47-roninov-vystavka-yaponskoj-gravyury-iz-kollekcii-kirilla-daneliya
События

“47 ронинов”: выставка японской гравюры из коллекции Кирилла Данелии

13 Декабря 2019 - 26 Января 2020.
Москва

История о верности и чести в произведениях художников разных школ и направлений.

AD Magazine

История о 47 ронинах хорошо известна на Западе благодаря многочисленным экранизациям: это один из самых ярких сюжетов, отражающих японское представление о чести. Ронин — это самурай без господина, человек, отпущенный в свободное плавание. В переводе с японского ронин — это “человек-волна”. Положение ронинов было незавидным. Во-первых, они не получали жалованья. Во-вторых, не пользовались уважением: все понимали, что этого человека либо прогнали со службы за какой-то серьезный проступок, либо он не смог спасти своего господина от смерти, что совсем плохо. Это маленькое вступление к истории 47 ронинов.

“47 ронинов”: выставка японской гравюры из коллекции Кирилла Данелии - фото 1

21 апреля 1701 года молодой князь Асано Наганори, не выдержав насмешек церемониймейстера при дворе сегуна (императора Японии), ударил его мечом, но не убил, а лишь ранил. За это его приговорили к сэппуку, имение конфисковали, а бывших вассалов объявили ронинами. Церемониймейстер не пострадал, хотя тоже заслуживал наказания. Самураи, потерявшие своего господина, не могли смириться с несправедливостью и решили отомстить. Почти полтора года они готовились к мести и наконец в ночь с 30 на 31 января ворвались в дом церемониймейстера и убили его и его охрану.

“47 ронинов”: выставка японской гравюры из коллекции Кирилла Данелии - фото 2

Сегун не сразу принял решение по этому вопросу. С одной стороны, месть за убитого господина считалась священным долгом самурая. С другой стороны, ронины вступили в преступный сговор, чтобы убить придворного чиновника. В результате ронинов приговорили к сэппуку, то есть позволили им уйти из жизни так же, как ушел их сюзерен.

“Юрий Анненков. Революция за дверью”: выставка в Музее русского импрессионизма
Может быть интересно
“Юрий Анненков. Революция за дверью”: выставка в Музее русского импрессионизма

История 47 ронинов начала обрастать мифами сразу после того, как самураев похоронили. Мифы стали источником вдохновения для рассказчиков коданся, а их рассказы, в свою очередь, — основой для пьес кабуки и дзёрури, любимых жанров японского театра. Успех новых представлений сделал неизбежным появление гравюр с изображением верных ронинов. Такие листы были памятным сувениром для тех, кто посетил представление, или сообщали о театральной новинке, которую непременно стоило увидеть.

“47 ронинов”: выставка японской гравюры из коллекции Кирилла Данелии - фото 3

В Музее Востока можно будет увидеть более шестидесяти гравюр XIX века, созданных на этот популярный сюжет. Среди представленных на выставке художников — Утагава Кунисада (Тоёкуни III; 1786–1865), Утагава Куниёси (1798–1861), Тоёхара Тиканобу (1838–1912) и другие. Многие гравюры будут представлены в России впервые.

Читайте также