Американская классика: эволюция интерьерных традиций в США

Мы решили разобраться в этимологии одного из самых непонятных терминов в словаре современного декоратора. Выяснилось, что за ним стоят три века интерьерных экспериментов и труды нескольких одаренных женщин.
Американская классика в интерьере история стиля в фото

Термин “американская классика” знаком каждому, кто хоть немного интересуется дизайном интерьеров и архитектурой: его часто используют в блогах и журналах как нечто само собой разумеющееся, не требующее определения. Сами американские декораторы его не употребляют, предпочитая более корректное выражение “традиционный американский стиль”, и никогда не говорят о классическом подходе к интерьерам как о единой и незыблемой системе.

Emlen Physick House, 1878, Нью-Джерси. Пример викторианской архитектуры.

“Американскую классику” на самом деле следовало бы назвать “американской эклектикой", ведь она, как и национальная ДНК Соединенных Штатов, вобрала в себя наследие разных европейских культур, локальную специфику и оригинальные компоненты, привнесенные гранд-дамами американского дизайна: Элси де Вольф, Систер Пэриш и Дороти Дрейпер.

Картина The Contest for the Bouquet: The Family of Robert Gordon in Their New York Dining-Room. Автор: Seymour Joseph Guy, 1866. Пример викторианского интерьера.

В XVIII и XIX веках архитектурные и мебельные стили Нового Света были продиктованы европейской модой: так, колониальный стиль (1700–1780) возник как адаптация британской классики периода правления королевы Анны c темной деревянной мебелью по мотивам каталогов Томаса Чиппендейла.

Картина The Music Lesson. Автор: John George Brown, 1870. Пример викторианского интерьера.

Во время войны за независимость в моду вошла не только французская философия (Вольтер, Монтескье, Руссо), но и неоклассическая архитектура Людовика XVI. В новой, независимой Америке этот стиль стали называть “федеральным”: к нему относятся, например, палладианское здание Белого дома и усадьба Монтичелло, построенная Томасом Джефферсоном, третьим президентом США и архитектором-самоучкой. Пышные, торжественные федеральные интерьеры были наполнены строгой классической мебелью с выверенными пропорциями и богатой отделкой.

Усадьба Монтичелло, архитектор Томас Джефферсон.

Усадьба Монтичелло, архитектор Томас Джефферсон.

Идеализм начала XIX века сменился потребительским буйством: промышленная революция принесла американцам богатство и возможность украшать свои дома без оглядки на рациональную философию отцов-основателей. Эклектичная архитектура и интерьеры викторианского периода изобиловали причудливыми, а порой и откровенно эксцентричными стилевыми заимствованиями. Состоятельные американские промышленники строили дома в стиле французской классики, итальянского Возрождения, готики и романики. Их особняки имитировали древнегреческие храмы, средневековые фахтверковые постройки, замки с башнями и брутальными каменными фасадами и тюдоровские коттеджи.

Усадьба Монтичелло, архитектор Томас Джефферсон.

Усадьба Монтичелло, архитектор Томас Джефферсон.

Декоративное разнообразие дополнялось новыми типами домов, специфичными для отдельных регионов Соединенных Штатов. Просторные усадьбы, принадлежавшие владельцам плантаций на юге, были окружены крытыми террасами и галереями. Деревянные дома-солонки Новой Англии отличались крышей с асимметричными скатами, один из которых почти достигал земли. По всей стране стали появляться коттеджи в гонтовом стиле (с отделкой крыши и фасада деревянными дощечками) — идеальные загородные дома для патриархальной американской семьи.

Плантация сахарного тростника Oak Alley Plantation Vacherie, построена в 1839 году архитектором Жозефом Пилле в Луизиане. Главный дом выполнен в неогреческом стиле, и 28 дорических колонн, окружающих фасад здания, романтично перекликаются с 28 дубами на аллее, ведущей к дому.

Интерьеры плантации Oak Alley Plantation Vacherie, 1839.

Дубовая аллея на территории плантации Oak Alley Plantation Vacherie, 1839.

Emlen Physick House, 1878, Нью-Джерси. Пример викторианской архитектуры.

Isaac Bell House Newport, Род-Айленд. Пример викторианской архитектуры.

Взрывоопасная смесь образов, характерная для викторианского стиля, требовала упорядочения и осмысления, и в Америке появились первые декораторы и интерьерные критики. “Архитектура и декор бродят с 1800 года в лабиринте сомнительной эклектики, и расставить все по местам поможет только изучение лучших образцов для подражания”, — писала в конце XIX века Эдит Уортон, известная американская романистка, светская львица и талантливый декоратор. Этот труд она взяла на себя и издала с помощью своего архитектора Огдена Кодмана ультимативный гид по дизайну грамотных интерьеров и хорошему вкусу — The Decoration of Houses (1897).

