1 ФЕВРАЛЯ 2020 - 1 МАРТА 2020. МОСКВА
“Русская сказка от Васнецова до сих пор” в Новой Третьяковке
22 февраля — 10 мая
Третьяковка обещает иммерсивную выставку — зрители будут путешествовать по русским сказкам не только в воображении, но и физически. При создании экспозиции использованы современные технологии. Помимо известных произведений Виктора Васнецова, Ивана Билибина, Михаила Врубеля и Василия Поленова можно будет увидеть работы Владимира Мамышева-Монро и Роберта Уилсона, режиссера спектакля “Сказки Пушкина” в Театре наций.
“Юрий Анненков. Революция за дверью” в Музее русского импрессионизма
13 февраля — 24 мая
Жизнь Юрия Анненкова, как и многих его современников, разделилась на две части — до эмиграции и после. Наиболее известные, прославившие его вещи он создал в России, и многие из них можно будет увидеть на выставке: портреты Ахматовой и Чуковского, Горького и Айседоры Дункан, а также новых героев времени — Троцкого и Луначарского. Во второй части экспозиции собраны театральные проекты Юрия Анненкова: в качестве сценографа он работал с Николаем Евреиновым и Всеволодом Мейерхольдом, придумывал декорации для массовых зрелищ в Петрограде.
Третья часть представляет Анненкова — иллюстратора и карикатуриста (самая знаменитая его работа в этой области — рисунки к поэме Блока “Двенадцать”). Название выставки взято из книги воспоминаний, которую художник написал во Франции. Работы, созданные в этот период его жизни, в России будут показаны впервые.
Александр Родченко в Центре фотографии имени братьев Люмьер
24 января — 5 апреля
Александр Родченко начал снимать в 1924 году и сразу же стал искать возможность изменить привычный взгляд человека на окружающее. Такие приемы, как съемка с непривычного ракурса (сверху вниз и снизу вверх), диагональная композиция, придающая кадру динамику, съемка детали крупным планом и тонкая работа со светотенью сегодня называют “родченковскими”. В центре фотографии выставлены 58 тщательно отобранных работ Родченко: это серебряно-желатиновые отпечатки, сделанные с оригинальных негативов автора. Сокуратор выставки — внук Родченко и главный специалист по его творчеству Александр Лаврентьев.
Лекции по архитектуре московского метро в Музее архитектуры
28 января — 14 апреля
Музей архитектуры открыл цикл лекций “Архитектура московского метро: история и современность в мировом контексте”. Первые проекты создания “подземки” в Москве появились в конце XIX века, однако все они остались лежать под сукном. Первая линия метро была запущена 15 мая 1935 года. Первые тринадцать станций и их дворцовое убранство, унификация архитектуры метро в эпоху оттепели, “третий путь” в проектировании станций 1960–1980-х годов и неоднозначные архитектурные решения постсоветского времени — все это темы двенадцати лекций. С программой можно познакомиться на сайте музея.
“Эхо экспрессионизма” в Русском музее
22 января — 8 марта
В Мраморном дворце открыта большая выставка, показывающая, как развивалось неофициальное ленинградское искусство в послевоенную эпоху. В экспозиции — около 200 произведений 59 художников и скульпторов: Александра Арефьева, Владимира Шагина, Рихарда Васми, Соломона Гершова, Любови Холиной, Георгия Траугота, Пелагеи Шуриги, Михаила Шемякина, Бориса Кошелохова, Тимура Новикова и многих других.
“Дар Марата” в Новой Третьяковке
15 февраля — 10 марта
“Дар Марата” — это 50 работ из личной коллекции Марата Гельмана, основателя одной из первых в России частных галерей, которые он дарит Третьяковке. В их числе инсталляция Ильи Кабакова, работы главных московских акционистов Олега Кулика и Анатолия Осмоловского, нео-поп-арт Владимира Дубосарского и Александра Виноградова, фотоперформансы Владимира Мамышева-Монро, комикс-панорама Гоши Острецова и сюрреалистические фантасмагории AES+F.
В коллекции есть и работы современных украинских и казахских художников — на выставке они собраны в отдельный блок. Коллекция была сформирована в середине 1990-х, в те годы, когда Галерея Марата Гельмана активно занималась продюсированием и продвижением художников, открывая одну выставку за другой. Владелец объясняет, что своим даром не только поддерживает интерес Третьяковки к современному искусству, но и отдает долг художникам, с которыми тогда работал.
