dizajn-v-kino-kak-snimali-filmy-nominirovannye-na-oskar-2020
Дизайн

Дизайн в кино: как снимали фильмы, номинированные на “Оскар” 2020

Церемония вручения премии “Оскар” пройдет в ночь с 9 на 10 февраля. В прошлом году все фильмы, про которые мы писали, взяли по заветной статуэтке. В этом году картин, про производство которых интересно рассказать, еще больше, поэтому материал мы разделили на две части. Для начала посмотрим, как снимали “Однажды в Голливуде”, “1917”, “Боль и слава” и “Джокер”.

AD Magazine

“Однажды в Голливуде”

Девятый фильм Квентина Тарантино рассказывает о стареющей кинозвезде Рике Далтоне и его дублере Клифе Буте — это ода Голливуду 1960-х годов.

Барбара Линг — художник-постановщик фильма — застала эту эпоху во вполне сознательном возрасте, поэтому в отличие от режиссера (ему тогда было шесть лет) могла черпать вдохновение из собственных воспоминаний. Для фильма было создано 170 декораций, причем все воссоздано натурально, без использования хромакея. Здания и локации как будто оказались в машине времени и приняли свой прошлый облик: на осовремененные постройки прикрепляли фасады 1960-х годов. При этом надо понимать, что задачи снимать документальное кино не стояло. Но важно было максимально достоверно передать дух времени.

Дизайн в кино: как снимали фильмы, номинированные на “Оскар” 2020 - фото 1

Как оказалось, лучше всего сохранился Голливудский бульвар. “Он как последний бастион, еще выдерживает натиск времени и не превращается в жилую застройку”, — рассказывает Барбара. Хотя и здесь пришлось потрудиться. Например, целого ряда кинотеатров, которые в прошлом сияли неоновыми огнями, уже не существовало — их воссоздали заново. А в остальном окружающий ландшафт этого района и обилие строительных кранов вокруг намекают, что этот “бастион” тоже скоро падет, а следов прошлой эпохи не останется и здесь.

Дизайн в кино: как снимали фильмы, номинированные на “Оскар” 2020 - фото 2

Интересная история с Taco Bell. Найти здание, которое по форме напоминает эту закусочную тех времен, оказалось непростым занятием. В итоге подходящий вариант нашли в Калифорнии, правда, здание было давно забито и не функционировало как собственно Taco Bell. Обратились к владельцам всей сети. Те открыли здание, дали разрешение на съемки, а потом, кстати, забрали реквизит в музей своих закусочных. А теперь внимание: все эти хлопоты были ради одного кадра! Да-да, Taco Bell появляется в фильме всего на несколько секунд. Барбара Линг не видит в этом ничего удивительного и говорит, что только так и можно создать настоящее большое кино — с максимальным вниманием к деталям.

Дизайн в кино: как снимали фильмы, номинированные на “Оскар” 2020 - фото 3

Фильм — собрание любимые мест и предметов Тарантино. В ресторане Musso & Frank Grill режиссер — завсегдатай. Владельцы так обожают Квентина, что закрыли ресторан на пять дней специально для съемок. Более того, они даже приготовили блюда, которые были в меню 1960-х годах. Кое-какие локации не сохранились вовсе. Например, ранчо Спана, где в 1950-х годах снимали низкобюджетные вестерны, а потом обосновалась “Семья” Мэнсона, воссоздали с нуля: ранчо подчистую сгорело в 1970 году.

Дизайн в кино: как снимали фильмы, номинированные на “Оскар” 2020 - фото 4

А одну локацию (возможно, самую примечательную) все-таки снимали с использованием макета. Речь идет о кинотеатре под открытым небом. Как ни велико было желание всей команды художников-постановщиков сконструировать этот экран, даже для них эта задача оказалась неподъемной — шутка ли, такой огромный размер (140 х 70 м)! Построили уменьшенную копию парковки и экрана, но даже в “сжатом” виде он был трехметровым и все равно производил впечатление.

Дизайн в кино: как снимали фильмы, номинированные на “Оскар” 2020 - фото 5

Дух времени — это еще и работа над костюмами. Художник по костюмам Арианна Филлипс в третий раз номинирована на “Оскар”. Для того чтобы создать образы героев, она не только отсмотрела огромное количество фильмов тех времен, но еще и лично побеседовала с сестрой Шэрон Тейт. На первую встречу с режиссером Арианна пришла не с пустыми руками. Она принесла с собой коробку с фотографиями тех времен, винтажной гавайской рубашкой, подходящей по размеру Тарантино, очками-авиаторами, которые мог бы носить Клифф, помадой для волос и даже с микстейпом музыки, которая могла бы играть в машине героев (там были Paul Revere & the Raiders, Том Джонс, Элвис Пресли и The Mamas and the Papas). Режиссер не устоял.

