13 МАРТА 2020 - 13 СЕНТЯБРЯ 2020. МОСКВА
В 1923 году Илья Ильф переехал из Одессы в Москву и быстро полюбил столицу. Но он застал ее в тот момент, когда облик стремительно менялся: город расширяли, здания сносили, на их местах возникали новые сооружения. Исчезали монастыри и церкви, крепостные стены и водонапорные башни, на месте которых прокладывались проспекты, строились наркоматы, дома культуры и павильоны станций метро.
В 1929 году Илья увлекся фотографией и запечатлел город глазами обычного горожанина: он наблюдал уничтожение Сухаревой башни, исчезновение Сретенского монастыря, со своего балкона он даже снял разрушение храма Христа Спасителя.
Изменениям в городе посвящена часть экспозиции на цокольном этаже Центра Гиляровского. Здесь посетитель может рассмотреть интерактивную инсталляцию, повествующую о разрушенных в 1920–1930-е годы сооружениях столицы.
На первом этаже гостей встречает классическая подъездная дверь, за которой начинается “город”. Эту дверь по просьбе координатора выставки Риты Басалаевой принес ценитель старины Роман Нилов — она стояла в одном из домов конструктивистского жилого квартала 1920-х в районе Русаковской улицы, который сносят прямо сейчас. Это напоминание о том, что разрушение в столице продолжается до сих пор.
За дверью — пространство, в котором собрано около девяноста фотографий Ильфа, сопровождаемых инсталляциями из гибкого неона. На втором этаже — коридор, где гости смогут ознакомиться с фотографиями людей в городе и документами в выдвижных ящиках. В центре этой части экспозиции — окно, в котором можно увидеть мебель из Дома на набережной.
Выставочный проект “Илья Ильф — одесский москвич! Писатель с фотоаппаратом” — еще один шаг в исследовании жизни и творчества Ильфа. Он сделан в партнерстве с Музеем Михаила Булгакова, где в рамках выставки “Илья Ильф — прописан в Москве!” была реконструирована первая московская комната писателя. Художником-архитектором обеих выставок является Анна Румянцева.
Фото: архив пресс-службы





