История стиля: 6 главных имен американского дизайна

Рассказываем о декораторах, создавших американский стиль и повлиявших на десятки дизайнеров от Келли Уирстлер до Мартина Лоренса-Булларда.
История стиля 6 главных имен американского дизайна

“Бунтарка в мире уродства”, — говорила о себе Элси де Вулф, женщина, ставшая лучом света в царстве мрачных викторианских интерьеров начала XX века. Дочь обычного врача из Нью-Йорка, де Вулф быстро стала известной: благодаря близким отношениям с литературным агентом Бесси Марбери она влилась в манхэттенские высшие круги, а чувство стиля сделало ее образцом для подражания. Сначала нью-йоркские дамы копировали ее наряды, а позже, когда де Вулф обновила интерьер их с Марбери квартиры, стали обращаться к ней за интерьерными советами.

Квартира Конде Монтроза Наста на Паркавеню в НьюЙорке.

Квартира Конде Монтроза Наста на Парк-авеню в Нью-Йорке.

Хорошо знакомая с французским классицизмом XVIII века, де Вулф умела привнести праздничность, сияние и ощущение свежести. В интерьерах женского клуба Colony она воспроизвела атмосферу садового павильона, поразив посетительниц трельяжной сеткой на стенах и изысканной ротанговой мебелью. Дом миллионера Генри Фрика обставила коллекцией антиквариата, которой позавидовал бы куратор хорошего музея, а в своей вилле Трианон в Версале (где жила до и после Второй мировой войны) соединила классическую обстановку с экзотическими орнаментами.

Дом в НьюЙорке где де Вулф одно время жила со своей близкой подругой Элизабет Марбери.

Дом в Нью-Йорке, где де Вулф одно время жила со своей близкой подругой Элизабет Марбери.

Хрупкая и изящная Элси до конца жизни была звездой вечеринок и настоящим трендсеттером: могла покрасить волосы в голубой цвет, чтобы они перекликались с украшениями Cartier, занималась йогой, придерживалась вегетарианской диеты, а комнаты своих домов украшала подушками с вышитыми слоганами. “Никогда не жалуйся и не давай объяснений” — идеальный девиз для женщины, которая точно знала, как создавать красоту.

Принадлежавшая де Вулф вилла Трианон в Версале. Иллюстрация Уильяма Брюса Эллиса Ренкена.

Принадлежавшая де Вулф вилла Трианон в Версале. Иллюстрация Уильяма Брюса Эллиса Ренкена.

История стиля 6 главных имен американского дизайна

Дороти Дрейпер не зря заслужила звание самого известного декоратора Америки: она была настоящим первопроходцем. В 1923 году она основала Architectural Clearing House — первое бюро интерьеров в истории американского дизайна. Дрейпер заложила основы профессии дизайнера-универсала: она проектировала интерьеры отелей, театров, магазинов и кафе, салоны самолетов и ав­томобилей, текстиль и упаковку для косметики.

Исторический отель The Greenbrier Hotel — Дрейпер занималась его редизайном в 1940‑е годы.

Исторический отель The Greenbrier Hotel — Дрейпер занималась его редизайном в 1940‑е годы.

Собственное имя Дороти превратила в узнаваемый бренд и рассказывала о составляющих стиля, известного как the Draper touch, на страницах журналов и книг. Одна из них называлась “Декорировать — это весело!”, и этот заголовок отлично характеризует подход Дрейпер к дизайну. Веселая и энергичная по натуре, она не боялась соединять несовместимое: классические молдинги и строгие формы ар-деко, яркие, насыщенные цвета и графичные орнаменты, уютный шинц и вычурные барочные зеркала. Само слово “бежевый” казалось Дрейпер грязным, а натуральные деревянные поверхности — скучными, поэтому она дерзко перекрашивала классическую мебель в шокирующе розовый, зеленый и красный, а в качестве фона для сочных акцентов использовала дуэт черного и белого. “Если это выглядит правильным — это правильно”, — безапелляционно заявляла она и никогда не ошибалась.