“За первые четыре-пять лет существования галереи, с 1991 по 1995 год, я как личность полностью изменился. Каждый месяц открывалась новая выставка, я месяц практически 24/7 жил с разными авторами, вникал в их творчество и проблемы — и художники меня заново сформировали. Поэтому я подарил часть коллекции Русскому музею в Питере, Помпиду в Париже и вот сейчас дарю Третьяковке. Это моя благодарность им за самое себя”.
“Полихрония 2” в ММОМА
1 февраля — 22 марта
Вторая часть проекта “Полихрония” — это персональная выставка современного русского художника Димы Филиппова, одного из организаторов московской галереи “Электрозавод”. Выставка называется “В поисках слона” и подводит итоги художественных экспедиций автора по Алтаю, Казахстану и Сибири. Название — отголосок детского переживания, которое повлияло на жизненный путь художника. Однажды он увидел изображение шагающего слона, которое впоследствии стало для него метафорой времени.
Мода, мистические практики и фантазии на тему гиперболоида инженера Шухова в “Гараже”
31 января — 10 мая
В “Гараже” в последний день января открываются сразу три новые выставки. Первую представляет Atelier E.B (“Ателье “Эдинбург — Брюссель”) — это имя, которым подписывают совместные проекты дизайнер Бека Липскомб и художница Люси Маккензи. На выставке, которая называется “Прохожий”, Atelier E.B показывает несколько междисциплинарных объектов, созданным на пограничной территории между модой и современным искусством, а также последнюю коллекцию одежды.
Проект “Мы храним наши белые сны”. Другой Восток и сверхчувственное познание в русском искусстве. 1905–1969” (цитата в названии — из стихотворения Андрея Белого) — результат масштабного исследования, проделанного командой музея “Гараж” совместно с художественным критиком Алексеем Улько (Самарканд) и художницей Александрой Сухаревой (Москва/Дубна). Выставка объединяет 150 произведений искусства, различных артефактов и архивных свидетельств, рассказывающих о практиках людей, состоявших в тайных обществах и закрытых кружках либо разрабатывавших свои индивидуальные творческие проекты, вдохновленные эзотерическими поисками. Многие носители “тайного знания” столкнулись со сталинским террором: люди погибали, оказывались в лагерях, отказывались от убеждений, утрачивали свои архивы.
Третья выставка продолжает серию Garage Atrium Commission: на ней можно увидеть скульптуру польской художницы Моники Сосновской “Упражнения на конструкцию. Сгибание”. Скульптурная инсталляция — результат поездки художницы в Россию, где ее больше всего заинтересовали инженерная виртуозность и визуальная простота сетчатых гиперболоидных конструкций Владимира Шухова. В момент своего появления в конце XIX века гиперболоиды Шухова были образцом технологичности, прочности и легкости. Объект Сосновской лишен этой функциональности: 24-метровая сетчатая конструкция весом около семи тонн опрокинута и втиснута в атриум музея. Согнуть гиперболоид — задача из области инженерной фантастики. Для ее реализации художнице понадобились тестирование прототипа, а затем медленное (больше недели) “истязание” конструкции силой экскаваторов-семидесятитонников.
“Новое время” в Новой Третьяковке
5 февраля — 9 марта
Для Союза художников России это событие знаковое: оно знаменует возвращение периодических выставок в залы на Крымском Валу. Выставка “Новое время” — это попытка ответить на вопрос “Какое оно, молодое поколение?”. В экспозиции 500 работ, которые 350 авторов из восьми российских регионов создали за последние пять лет: живопись, графика, скульптура и новые виды искусства.
По мнению кураторов, выборка позволяет увидеть срез мировоззрения нового поколения творцов, а также познакомиться с молодыми художниками, работающими в регионах. Кроме того, “Новое время” запускает всероссийский молодежный арт-фестиваль с обширной программой поддержки молодого искусства на территории нашей страны.
“Границы облака” в галерее “Граунд Солянка”
6 февраля — 1 марта
Видео-арт художников из Москвы и Нью-Йорка: фантазии Мириам Симун на тему эволюции человека из биологического вида в класс головоногих, съемка с камер-дронов Александры Лерман, 3D анимация Филиппа Вандерхайдена, нейродетективы Максима Максимова и другие работы современных творцов, использующих цифровые технологии, чтобы передать ускользающую суть времени. “Границa облакa” — метеорологическое понятие, которое с помощью автопереводчика трансформируется в edge cloud — термин программирования и “облачных вычислений”.
Фото: архив пресс-службы