
Александр Щуренков, художник, журналист и коллекционер
1. Главное, о чем стоит сказать сразу: коллекционирование не имеет ничего общего с инвестициями. Первое всегда по любви, второе — по расчету. Коллекционером может двигать желание помочь молодым художникам или галеристам, стремление собрать определенный срез актуального искусства или же просто все, что нравится. У некоторых коллекционеров есть определенная тема: кто-то покупает только работы на бумаге, кто-то ставит временные рамки, в которые должна быть создана работа, другие могут выбрать, к примеру, протестное, феминистское искусство или затрагивающее другие важные темы.
Собирать можно и изображения цветов, пейзажи, портреты — в конечном счете, чтобы стать настоящим коллекционером, не важно, что собирать. Главное — делать это регулярно из любви к искусству и без желания обогатиться. У инвесторов же другой путь: искусство в их портфеле неумолимо должно расти в цене. Они постоянно покупают и перепродают. Любовь здесь, конечно, тоже есть — к деньгам, а не к искусству, и это главное отличие одной группы людей, обзаводящихся искусством, от другой.
2. После того как обозначилась неуемная жажда покупать что-то для коллекции, но вы не знаете, с чего начать, нужно вернуться к вопросу о деньгах. Сколько вы готовы тратить на искусство в месяц или год? Простой пример. Если есть 10 000 рублей свободных средств ежемесячно — то это уже отличный старт. Если больше — еще лучше, но основной принцип от этого не изменится. Сергей Гущин, основатель галереи Fragment, советует помимо финансового ответить себе еще на один вопрос: как часто вам хочется купить что-то новое? От этого будет зависеть дальнейшая стратегия. Если достаточно одного или двух раз в год, то копите деньги и покупайте более дорогое искусство по максимальной для себя цене.
3. В России доступное искусство молодых, но перспективных художников найдется на онлайн-платформе Sample Art или в некоторых галереях, где за небольшие деньги можно будет купить небольшую живопись или лист графики художника, имя которого уже на слуху. Ходите на студенческие выставки и приобретайте работы там — для будущих, возможно, известных художников это станет нужным стимулом, чтобы продолжать творить, а вы сможете обзавестись полноценным уникальным произведением искусства по цене выпущенного бесконечным тиражом постера из IKEA.
Стоит также регулярно посещать различные принт-маркеты — там всегда можно найти тиражную графику молодых и признанных художников, выпущенную в небольшом количестве экземпляров. Еще один способ пополнения коллекции — благотворительные аукционы. Часть работ там уходит выше рыночной стоимости, но очень часто некоторые из них остаются недооцененными. Покупая их, вы не только помогаете благому делу, но и пополняете свою коллекцию.
4. Не стоит покупать литографии, офорты и прочую тиражную графику известных мастеров вроде Пикассо, Шагала, Дали или Миро, напечатанную не при жизни автора, не подписанную ими лично и выпущенную очень большим тиражом. Их продают за 40–350 тысяч рублей — и это деньги, выброшенные на ветер. Чтобы из того, что сейчас предлагают, выбрать нечто стоящее, потребуется помощь профессионала или огромные знания тиражной графики. Но в ценовом диапазоне до миллиона рублей с именами обозначенных выше авторов редко удается найти нечто стоящее.
5. Хороший коллекционер — образованный коллекционер. Больше читайте и смотрите, общайтесь с художниками и галеристами. Только так вы сможете начать разбираться в искусстве и понимать, где стоящие работы, а где те, мимо которых лучше пройти.
6. Знаменитый коллекционер Жан Пигоцци начал собирать свою коллекцию в 1980-х. Тогда он бросался на громкие имена, пытался заполучить хоть что-то — будь то салфетка с подписью Энди Уорхола или клочок бумаги с черточкой Кита Харинга, отдавал за это все свободные деньги. Известный коллекционер Чарльз Саатчи как-то сказал ему: “Покупай лучшую работу, какую только сможешь себе позволить (а если не можешь, то не покупай: лучше ничего, чем плохая или средняя работа в коллекции)”.
Поэтому если какой-то художник вам нравится, то берите сразу несколько работ. Впоследствии, если цена на художника вырастет, можно будет что-то продать и купить на эти деньги еще немного молодого искусства. Так ваша коллекция будет пополняться уже не только из собственных средств.