iskusstvo-na-svobode-kak-muzei-i-galerei-vyhodyat-iz-karantina
Культура

Искусство на свободе: как музеи и галереи Москвы и Санкт-Петербурга выходят из карантина

Часть музеев Москвы откроется уже на этой неделе. Мы решили узнать, какие выставки можно будет увидеть в июне и июле и как музеи рассчитывают обеспечить безопасность зрителей.

AD Magazine

Музей русского импрессионизма

“Открытие запланировано на 1 июля, — рассказывает гендиректор музея Юлия Петрова. — Вновь будут доступны основная экспозиция и выставка Юрия Анненкова — 150 работ из 12 музеев и 19 частных собраний России и Франции. Продлить ее было не так легко, но выставочному отделу удалось договориться с каждым партнером, и экспозиция сохранится в полном составе до конца лета.

Искусство на свободе: как музеи и галереи Москвы и Санкт-Петербурга выходят из карантина - фото 1
Ю. П. Анненков. Автопортрет. 1919. Холст, масло. Собрание В. А. Дудакова и М. К. Кашуро.

Список требований безопасности довольно весомый, но к большинству из них все уже привыкли: контроль температуры, антисептики, маски и перчатки. Мы планируем вводить посещение по сеансам, ограничим количество посетителей в залах и пересмотрим навигацию внутри музея. Временно придется отказаться от экскурсий и лекций, но мы продолжим проводить их в онлайн-формате.

Искусство на свободе: как музеи и галереи Москвы и Санкт-Петербурга выходят из карантина - фото 2
Ю. П. Анненков. Натюрморт с апельсинами. Холст, масло. Галерея “Наши художники”.

Все запланированные выставки состоятся, но изменится график открытий. Следующая — экспозиция Сергея Виноградова — откроется в сентябре. На нее мы привозим произведения со всех концов России, от Иркутска и Барнаула до Петрозаводска и Краснодара.

Искусство на свободе: как музеи и галереи Москвы и Санкт-Петербурга выходят из карантина - фото 3
Ю. П. Анненков. Палаццо Дарио. Венеция. Холст, масло.

Изменения коснутся прежде всего международных проектов 2020 и 2021 годов. Переносятся выставка французского мастера Эжена Каррьера и экспозиция японского импрессионизма, которую мы готовим вместе с музеями Токио и Киото. Сейчас определяем для них новые сроки, удобные всем партнерам, среди которых такие гранды, как музей Орсе, Токийский национальный музей и Национальный музей современного искусства в Токио”.

ГМИИ имени Пушкина

Пушкинский музей откроется 10 июля. К этому времени будет готова новая навигация и разметка, указывающая безопасную дистанцию и направление движения. Потоки посетителей будут разведены: одни лестницы отведут только для подъема, другие — только для спуска. Прорабатываются односторонние маршруты по залам. Билеты будут продаваться онлайн и с точным временем входа в музей. Количество посетителей в зале ограничат, исходя из общего правила: 1 человек на 15 м².

“Тату”: выставка в Пушкинском музее
Может быть интересно
“Тату”: выставка в Пушкинском музее
Искусство на свободе: как музеи и галереи Москвы и Санкт-Петербурга выходят из карантина - фото 4
Маска коруру, или парата. XIX век. Новая Зеландия. Резьба и гравировка по дереву; белый пигмент; ракушка пауа (Haliotis iris). Музей на набережной Бранли имени Жака Ширака, Париж.

“Посетители наконец-то смогут увидеть выставку “От Дюрера до Матисса. Избранные рисунки из собрания ГМИИ им. А. С. Пушкина”, которую мы готовили, когда музей уже был закрыт, — рассказали нам в пресс-службе музея. — Выставка охватывает пять веков истории европейского рисунка — с конца XV до середины XX века. Будет работать и выставка “Тату” — совместный проект Пушкинского музея и музея на набережной Бранли имени Жака Ширака. Экспозиция, где представлено около 200 экспонатов, открылась 3 марта и проработала только две недели. Нам удалось продлить ее до 27 сентября”.

Искусство на свободе: как музеи и галереи Москвы и Санкт-Петербурга выходят из карантина - фото 5
Изабель Муньос. Портрет члена банды мара. Из серии “Марас”. 2006. Фотография. Собрание автора, Мадрид © Isabel Muñoz, 2020.