Glessner House Chicago, Иллинойс. Пример викторианского интерьера в стиле Arts & Crafts.

Писательница и декоратор Эдит Уортон.

Universal History Archive/UIG via Getty Images

Усадьба Эдит Уортон The Mount.

Уортон стала первой, кто сформулировал и собрал в одном месте правила, ставшие каноном традиционного американского стиля. Взяв за основу принципы классической французской и итальянской архитектуры (Уортон с мужем постоянно путешествовали по Европе) и добавив к ним американский здравый смысл, она учила соотечественников азам: роли пропорций, красоте симметрии, важности архитектурного единства, практичного подхода к планировке и стилевой выдержанности.

Усадьба Эдит Уортон The Mount.

Усадьба Эдит Уортон The Mount.

Эти идеи писательница воплотила в интерьерах собственных домов: летней усадьбы Land's End, особняка на Пятой Авеню и поместья The Mount в Массачусетсе. Они выделялись на фоне мрачных и захламленных викторианских особняков того времени своими светлыми стенами, умеренным количеством декора и рациональными планировками.

Усадьба Эдит Уортон The Mount.

Эклектичный стиль второй половины XIX века вызывал отторжение и у “первого профессионального декоратора Америки” Элси де Вольф. В своих воспоминаниях After All (1935) она описывает эпизод, когда девочкой вернулась из школы и была поражена новыми обоями по дизайну Уильяма Морриса, которыми ее мать оклеила комнату. “Они такие уродливые!” — повторяла она в отчаянии. Борьба с “уродством” — так она определяла викторианскую эклектику с ее декоративной избыточностью и стиль искусств и ремесел с его плотными орнаментами и темными цветами — стала лейтмотивом жизни де Вольф. Как и Эдит Уортон, ее привлекали изящество, праздничность и комфорт французских классических интерьеров.

Дизайнер Элси де Вольф.

В отделке нью-йоркской квартиры, которую она делила со своей партнершей по “бостонскому браку” Бесси Марбери, де Вольф использовала светлые плинтусы, лепные элементы, стеновые панели и двери, отказалась от тяжелых драпировок, обставила комнаты белой мебелью вместо традиционной темно-коричневой, придала пространству объем и воздушность с помощью крупных зеркал.

Дом Элси де Вольф и Бесси Марбери в Нью-Йорке, 1900.

H.N. Tiemann/The New York Historical Society/Getty Images

Новизна обращения с классическими стилями в начале XX века открыла множество возможностей для декораторов, которых не привлекали ар-деко и модернизм. В соответствии с образом жизни состоятельных американцев, классика заняла не одну, а сразу две ниши: консервативный стиль кантри был идеальным решением для загородных домов и коттеджей в пригородах, а динамичное и остроумное новое барокко подходило для городских квартир и особняков, модных клубов, ресторанов и отелей.

Сюит по проекту Элси де Вольф в St. Regis в Нью-Йорке на обложке House & Garden.

Urban Weis/Condé Nast via Getty Images

Cледующий проект первой американской женщины-декоратора и в прошлом актрисы Элси де Вольф — женский клуб Colony (1905) — показал Нью-Йорку, каким может быть классический интерьер, и обеспечил де Вольф известность и новые заказы. Уверенно ориентируясь в богатом декоративном вокабуляре, который включал британский набивной ситец и строгие орнаменты в полоску, шинуазри и тромп-лей, колониальную плетеную мебель и европейский антиквариат, де Вольф привнесла в американский традиционный стиль легкость и игривость. “Я открыла двери и окна Америки и впустила внутрь воздух и солнечный свет”, — говорила она. Элси де Вольф пользовалась огромной популярностью и в какой-то момент была самым известным декоратором в мире. Среди ее клиентов были такие люди, как Конде Наст, герцогиня Виндзорская, и огромное количество звезд Голливуда.

Гала-прием Circus Ball на Villa Trianon в Версале, хозяйка виллы и вечера — декоратор Элси де Вольф.

Интерьер Vertes Suite в нью-йоркском отеле The Plaza по проекту Элси де Вольф, 1946. На проект сюита было потрачено 18 000 долларов.

Dmitri Kessel/The LIFE Picture Collection/Getty Images

По удивительному стечению обстоятельств, признанными королевами американской классики середины XX века стали две талантливые женщины, которые были не только двоюродными сестрами, но еще и тезками: обеих звали Дороти. Дороти Мэй Пэриш, более известную как Систер Пэриш, называли “матерью американского кантри”, а ее кузина Дороти Дрейпер заложила основы гламурного стиля, известного как современное барокко и голливудское регентство.

