Александр Михайлович Родченко родился в 1891 году в Санкт-Петербурге. Один из лидеров русского авангарда, новатор в области живописи, скульптуры, книжного, плакатного, кино- и театрального дизайна, он начал фотографировать в 1924 году. Его экспериментальный подход к фотографии навсегда изменил историю этого вида искусства.
Революционер в фотографии
Родченко не только повлиял на современников, но и определил развитие фотографии на десятилетия вперед. Он использовал такие приемы, как, например, съемка с непривычного ракурса, который сразу же стали называть “родченковским”, или диагональное построение композиции, съемка детали и крупного плана, применение двойной экспозиции и тонкая работа со светотеневыми контрастами. Родченко стремился, как писал Осип Брик, превратить знакомую вещь в «кажется, никогда не виданную конструкцию», изменить привычный взгляд человека на окружающее, расширить возможности “видеть вещи”.
“Чтобы приучить человека видеть с новых точек, необходимо снимать обыкновенные, хорошо знакомые ему предметы с совершенно неожиданных точек и в неожиданных положениях, а новые объекты снимать с разных точек, давая полное представление об объекте”, — писал о своей любви к необычным ракурсам Александр Родченко.
Сейчас никто не сомневается в роли Родченко в мировой фотографии. Как изобретатель в искусстве вообще и фотоискусстве в частности, он сыграл в России ту же роль, которую сыграл Мохой-Надь в Германии или Ман Рэй во Франции. В период раннего русского фотографического авангарда в середине 1920-х годов Родченко опубликовал более пятидесяти снимков, а до 1928 года написал более десяти статей, утверждавших новые фотографические принципы.
Гений советской рекламы
Фотограф и художник Александр Родченко и поэт Владимир Маяковский считаются пионерами советской рекламы. Соединив в плакатах графику, фотографию и стихотворения, они создали шедевры рекламного искусства. Родченко считается одним из идеологов конструктивизма, направления в искусстве, где форма полностью сливается с функцией. В качестве образца такого конструктивистского мышления можно привести рекламный плакат “Книги” 1925 года.
“Обычно думают, что надо рекламировать только дрянь — хорошая вещь и так пойдет. Это самое неверное мнение. Реклама — это имя вещи. Как хороший художник создает себе имя, так создает себе имя и вещь. Реклама должна напоминать бесконечно о каждой, даже чудесной вещи”, — говорил Владимир Маяковский.
В 1924–1925 годах заведующим культбюро при правлении Моссельпрома был Осип Брик, один из членов группы “ЛЕФ” Маяковского. В 1920 году Родченко знакомится с Маяковским. После достаточно курьезного случая, связанного с рекламной кампанией “Добролёта”, Маяковский и Родченко решают объединить свои силы. Маяковский придумывает текст, Родченко занимается графическим оформлением. Творческое объединение “Реклам-конструктор “Маяковский — Родченко” ответственно за самые яркие образцы советской рекламы 1920-х годов: плакаты ГУМа, Моссельпрома, Резинотреста и других советских организаций.
Вместе с Маяковским Родченко выполнил для Моссельпрома более 50 проектов рекламных плакатов, листовок, надписей, упаковки пищевых продуктов, рекламы для киосков. Самым масштабным стал проект росписи гигантской стены здания, выходящей в Соболевский переулок. Само колористическое решение здание также было предложено Родченко в октябре 1924 года.
“Левый фронт искусств”
Авангардные поэты и писатели, критики и литературоведы, архитекторы и дизайнеры, режиссеры театра и кино объединяются в начале 1923 года и участвуют в создании журнала “ЛЕФ” (“Левый фронт искусств”). Ядром группы стал Владимир Маяковский. Родченко вошел в группу “ЛЕФ” как художник, конструктивист, изобретатель, передовой мастер, который вместо живописи занялся жизнестроительством. Рукой Родченко сделаны все обложки “ЛЕФа” и “Нового ЛЕФа”.