В ближайших планах — выставка британского плаката конца XIX — начала XX века из коллекции музея, первый в России показ работ итальянского художника Джузеппе Арчимбольдо и выставка к юбилею фестиваля “Декабрьские вечера”, посвященная Святославу Рихтеру. Два больших международных проекта, выставка из неаполитанского музея Каподимонте и проект американского видеохудожника Билла Виолы в этом году, к сожалению, не состоятся. Но зритель увидит их, как только это станет возможным.

Искусство на свободе: как музеи и галереи Москвы и Санкт-Петербурга выходят из карантина - фото 6
Неизвестный автор. Ширма (каталог татуировщика). Северная Африка и Ближний Восток. XIX век. Дерево, стекло, краска. Музей на набережной Бранли имени Жака Ширака, Париж.

Мультимедиа Арт Музей, Москва

МАММ открывается 16 июня, продолжая показ одиннадцати выставок, которыми стартовала “Фотобиеннале-2020”. Директор МАММ Ольга Свиблова считает, что ситуация требует соблюдения очень жестких мер безопасности. “Мы планируем вернисаж при всех супермерах защиты. Защита у нас как в больницах, где есть красная зона и зеленый коридор. И посетители, и сотрудники будут входить в музей в бахилах, в новых масках, потому что в старой маске я не пущу. Люди, экономя на средствах защиты, не понимают, что через два с половиной часа маска становится сборником вирусов и бактерий. Поэтому у нас будут новые маска и перчатки, дезинфекция старых перчаток, и жесткий пропускной режим. Вход зрителей будет лимитироваться физической дистанцией. Вот в таком виде будет существовать музей”.

Искусство на свободе: как музеи и галереи Москвы и Санкт-Петербурга выходят из карантина - фото 7
Михаил Грачев. Детсад. Зарядка. 1940-е. Собрание МАММ.
Искусство на свободе: как музеи и галереи Москвы и Санкт-Петербурга выходят из карантина - фото 8
Михаил Грачев. Дети и яблоки. Пролог. Москва, 1963. Собрание МАММ.

По словам Ольги Свибловой, сроки проведения выставок, которыми открылась “Фотобиеннале-2020”, сократятся, в дальнейшем МАММ рассчитывает двигаться по плану. “В музее лежат зарубежные выставки, нами уже полученные, мы планируем на сентябрь транспорт других выставок, которые у нас застряли в Америке, Италии и других странах. Но мы изменили программу. Мы собираемся не просто показать все, что было запланировано, — мы хотим показать больше. Первый вернисаж, где кроме запланированных работ будут новые, созданные сейчас, как опыт переживания эпохи карантина, — это проект, выросший из акции “Цветы врачам”, которую мы запустили. Профессиональные художники, и дети, и целые семьи рисуют картины, снимают фотографии, делают скульптуры и 3D-анимацию и посылают нам с хештегом #цветыврачам. Мы откроем первый вернисаж выставкой лучших из этих работ и в конце выставки проведем благотворительный аукцион. Врачам нужна помощь, и мы будем помогать адресно”.

Искусство на свободе: как музеи и галереи Москвы и Санкт-Петербурга выходят из карантина - фото 9
Маша Сумнина. Из серии “Таймер”. Бумага, тушь, акварель. Май, 2020. © Маша Сумнина

Музей архитектуры имени Щусева

Музей, а также книжный магазин и кафе откроются 23 июня, экспозиции “Общественная архитектура – будущее Европы” и “2020 → 2070” будут продлены до конца лета. В данный момент идет монтаж выставки “Калязин. Фрески затопленного монастыря”, открытие которой было перенесено в связи с пандемией. Дом Мельникова пока закрыт для посещений, но 23 июня откроется внутренний двор и сувенирный магазин. Меры безопасности для посетителей стандартные: музей закупает средства индивидуальной защиты и санитайзеры, переводит продажу билетов в электронный формат, устанавливает пластиковые щиты на стойку администрации, в зоне кафе и книжном магазине. Количество людей в залах будет контролироваться.

Искусство на свободе: как музеи и галереи Москвы и Санкт-Петербурга выходят из карантина - фото 10
UNStudio, Gothenburg Cable Car. Image by Plompmozes.
Искусство на свободе: как музеи и галереи Москвы и Санкт-Петербурга выходят из карантина - фото 11
Christoph Hesse Architects.