Казино Palcio Quitandinha в РиодеЖанейро сейчас это частная резиденция.

Казино Palácio Quitandinha в Рио-де-Жанейро; сейчас это частная резиденция.

Секретер XVIII века полученный Дрейпер по наследству.

Секретер XVIII века, полученный Дрейпер по наследству.

История стиля 6 главных имен американского дизайна

Билли Болдуина часто называют первым мужчиной, который потеснил гранд­дам американского интерьерного дизайна, стоявших у руля до Второй мировой ­войны. Одна из них, Руби Росс Вуд, в 1935 году предложила ему работу в своем бюро, а спустя двадцать лет он стал одним из самых востребованных нью-йоркских декораторов. Обладая эклектичным вкусом, главное значение Болдуин придавал цвету.

Спальня в доме Долли и Николаса П. Гуландрисов.

Спальня в доме Долли и Николаса П. Гуландрисов.

Важным впечатлением детства стали для него полотна Матисса, которые будущий декоратор увидел в доме коллекционеров и приятельниц Гертруды Стайн сестер Коун. “Матисс освободил нас от цветовых предрассудков Викторианской эпохи”, — считал он и уверенно внедрял в свою палитру насыщенные оттенки красного, коричневого, зеленого и горчичного. Болдуин не боялся темных цветов, глубину которых проявлял с помощью глянцевого финиша. Мощные, яркие акценты-мазки и деликатные золотистые детали позволяли его темным интерьерам заиграть по-новому.

Главный редактор Vogue Диана Вриланд в интерьере по дизайну Билли Болдуина.

Главный редактор Vogue Диана Вриланд в интерьере по дизайну Билли Болдуина.

Ньюйоркская квартира Ли Истмана юриста и отца Линды Маккартни.

Нью-йоркская квартира Ли Истмана, юриста и отца Линды Маккартни.

Многие предметы, со­зданные Болдуином для конкретных проектов, быстро “ушли в народ” — это, например, изящные латунные стеллажи из библиотеки композитора Коула Портера. Декораторский подход Болдуина был на редкость человечным: он не заставлял клиентов избавляться от всей старой мебели, интегрируя в новый интерьер их любимые вещи, а во главу угла ставил удобство. Главными героями его комнат были диваны и кресла — мягкие, глубокие и манящие.

Интерьер Болдуина на обложке House amp Garden.

Интерьер Болдуина на обложке House & Garden.

Альберт Хэдли на крыльце своего дома в Саутпорте Коннектикут 1991 год. Фотограф Слим Ааронс.

Альберт Хэдли на крыльце своего дома в Саутпорте, Коннектикут, 1991 год. Фотограф Слим Ааронс.

О масштабе таланта Альберта Хэдли говорит уже то, что он более двадцати лет проработал бок о бок с великой и ужасной Систер Пэриш и стал не менее значимым декоратором, чем она. Скромный, деликатный и по-южному обаятельный Хэдли ­идеально дополнял бескомпромиссную Пэриш: если она опиралась на декораторское чутье, то он рационально оценивал проект, умело чертил эскизы и планы, мог использовать и преобразить архитектуру помещения. Хэдли не просто декорировал, он перестраивал комнаты, “спасая” самые безнадежные интерьеры. Так, когда один из клиентов шокировал Пэриш ­запросом на свободную планировку, Хэдли уладил вопрос с помощью стеклянной перегородки и лаконичной архитектуры, в которую идеально вписалась подбор­ка традиционной мебели.

Вариант оформления спальни придуманный Хэдли в 1959 году специально для Vogue.

Вариант оформления спальни, придуманный Хэдли в 1959 году специально для Vogue.

