым белым козьим мехом стол, скамья, зеркало и шкаф. Шкаф, однако, таит в недрах своих ярко-красную обивку, таким образом ведя со зрителем диалог о мягкости, женственности, тепле и в то же время решительности. Для начинающих коллекционеров это вполне интересная возможность для инвестиции.