Директор Музея архитектуры Елизавета Лихачева подтверждает, что выставочные планы меняются. “Все проекты зависят прежде всего от наших финансовых возможностей, которые, в свою очередь, сильно ограничены в настоящий момент. Часть проектов, запланированных на этот год, будет перенесена на следующий. Мы будем переносить ключевую выставку, посвященную Константину Мельникову. Открытие было запланировано на ноябрь. Однако мы все же готовим большую выставку, посвященную музейной реставрации, которая займет парадную анфиладу главного здания Музея архитектуры. К сожалению, мы вынуждены отложить на неопределенный срок большой проект об архитектуре советского модернизма”.

Искусство на свободе: как музеи и галереи Москвы и Санкт-Петербурга выходят из карантина - фото 12
SchulzSchulz, Rose Pavilion (c) Iwan Baan.

Театральный музей имени Бахрушина

Бахрушинский музей откроется 16 июня. Зрителей ждут выставки, посвященные Галине Улановой и Николаю Караченцову (обе продлены), а также электронная система продажи билетов, разметка соблюдения дистанции в экспозиционных и выставочных пространствах музея, контроль количества посетителей и другие меры, обеспечивающие безопасность. Внутренняя жизнь музея тоже будет подчиняться новым правилам: ежедневные замеры температуры тела, защитные средства, обработка помещений, предписания по дистанции и снижению контактов.

Искусство на свободе: как музеи и галереи Москвы и Санкт-Петербурга выходят из карантина - фото 13
Фотография с выставки “Уланова” в Бахрушинском музее.

“Первой большой офлайн-выставкой музея станет проект “Дневники фронтовых бригад”, которая откроется уже 22 июня в нашем филиале, Доме-музее А. Н. Островского, — рассказывает директор Бахрушинского музея Дмитрий Родионов. — Зрители увидят раритеты военных лет: фотографии, рукописи, афиши и подлинные фронтовые дневники, которые Театральный музей вручил театрам и фронтовым бригадам в начале войны. А позже мы надеемся пригласить зрителя на две знаковые юбилейные выставки, посвященные основателю музея Алексею Александровичу Бахрушину (в июле) и Антону Павловичу Чехову (в августе)”.

Искусство на свободе: как музеи и галереи Москвы и Санкт-Петербурга выходят из карантина - фото 14
Фотография с выставки “Уланова” в Бахрушинском музее.

Музей печатной графики

Для открывшегося в нынешнем году частного музея карантин стал тяжелым испытанием. “Многие инструменты, которыми пользовались музеи и галереи, у нас еще не были наработаны, — объясняет директор Музея печатной графики Олеся Сидоренко. — В течение всего времени карантина мы поддерживали связь с нашими посетителями в соцсетях: старались размещать интересную информацию о наших авторах, рекомендовали тематическую литературу и фильмы.

Искусство на свободе: как музеи и галереи Москвы и Санкт-Петербурга выходят из карантина - фото 15
Искусство на свободе: как музеи и галереи Москвы и Санкт-Петербурга выходят из карантина - фото 16

Наиболее успешным проектом оказался творческий конкурс, посвященный Эгону Шиле. Наши подписчики прислали большое количество работ в различных жанрах: стихи, графика, керамика, фотографии. Из карантина мы выходим 15 июня (понедельник у нас — рабочий день), сразу в обычном режиме работы. Открываемся выставкой, которую мы подготовили незадолго до карантина: “Метафизика тела. Эгон Шиле и Рихард Линднер”. Судя по нашему онлайн-общению в соцсетях, посетители у нас будут.

Искусство на свободе: как музеи и галереи Москвы и Санкт-Петербурга выходят из карантина - фото 17

Мы постараемся максимально обезопасить наших гостей. Будем контролировать количество посетителей, хотя у нас и в лучшие времена одновременно больше 15–20 человек редко бывало. На входе выложим маски, перчатки и санитайзер. Планы на будущее, безусловно, изменились. Проект, который должен был начаться в мае, отложен на неопределенное время. Он довольно затратный, а мы пока не понимаем, сможем ли обеспечить окупаемость. Сейчас очень сложно прогнозировать даже недалекое будущее. О больших собственных проектах пока не думаем, максимум — это возможное участие в Cosmoscow”.

Искусство на свободе: как музеи и галереи Москвы и Санкт-Петербурга выходят из карантина - фото 18

Галерея современного искусства Artstory

Галерея Artstory откроется 16 июня выставкой, которая открылась в конце февраля и была вынужденно приостановлена через пару недель. Это проект Владимира Мигачева “Пустота”. “Мы не ждем большого наплыва посетителей, так как люди пока с осторожностью возвращаются к обычной жизни, — признается Люсинэ Петросян, директор и совладелец галереи. — Планируем просить посетителей находиться в галерее в маске, на входе обрабатывать руки антисептическими средствами, соблюдать социальную дистанцию. В формате нынешнего проекта это не так сложно: большой зал разбит на отдельные части картонными блоками, которые составляют тотальную инсталляцию, сделанную специально к проекту “Пустота”.