Несмотря на классический бэкграунд, Хэдли всегда был в курсе тенденций и новых технологий, обожал молодежь и вырастил не одно поколение ­декораторов. “Альберт был как Питер Пэн”, — вспоми­нает его верная ученица дизайнер Банни Уильямс, а критик Пилар Виладас пишет: “В свои восемьдесят пять он был более современным, чем многие тридца­тилетние”. Это ­легко читается в интерьере квартиры Хэдли, опубликованном в конце 1990‑х ­годов: здесь абстрактное искусство соседствует с ­модернистскими предметами и ­антиквариатом, а потолок смело оклеен виниловыми обоями с переливчатой голографической поверхностью.

Интерьер Kips Bay Boys Club созданный Альбертом Хэдли в 1970‑е годы.

Интерьер Kips Bay Boys Club, созданный Альбертом Хэдли в 1970‑е годы.

Систер Пэриш НьюЙорк 1960 год. Фотограф Слим Ааронс.

Систер Пэриш, Нью-Йорк, 1960 год. Фотограф Слим Ааронс.

Королева американского кантри Систер Пэриш — на самом деле никакая не монахиня, хотя прозвище, данное ей братом и заменившее имя, однажды стало источником конфуза. Когда Джеки Кеннеди пригласила Пэриш оформить интерьеры Белого дома, один незадачливый репортер написал: “Кеннеди наняли монашку в качестве декоратора”. Если Дороти Мэй Пэриш и верила во что-то свято и непоколебимо, то это был традиционный загородный интерьер. Вынужденная начать работать декоратором из-за банкротства мужа, Пэриш была аристократкой по происхождению и умела делать глубоко аристократичные интерьеры: созданные с нуля, они казались теплыми и обжитыми, наполненными наследием предыдущих поколений. Именно опыт и традиция были главным источником вдохновения для Пэриш: безупречное знание истории загородного стиля она дополняла интуитивным чувством цвета и паттерна. Чтобы привнести в свои дома непринужденность, легкую небрежность и романтичность, которыми отличались работы Пэриш, клиенты были готовы выплачивать феноменально высокие гонорары и все равно слегка робели, когда, взяв сервировочный столик на колесах, она прогуливалась по комнатам и безжалостно отбраковывала неуместные аксессуары.

История стиля 6 главных имен американского дизайна

Американский художник и декоратор Тони Дюкетт “выстрелил” благодаря покровительству Элси де Вулф, которая попросила его помочь ей с оформлением особняка в Беверли-Хиллз и представила своим богатым и знаменитым знакомым. Безудержный максимализм, жгучая смесь цветов и орнаментов, экзотичность и театральность привлекли к творчеству Дюкетта как состоятельных заказчиков, так и дальновидных голливудских режиссеров. Дюкетт был на редкость энергичным человеком: он успевал оформлять интерьеры, создавать предметы обстановки и скульптуры, придумывать костюмы и декорации для пьес, сценографию для фильмов, а между делом мог изготовить ожерелье для герцогини Виндзорской или фантазийный браслет для своей жены.

Вход в Даунридж резиденцию Тони Дюкетта в БеверлиХиллз.

Вход в Даунридж, резиденцию Тони Дюкетта в Беверли-Хиллз.

Несмотря на подчеркнуто “роскошную” эстетику его проектов, Тони был в первую очередь художником и мало задумывался о материальной ценности вещей. Так, антикварные консоли он перекрашивал в ослепительно яркие цвета, а потолок в одной из комнат своего дома вымостил пластиковыми подносами, залитыми золотой краской. С помощью своих многослойных, красочных интерьеров Дюкетт привносил волшебство и эксцентричность в мир победившего функционализма.

Интерьер Даунриджа. Теперь здесь находится офис компании которая принадлежит бывшему партнеру Дюкетта Хаттону Уилкинсону.

Интерьер Даунриджа. Теперь здесь находится офис компании, которая принадлежит бывшему партнеру Дюкетта Хаттону Уилкинсону.

Фото: Gettyimages.com; Legion-Media