Как начать коллекционировать искусство: советы Александра Щуренкова

Хотите стать коллекционером, но не знаете, с чего начать? Мы попросили профессионалов арт-рынка поделиться личным опытом — в первом материале своими советами делится художник, журналист и коллекционер Александр Щуренков.
Как начать коллекционировать искусство советы Александра Щуренкова

Александр Щуренков, художник, журналист и коллекционер

1. Главное, о чем стоит сказать сразу: коллекционирование не имеет ничего общего с инвестициями. Первое всегда по любви, второе — по расчету. Коллекционером может двигать желание помочь молодым художникам или галеристам, стремление собрать определенный срез актуального искусства или же просто все, что нравится. У некоторых коллекционеров есть определенная тема: кто-то покупает только работы на бумаге, кто-то ставит временные рамки, в которые должна быть создана работа, другие могут выбрать, к примеру, протестное, феминистское искусство или затрагивающее другие важные темы.

Картина Ивана Плюща Room 7, холст, масло, галерея Anna Nova.

Собирать можно и изображения цветов, пейзажи, портреты — в конечном счете, чтобы стать настоящим коллекционером, не важно, что собирать. Главное — делать это регулярно из любви к искусству и без желания обогатиться. У инвесторов же другой путь: искусство в их портфеле неумолимо должно расти в цене. Они постоянно покупают и перепродают. Любовь здесь, конечно, тоже есть — к деньгам, а не к искусству, и это главное отличие одной группы людей, обзаводящихся искусством, от другой.

Фотография Леонида Сорокина Ferry из серии UK, 18 000 руб., галерея Sample.

2. После того как обозначилась неуемная жажда покупать что-то для коллекции, но вы не знаете, с чего начать, нужно вернуться к вопросу о деньгах. Сколько вы готовы тратить на искусство в месяц или год? Простой пример. Если есть 10 000 рублей свободных средств ежемесячно — то это уже отличный старт. Если больше — еще лучше, но основной принцип от этого не изменится. Сергей Гущин, основатель галереи Fragment, советует помимо финансового ответить себе еще на один вопрос: как часто вам хочется купить что-то новое? От этого будет зависеть дальнейшая стратегия. Если достаточно одного или двух раз в год, то копите деньги и покупайте более дорогое искусство по максимальной для себя цене.

Фотография “Метаморфозы VI” Лены Цибизовой, 20 000 руб., галерея Sample.

3. В России доступное искусство молодых, но перспективных художников найдется на онлайн-платформе Sample Art или в некоторых галереях, где за небольшие деньги можно будет купить небольшую живопись или лист графики художника, имя которого уже на слуху. Ходите на студенческие выставки и приобретайте работы там — для будущих, возможно, известных художников это станет нужным стимулом, чтобы продолжать творить, а вы сможете обзавестись полноценным уникальным произведением искусства по цене выпущенного бесконечным тиражом пос­тера из IKEA.

Стоит также регулярно посещать различные принт-маркеты — там всегда можно найти тиражную графику молодых и признанных художников, выпущенную в небольшом количестве экземпляров. Еще один способ пополнения коллекции — благотворительные аукционы. Часть работ там уходит выше рыночной стоимости, но очень часто некоторые из них остаются недооцененными. Покупая их, вы не только помогаете благому делу, но и пополняете свою коллекцию.

Фотография Леонида Сорокина Iron Chain из серии Moscow — Biarritz, 15 000 руб., галерея Sample.

4. Не стоит покупать литографии, офорты и прочую тиражную графику известных мастеров вроде Пикассо, Шагала, Дали или Миро, напечатанную не при жизни автора, не подписанную ими лично и выпущенную очень большим тиражом. Их продают за 40–350 тысяч рублей — и это деньги, выброшенные на ветер. Чтобы из того, что сейчас предлагают, выбрать нечто стоящее, потребуется помощь профессио­нала или огромные знания тиражной графики. Но в ценовом диапазоне до миллиона рублей с именами обозначенных выше авторов редко удается найти нечто стоящее.

Работа Пацифико Силано, Fragment Gallery.

5. Хороший коллекционер — образованный коллекционер. Больше читайте и смотрите, общайтесь с художниками и галеристами. Только так вы сможете начать разбираться в искусстве и понимать, где стоящие работы, а где те, мимо которых лучше пройти.

Книга Сергея Гущина и Александра Щуренкова, выпущенная издательством “АСТ” в 2018 году.

6. Знаменитый коллекционер Жан Пигоцци начал собирать свою коллекцию в 1980-х. Тогда он бросался на громкие имена, пытался заполучить хоть что-то — будь то салфетка с подписью Энди Уорхола или клочок бумаги с черточкой Кита Харинга, отдавал за это все свободные деньги. Известный коллекционер Чарльз Саатчи как-то сказал ему: “Покупай лучшую работу, какую только сможешь себе позволить (а если не можешь, то не покупай: лучше ничего, чем плохая или средняя работа в коллекции)”.

Тиражная графика “Пекло” Анны Цой, 13 000 руб., галерея Sample.

Поэтому если какой-то художник вам нравится, то берите сразу несколько работ. Впоследствии, если цена на художника вырастет, можно будет что-то продать и купить на эти деньги еще немного молодого искусства. Так ваша коллекция будет пополняться уже не только из собственных средств.

Работа Андрея Кузькина “Не важно”, холст, акрил, галерея Anna Nova.

Фото: архив пресс-службы