Искусство на свободе: как музеи и галереи Москвы и Санкт-Петербурга выходят из карантина - фото 19
В. Мигачев. Green Liтe. 2019.

У нас была запланирована выставка художника из Франции, но так как еще не очень понятна ситуация с открытием авиасообщения между странами, мы решили перенести ее на осень. Возможно, летом запустим еще какие-то проекты, используя работы из собрания галереи, а все крупные открытия переносим на осень.

Искусство на свободе: как музеи и галереи Москвы и Санкт-Петербурга выходят из карантина - фото 20
В. Мигачев. Пустота. 2019.
Искусство на свободе: как музеи и галереи Москвы и Санкт-Петербурга выходят из карантина - фото 21

Музей современного искусства “Гараж”

“Гараж” открывается 16 июня ярким проектом казахского художника Ербосына Мельдибекова. Инсталляция “Трансформер” — результат размышлений автора о том, как со сменой эпох меняются памятники. Одновременно публика получит доступ ко всем тем выставкам, которые работали до начала карантина и были вынужденно приостановлены. Их продлили, чтобы публика успела с ними познакомиться.

Искусство на свободе: как музеи и галереи Москвы и Санкт-Петербурга выходят из карантина - фото 22
Ербосын Мельдибеков. Трансформер. 2013. Дерево. Вид инсталляции на ярмарке Art International Istanbul, Стамбул. Предоставлено галереей Aspan, Алма-Ата.

“На выставки, к сожалению, сможет прийти ограниченное количество человек, — рассказал руководитель департамента по работе с аудиторией Егор Санин, — кроме того, каждую из них можно посетить в рамках определенного временного интервала. То есть в вашем билете будет указан тридцатиминутный отрезок, во время которого вы можете войти в музей. Это позволит нам контролировать количество посетителей. Чтобы людям было легче соблюдать социальную дистанцию, мы наносим на пол разметку — элемент, который знаком, наверное, всем, кто в последнее время посещал общественные места”.

Искусство на свободе: как музеи и галереи Москвы и Санкт-Петербурга выходят из карантина - фото 23
Ербосын Мельдибеков. Трансформер. 2013. Дерево. Вид инсталляции на ярмарке Art International Istanbul, Стамбул. Предоставлено галереей Aspan, Алма-Ата.

Центральный выставочный зал “Манеж” в Санкт-Петербурге

Павел Пригара, директор петербургского Манежа, ждет решения городских властей об открытии музеев, чтобы показать публике экспозицию “Иной взгляд. Портрет страны в объективе агентства Magnum”.

Искусство на свободе: как музеи и галереи Москвы и Санкт-Петербурга выходят из карантина - фото 24
Красная площадь. Москва, СССР, 1965. © Томас Хепкер/Magnum Photos

“В первое время после открытия будет возможно посещение только по электронным билетам, — рассказывает Павел Пригара, — каждый час мы сможем открывать двери для 70 человек. Все остальные требования обусловлены новыми стандартами: обязательные средства индивидуальной защиты, дистанция, о которой будут напоминать наши волонтеры. Мы смотрим в будущее с оптимизмом и после выставки “Иной взгляд” собираемся показать еще два проекта до конца года. В начале августа мы планируем открыть проект NEMOSKVA, над ним работают комиссар Уральской биеннале Алиса Прудникова, куратор Антонио Джеуза и еще шесть сокураторов. Выставка покажет работы более 80 художников из 30 российских городов — впечатляющая ретроспектива современного регионального искусства России.

Искусство на свободе: как музеи и галереи Москвы и Санкт-Петербурга выходят из карантина - фото 25
Туристы на Красной площади. Москва, СССР, 1947. © Роберт Капа © International Center of Photography/Magnum Photos

А осенью в рамках Культурного форума состоится выставка Utopia Saved: этим проектом мы открываем известную южнокорейскую художницу Ли Бул для российской публики. В этом огромном, визуально насыщенном проекте зритель увидит и отражение идей русского авангарда в творчестве Ли Бул. Проект арт-группы Recycle, который мы рассчитывали показать в этом году, переносится на 2021 год. Это обусловлено тем, что выставка должна была создаваться как special commission для Манежа, а художники задержались в Париже на время карантина”.

Читайте также