Дизайн в кино: как снимали фильмы, номинированные на “Оскар” 2020 - фото 6

Как всегда в фильмах Тарантино, здесь много отсылок к разным событиям и людям, в том числе и к фильмам самого Тарантино. Уже в названии “Однажды в... Голливуде” — реверанс к фильмам Серджо Леоне, которые сильно повлияли на режиссера. Рик Далтон (герой Леонардо ДиКаприо) снимается в фильмах режиссеров Серджо Корбуччи (Корбуччи действительно был режиссером и снимал фильм, который назывался... “Джанго”) и Антонио Маргаретти. Последнее имя, кстати, появляется до этого в “Бесславных ублюдках”. Саундтрек, играющий, когда “Семья” Мэнсона совершает нападение на дом Далтона, называется Straight Shooter (“Меткий стрелок” — перевод с англ.). И это лишь маленькая часть того бесчисленного количества деталей, которые скрыты почти в каждом эпизоде. Персонажи той эпохи здесь появляются тоже эпизодически: “Семья” Мэнсона, Роман Полански, Стив Маккуин и Брюс Ли занимают всего несколько минут в хронометраже, но их наличие делает фильм многослойным.

Дизайн в кино: впечатляющие интерьеры фильмов, номинированных на “Оскар” 2019
Может быть интересно
Дизайн в кино: впечатляющие интерьеры фильмов, номинированных на “Оскар” 2019

“1917”

Новый фильм Сэма Мендеса о том, как два британских солдата во время Первой мировой войны пытаются доставить приказ об отмене наступления и спасти тем самым 1600 человек. Заявленные в афише звезды — Колин Ферт и Бенедикт Камбербетч — появляются всего на несколько кадров. Но в фильме потрясают не столько они, сколько размах уровня кинопроизводства.

Фильм снят одним кадром и держит в напряжении все два часа. Конечно, два часа проблематично снять и в самом деле одним кадром — все же здесь это ощущение было создано: очень длинные пролеты камеры скрупулезно склеивались между собой так, что разрывы совершенно незаметны. Над фильмом помимо режиссера работали еще два человека — оператор Роджер Дикинс и художник-постановщик Деннис Гасснер (разумеется, у каждого были огромные команды).

Дизайн в кино: как снимали фильмы, номинированные на “Оскар” 2020 - фото 7

Съемки проходили в Англии: долго выбирали подходящую локацию и в итоге остановились на окрестностях Глазго. Дело осложнялось богатой историей Англии: каждый раз, когда необходимо было каким-то образом изменить ландшафт, нужно было получать разрешение на раскопки, чтобы случайно не повредить какой-нибудь никем не найденный подземный Стоунхендж. Зато с погодой повезло — не часто об Англии можно так сказать. Режиссер хотел, чтобы весь фильм было пасмурно и облачно, а с этим там проблем никогда не возникает.

Дизайн в кино: как снимали фильмы, номинированные на “Оскар” 2020 - фото 8

Сначала художники-постановщики методично спланировали ход движения героев и все пролеты камер — репетиции заняли несколько месяцев. Параллельно дорабатывались детали. В отличие от обычных съемок, здесь нельзя было расставить освещение по периметру сцены и изменять уровень его насыщенности: камера могла двигаться на 360º, а значит, единственным ограничением для нее была линия горизонта. Каждый шаг актера и каждый поворот камеры тщательным образом записывались и вымерялись по хронометражу. Подготовка к съемкам больше напоминала постановку хореографии — так точно оттачивалось каждое движение.

Дизайн в кино: как снимали фильмы, номинированные на “Оскар” 2020 - фото 9

Когда основной план движения камер и актеров был выработан, занялись наполнением пространства деталями. Художники настолько кропотливо подошли к съемкам, что даже грязь мешали сами: хотели добиться определенного оттенка и поэтому комбинировали образцы разной почвы и пород.

Дизайн в кино: как снимали фильмы, номинированные на “Оскар” 2020 - фото 10

Сцена в полуразрушенном доме во французской деревне — единственная, где отошли от документальной достоверности и дали волю фантазии. Режиссер хотел, чтобы эти кадры напоминали сон героя, поэтому пространство сделали нуарным, с бликующим светом. Длинную траншею, по которой герой бежит в конце фильма, копали, вспоминая тяготы солдат Первой мировой: работа была сложной, мешали дожди, холод, траншеи наполнялись водой и проседали.

На постановку фильма ушло около 100 миллионов долларов. Художник-постановщик Деннис Гасснер работал над многими масштабными картинами, включая серии бондианы “Скайфолл” и “Спектр”, но уверяет, что эта картина отличается от всех по уровню сложности сценографии.

“Боль и слава”

Новый фильм Педро Альмодовара придется по душе как минимум любителям дизайна. В фильмах Альмодовара всегда отводится особая роль театру, танцу и другим видам искусства. Они наравне с главными героями становятся проводниками тех мыслей, которые хочет озвучить режиссер. “Боль и слава” — про режиссера, которого сковывают ужасные боли в спине и поэтому он вынужден отказаться от главной страсти своей жизни — съемок.