Интерьер гостевой комнаты в доме Систер Пэриш в Мейне, созданном по ее проекту.

Систер Пэриш (прозвище Cестра, полученное от одного из братьев, со временем заменило ей имя) принадлежала к одной из старейших нью-йоркских семей, но стать декоратором решила из-за банкротства мужа. Обладая не просто богатыми знаниями о классических интерьерах, мебели и декоре, но и инстинктивным чувством меры, она сумела создать специфический стиль, который взял лучшее от викторианского периода и адаптировал под американские нужды французскую провинциальную классику и эстетику британских поместий.

Американский декоратор Систер Пэриш в своей нью-йоркской квартире.

Название “кантри” не означает, что интерьеры Пэриш были деревенскими. Напротив, оно отсылает к аристократичной культуре усадебных домов, которые должны были быть роскошными, но не вычурными, уютными, но не душными, традиционными, но не скучными. Именно такого результата добивалась Пэриш — для нее истинным удовольствием было комбинировать ностальгические мотивы так, чтобы даже новая комната казалась обжитой несколькими поколениями семьи.

“Инновация часто заключается в умении заглянуть в прошлое и выбрать все хорошее, красивое, полезное и долговечное”, — говорила она. Светлые крашеные полы и расписная мебель, набивные ситцы и плетеные корзины, вязаные коврики и вышитые подушки стали классикой американской загородной жизни благодаря декораторскому таланту Систер Пэриш. Среди ее клиентов были самые состоятельные и известные семьи Америки — Асторы, Вандербильты, Гетти, Рокфеллеры, а в 1960 году Джеки Кеннеди пригласила ее оформить интерьеры Белого дома.

“Овальный кабинет” в Белом доме. Интерьер по проекту Систер Пэриш.

Двоюродная сестра Пэриш Дороти Дрейпер была первым американским декоратором, открывшим полноценное дизайн-бюро: оно называлось Architectural Clearing House и было основано в 1925 году. Это был дерзкий шаг для женщины, выросшей в консервативной атмосфере аристократической нью-йоркской семьи, но успех пришел к ней мгновенно.

Курорт The Grienbrier в Уайт-Салфер-Спрингс, штат Западная Виржиния. Курорт был построен в 1778 году и с тех пор претерпел множество изменений. В 1942 году в нем был организован госпиталь для военных, а уже в 1946 году он вернулся к предыдущим владельцам — компании Chesapeake & Ohio Railway, которые заказали новый проект интерьера декоратору Дороти Дрейпер. В разное время курорт посещали двадцать шесть президентов США, принц Монако Ренье III, принцесса Грейс Келли, Уоллес Симпсон, Индира Ганди и другие высокопоставленные особы.

Уникальное чувство цвета Дрейпер и ее талант придумывать неожиданные сочетания были и раньше известны в кругу друзей, а после нескольких удачных проектов (в том числе драматическая переделка апартаментов на Саттон-Плейс в Нью-Йорке) она стала по-настоящему востребована. Попытки дать определение ее эклектичному стилю связывают его с французским барокко и рококо, дополненными личными декораторскими изобретениями Дрейпер. Они стали известны как The Draper Touch — смелые, выразительные декоративные приемы, которые мгновенно становились популярными.

Интерьер салона в отеле The Greenbier по проекту Дороти Дрейпер.

Будучи верной поклонницей контраста между черным и белым, Дрейпер придумала плиточные полы с шахматной раскладкой, которые сегодня можно встретить в каждом втором классическом интерьере. Графичные черно-белые комбинации она дополняла яркими цветовыми пятнами: фиолетовыми, голубыми, малиновыми. Ей нравились фривольные очертания мебели в стиле Людовиков, но казались скучными консервативные деревянные поверхности, поэтому она часто покрывала предметы глянцевым черным или белым лаком.

Номер отеля Carlyle в Нью-Йорке по проекту Дороти Дрейпер.

В числе других ее ноу-хау — ярко-красные входные двери, обои и ткани с махровыми розами и выкраска стен в очень широкую вертикальную полоску. Стиль Дрейпер, которая оформила за тридцать лет своей карьеры множество отелей, курортов и ресторанов по всей стране, полюбился новой американской элите в Голливуде и к середине XX века стал новой классикой — выразительной, непыльной, открытой к индивидуальным трактовкам. “Ваш дом — это декорации к вашей жизни, неважно, дворец это или однокомнатная квартира, — говорила она. — Он должен быть по-настоящему вашим, отражать уникальные черты вашей личности”.

Фрагмент бального зала в отеле The Greenbier по проекту Дороти Дрейпер.

Бассейн в отеле The Greenbier по проекту Дороти Дрейпер.

Фото: GettyImages; TASS