Идею организаторы почерпнули в высказывании Альфреда Шнитке, заметившего, что в образе Фауста соединились полярные качества человеческой натуры.
“Как никогда, образ Фауста актуален сегодня, когда человечество овладело энергией, способной уничтожить или преобразить мир, но не нашло еще способа обуздать нервную энергию своего склонного к заблуждениям сознания, порождающую недоверие и вражду”.
Темы, затронутые великим Гете, станут темами для дискуссий в рамках просветительской программы выставки. Жажда бессмертия и биохакинг, стремление к познанию и искусственный интеллект — обо всем этом будут говорить участники публичных диалогов.
Выставка тоже построена по принципу дискуссии: классические музыкально-театральные сюжеты “спорят” друг с другом за душу Фауста: опера Гуно “Фауст” — с оперой Бойто “Мефистофель”, оратория Берлиоза “Осуждение Фауста” — с “Фауст-симфонией” Листа. Опусы XIX столетия находятся в диалоге с “Историей доктора Иоганна Фауста” Альфреда Шнитке, гения XX века.
Старые мастера и академическое искусство, в свою очередь, ведут диалог с современными художниками. Экспонаты из собраний Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства, Государственного Эрмитажа, Русского музея, Музея истории религии, музея-заповедника “Павловск”, Музея Академии художеств соседствуют с объектами из инсталляции “Фауст” Андрея Бартенева, видео-артом группы AES+F “Пир Трималхиона”, аудиовизуальным перформансом Владимира Раннева, работами современных художников из галереи Марины Гисич, галерей DIDI и Анна Нова.
Планировать поездку в Петербург стоит в отрезок с 10 по 14 ноября — в эти дни Инженерный театр АХЕ будет показывать в залах Шереметевского дворца премьеру своей новой постановки “ПротоФауст”. Спектакль-инсталляция развернется в пяти выставочных пространствах и достигнет кульминации в Оружейном зале, который будет превращен в алхимическую лабораторию и закручен в ленту Мебиуса, стирающую границы времени и пространства.