Дизайн в кино: как снимали фильмы, номинированные на “Оскар” 2020 - фото 11

Мадридская квартира главного героя создана по образу и подобию квартиры самого Педро Альмодовара. Сценарий был настолько детализирован сообразно с ней, что режиссер прописал даже уровень освещения в каждый конкретный промежуток времени.

Дизайн в кино: как снимали фильмы, номинированные на “Оскар” 2020 - фото 12

Наполнение квартиры складывалось в том числе и из вещей самого Альмодовара: он принес много дизайнерских предметов из собственной обстановки. Так здесь оказались работы Этторе Соттсасса, бело-синий сервиз Bleua d'Ailleurs от Hermès, комоды от Fornasetti, столик Mexique по дизайну Шарлотты Перриан для Cassina, светильник Eclisse по дизайну Вико Маджистретти и многое другое.

Дизайн в кино: как снимали фильмы, номинированные на “Оскар” 2020 - фото 13

Образ героев формируют еще и книги, искусство и даже сочетания цветов в интерьере — все это помогает глубже прочувствовать персонажей и их историю жизни. Сцены как будто красочной и насыщенной, но на самом деле немного беспомощной жизни главного героя чередуются с воспоминаниями о его детстве. В этих эпизодах уже нет ни шедевров дизайна, ни ярких орнаментов от Патриции Уркиолы. Это начало всего для героя — кадры сняты в обстановке дома-землянки с каменными стенами и единственным световым окном, расположенным в потолке. Такие подземные дома нашли в Валенсии — сейчас вокруг них развернулось целое движение, чтобы причислить их к исторически значимым объектам и сохранить от разрушения. Схожую обстановку построили в Мадриде — там снимались сцены, где не нужны были общие планы.

Дизайн в кино: как снимали фильмы, номинированные на “Оскар” 2020 - фото 14

Художник-постановщик картины Антксон Гомес говорит, что работать с таким режиссером, как Педро Альмодовар, — одно удовольствие, ведь к декорациям он подходит не менее тщательно, чем к прорабатыванию персонажей.

“Джокер”

Новый “Джокер” — что угодно, но не супергеройское кино, а тяжелая и давящая драма о человеке, который не может сдержать смех при волнении. Для того чтобы усугубить это ощущение, нужна подходящая обстановка. Режиссер Тодд Филлипс и художник-постановщик Марк Фридберг исколесили весь Нью-Йорк в поисках нужной локации. Оказалось, что Нью-Йорк образца 2019 года слишком сильно отличается от Нью-Йорка 1970-х годов — он был чересчур опрятным. Такой город точно не годится для воображаемого Готэм-Сити. Но нужные “декорации” все-таки нашлись — в Ньюарке.

Дизайн в кино: как снимали фильмы, номинированные на “Оскар” 2020 - фото 15

Цветовая палитра фильма вдохновлена книгой с фотографиями машин 1970-х годов — правда, те яркие, броские цвета в фильме слегка приглушили. По ходу фильма цвета меняются и становятся более темными, как и сам главный герой (Артура Флека — Джокера — играет Хоакин Феникс). Интересно, как меняется костюм героя с того момента, как он впервые вышел на стендап, до теперь уже знаменитого танца на лестнице.

Дизайн в кино: как снимали фильмы, номинированные на “Оскар” 2020 - фото 16

Мы понимаем, что это один и тот же костюм (едва ли у Артура Флека был богатый гардероб), но вначале он кажется темно-малиновым и офисным, а к концу превращается в насыщенную тройку с яркой желтой жилеткой. Такие детали позволяют задуматься о сложности персонажа и поставить под сомнение клиническую природу его поведения, ведь если эти предметы были в шкафу, не является ли все это одной большой и продуманной игрой для него?

Дизайн в кино: как снимали фильмы, номинированные на “Оскар” 2020 - фото 17

Квартира, в которой живет Артур Флек со своей матерью, расположена в Южном Бронксе, в старом здании в стиле ар-деко. Для интерьеров Марк Фридберг выбрал как будто выцветшие цвета и орнаменты, чтобы создать обстановку, которую никто не менял на протяжении 25 лет.

Дизайн в кино: как снимали фильмы, номинированные на “Оскар” 2020 - фото 18

На контрасте с унылым жильем главного героя — красочные декорации шоу Мюррэя Франклина (Роберт Де Ниро). На создание этого сета художников вдохновило шоу Джонни Карсона. И наконец, еще одно важное место — агентство клоунов. Помещение для него нашли в Гарлеме, в магазине ковров.

Дизайн в кино: как снимали фильмы, номинированные на “Оскар” 2020 - фото 19

Как оценят все потраченные на фильм усилия, можно будет узнать совсем скоро: у “Джокера” сразу 11 номинаций на премию “Оскар” в этом году.

Дизайн в кино: как снимали фильмы, номинированные на “Оскар” 2020 - фото 20
Читайте также