Пьер Жаннере: 125 лет со дня рождения швейцарского архитектора и дизайнера

От скромного архитектора до автора самых дорогих предметов интерьера современности — вспоминаем биографию и творения Пьера Жаннере.
Пьер Жаннере 125 лет со дня рождения швейцарского архитектора и дизайнера

Личность Пьера Жаннере всегда бок о бок идет с именем его двоюродного брата Шарль-Эдуара Жаннере, которого весь мир узнал под псевдонимом Ле Корбюзье. Многие отводят Пьеру роль правой руки своего кузена, и это на самом деле было так, однако сам Жаннере был также на все руки мастер.

Пьер Жаннере на строительной площадке в Чандигархе, Индия, 1955 год.

Пьер Жаннере родился 22 марта 1896 года в Женеве. Когда его старший кузен, на тот момент еще Шарль-Эдуард Жаннере, в 1914 году открывает собственную мастерскую, Пьер только изучает архитектуру в Школе изящных искусств и проявляет себя как старательный студент и отменный художник. Получив образование, Пьер переезжает из Женевы в Париж и, следуя по стопам двоюродного брата, работает и изучает архитектуру в фирме братьев Перре. Тогда же обнаруживается его тяга к дизайну: Жаннере становится автором обложек для журнала L'Esprit Nouveau (фр. “Новый дух”), который Ле Корбюзье основал со своим приятелем художником Амеде Озанфаном в 1920 году.

Пьер Жаннере и Ле Корбюзье в Чандигархе.

С этого момента два брата начинают работать вместе. Их объединяют общие взгляды на архитектуру и общая амбициозная идея — возвести “современный город на три миллиона жителей” (позже этому замыслу Ле Корбюзье придаст четкую форму в проекте “Лучезарный город” и частично воплотит в жизнь при строительстве жилой единицы в Марселе и индийского города Чандигарх). За почти двадцать лет сотрудничества кузены вместе возведут такие памятники архитектуры XX века, как вилла Ла Рош/Жаннере, вилла Савой, офисный блок Центросоюза и Дворец Советов в Москве. Их авторство неизменно будет предписываться Ле Корбюзье как главному архитектору, в то время как первый собственный проект Пьера Жаннере будет все еще впереди.

Вилла Савой.

Параллельно с архитектурой тандем также увлекается предметным дизайном — новым зданиям нужна новая обстановка. На Осеннем салоне 1929 года в Париже свету были представлены стол, шкафы, кресло с откидной спинкой и шезлонг, разработанные совместно с Шарлоттой Перриан. Необычные предметы с обнаженным металлическим каркасом и в отделке из искусственной кожи как нельзя лучше подходили проектам в модернистском стиле.

Шарлотта Перриан на шезлонге, 1928–1929 (Le Corbusier, Jeanneret C Perriand, 1928). Paris, 2019.

Даже когда его дороги с Ле Корбюзье расходятся, Пьер Жаннере находит себе компаньонов в лице Жана Пруве, Жоржа Бланшона и Доминго Эскорсы, с которыми разрабатывает архитектурные проекты и совместные коллекции мебели. Последнее особенно захватывает воображение Пьера, и в 1956 году он при помощи американского скульптора Александра Колдера улетает в США, где заключает контракт с компанией Knoll. Так в массовое производство поступает кресло-модель 92, которое благодаря форме и в особенности ножкам получило название Scissors и стало популярно во всем мире.

Казалось бы, это уже можно считать успехом, но Пьера Жаннере ждал еще один, самый крупный проект. В отношениях между двоюродными братьями наконец наступила оттепель, и в 1952 году Ле Корбюзье предложил Жаннере принять участие в постройке настоящего города. Работа над индийским Чандигархом была для Пьера не просто знаковой, она была судьбоносной. Вместе с Джейн Дрю и Максвеллом Фраем Пьер Жаннере стал старшим архитектором города. Под руководством Ле Корбюзье команда создала генплан города и спроектировала жилой сектор и основные административные здания. Чандигарх получился детищем архитекторов-мечтателей, созданным по образу и подобию живого существа: “головой” служит администрация города, “сердцем” ― развлекательный центр города, “легкими” ― парки и зеленые зоны с искусственным озером.

Жилой дом Type 4-J, Чандигарх, Пьер Жаннере.

И в это детище Пьер Жаннере вложил всю свою душу. Он занимался разработкой мебели для общественных зданий Чандигарха, независимо от того, кто считался архитектором постройки. Материалы Жаннере выбрал местные ― тик, палисандр, бамбук, ― сам создавал чертежи и первые экземпляры, а дальнейшее производство доверял местным ремесленникам. Уже потом, в начале XXI века, когда учреждения города решат обновить интерьеры, многие предметы попадут в Европу и США и будут оценены сполна.

Кресло и скамья по проекту Пьера Жаннере от Cassina.

Именно в Чандигархе Пьер Жаннере возвел здание необычной трехконечной формы ― культурный центр Gandhi Bhawan. Это одно из немногих зданий, авторство которого целиком и полностью предписано Жаннере. За вклад в появление и развитие города Пьеру Жаннере предложили звание главного архитектора, которое он, конечно же, принял. Жаннере остался в Чандигархе и только спустя более чем 10 лет после начала строительства, в 1965 году, он возвращается в Швейцарию. В 1967 году его не станет; последней волей архитектора и дизайнера Пьера Жаннере будет возвращение в Чандигарх ― его прах развеют над озером Сукхна.

Можно подумать, что Пьер Жаннере всегда был в позиции “догоняющего”: он был младше Ле Корбюзье на девять лет и на своем пути к творчеству и архитектуре уже видел массивные следы старшего брата. Однако для Пьера это никогда не было спринтерским забегом: еще с юношеских лет он предпочитал двигаться своим ходом, на велосипеде, и даже в почтенном возрасте по дорогам Чандигарха он передвигался именно так ― на велосипеде и с улыбкой.

Культурный центр Gandhi Bhawan, Пьер Жаннере.

Фото: GETTY IMAGES/Архив пресс-службы