Время “ЛЕФа” — наиболее активные для Родченко и русского конструктивизма годы. Это был период, когда впервые рождалась совершенно новая область деятельности — дизайн, когда выходили яркие и запоминающиеся книги, когда родился стиль 1920-х годов, которому нередко подражают и современные художники. Для Родченко это было время одновременного и увлекательного движения в разных областях художественного творчества: в фотографии и кино, полиграфии и рекламе, театре и дизайне.
Говоря о своих творческих задачах разных лет, Родченко вспоминал 1920-е годы: “1925–1926 годы. “ЛЕФ” — разрушение старой фотографии. Борьба за фотографический язык для показа советской темы, поиски точек съемки, агитация за раскрытие мира средствами фотографии, за факты, за репортаж. Первые статьи в журналах “ЛЕФ” и “Советское кино”. Ставлю перед собой задачу: показывать предмет со всех сторон и главным образом с такой точки, с которой его еще не привыкли видеть. Ракурсы, трансформации. Это не было ошибкой, это было нужно, и это сыграло положительную роль в фотографии, освежило ее, подняло на новую ступень” (А. Родченко. Перестройка художника, 1935).
Изобретатель фотомонтажа
Одним из первых в Советском Союзе Родченко осознает потенциал фотомонтажа в качестве нового вида искусства и начинает экспериментировать с этой техникой в области иллюстрации и агитации. Преимущество фотомонтажа перед живописью и фотографией очевидно: благодаря отсутствию отвлекающих элементов лаконичный коллаж становится самым ярким и точным способом невербальной передачи информации. Текстовые вырезки в коллаже как произведении искусства играют языковую роль, используются как средство коммуникации.
Родченко часто включал вырезки из газет, обрезки открыток, марки в свои ранние коллажи. Эти коллажи можно читать как литературную пародию, как игру в несуществующие рекламные объявления. В этих коллажах закладывается конструктивистский принцип верстки: размещение материалов по диагонали, линейные схемы композиции, чтение крест-накрест. Родченко задает порядок чтения за счет композиционных связей между строчками, графических акцентов, а также размещения текстов друг под другом в несколько слоев.
Работа в технике фотомонтажа принесет Родченко всесоюзную известность. Он иллюстрирует журналы, книги, создает рекламные и агитационные плакаты.
Критика со стороны советских властей
Несмотря на сотрудничество с советскими издательствами и производствами, Родченко жестко критиковали трижды. Первый раз — в 1928 году, когда он был объявлен последователем западных фотографов и, следовательно, чуждым пролетариату эпигоном. Балконы, лодки, сосны Родченко сравнивались с фотографиями Ласло Мохой-Надя и Альберта Ренгера-Патча на основе формального сходства.
Заключение было не в пользу Родченко. Его обвинили в плагиате. Отвечая на обвинения, он высказал мысль о том, что все новаторы всегда кажутся похожими друг на друга и что культура не может двигаться иначе, чем усвоением опыта и достижений. К тому же года некоторых снимков говорили явно в пользу Родченко, поэтому авторы той, первой критической заметки в журнале “Советское фото” и не привели даты создания работ.
Второй раз, в 1931 году, это был момент борьбы представителей Российского объединения пролетарских фотографов с экспериментальной фотографической группой “Октябрь”, где Родченко (вместе с Игнатовичем и Лангманом) был одним из основателей. Тогда критики использовали политические аргументы в разборе острых ракурсных снимков. Самой раскритикованной фотографией был “Пионер-трубач”. Родченко обвинили в буржуазном формализме и чуждой пролетарской фотографии идеологии.
В третий раз это было уже в 1935 году, после выставки “Мастера советской фотографии”. В ходе длительной дискуссии официальные лица, редакторы, критики из журнала “Советское фото”, представители правых групп фотожурналистов ждали, что Родченко откажется от своих эстетических принципов и объявит о новых целях художественной фотографии. Свое выступление на дискуссии Родченко назвал “Перестройка художника”. Он не только объяснял причины своих поисков, но и дал характеристику работам своих коллег.
Критику творчества Родченко приходится иметь в виду, рассматривая сегодня снимки, потому что за ними встает реальность жизни, профессии фоторепортера, реальность сложения и развития художественных направлений.
Фото: архив пресс-службы