Куда сходить в феврале: 10 событий

Послевоенный экспрессионизм Ленинграда, “бродилки” по русским сказкам и современный видео-арт, созданный при помощи цифровых технологий, — февральские выставки объединяет тема времени, которое в разные эпохи идет с разной скоростью.
Куда сходить в феврале 10 событий

1 ФЕВРАЛЯ 2020 - 1 МАРТА 2020. МОСКВА

“Русская сказка от Васнецова до сих пор” в Новой Третьяковке

22 февраля — 10 мая

Третьяковка обещает иммерсивную выставку — зрители будут путешествовать по русским сказкам не только в воображении, но и физически. При создании экспозиции использованы современные технологии. Помимо известных произведений Виктора Васнецова, Ивана Билибина, Михаила Врубеля и Василия Поленова можно будет увидеть работы Владимира Мамышева-Монро и Роберта Уилсона, режиссера спектакля “Сказки Пушкина” в Театре наций.

“Юрий Анненков. Революция за дверью” в Музее русского импрессионизма

13 февраля — 24 мая

Жизнь Юрия Анненкова, как и многих его современников, разделилась на две части — до эмиграции и после. Наиболее известные, прославившие его вещи он создал в России, и многие из них можно будет увидеть на выставке: портреты Ахматовой и Чуковского, Горького и Айседоры Дункан, а также новых героев времени — Троцкого и Луначарского. Во второй части экспозиции собраны театральные проекты Юрия Анненкова: в качестве сценографа он работал с Николаем Евреиновым и Всеволодом Мейерхольдом, придумывал декорации для массовых зрелищ в Петрограде.

Юрий Анненков. Автопортрет. 1919. Холст, масло. Собрание В. А. Дудакова и М. К. Кашуро.

Эскиз декорации к спектаклю “Газ” по пьесе Г. Кайзера, режиссер К. П. Хохлов. Большой драматический театр, Петроград, 1922. Бумага, графитный карандаш, акварель, тушь. 32,5 × 39,2. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства.

Третья часть представляет Анненкова — иллюстратора и карикатуриста (самая знаменитая его работа в этой области — рисунки к поэме Блока “Двенадцать”). Название выставки взято из книги воспоминаний, которую художник написал во Франции. Работы, созданные в этот период его жизни, в России будут показаны впервые.

Юрий Анненков. Катька. Иллюстрация поэме Александра Блока “Двенадцать”. 1918. Бумага, печать. Государственный музей истории российской литературы имени В. И. Даля.

Юрий Анненков. Концовка. 1921. Из книги “Юрий Анненков. Портреты” (Пб., 1922). Собрание М. В. Сеславинского.

Александр Родченко в Центре фотографии имени братьев Люмьер

24 января — 5 апреля

Александр Родченко начал снимать в 1924 году и сразу же стал искать возможность изменить привычный взгляд человека на окружающее. Такие приемы, как съемка с непривычного ракурса (сверху вниз и снизу вверх), диагональная композиция, придающая кадру динамику, съемка детали крупным планом и тонкая работа со светотенью сегодня называют “родченковскими”. В центре фотографии выставлены 58 тщательно отобранных работ Родченко: это серебряно-желатиновые отпечатки, сделанные с оригинальных негативов автора. Сокуратор выставки — внук Родченко и главный специалист по его творчеству Александр Лаврентьев.

Александр Родченко. Лестница. 1929.

Александр Родченко. Поэт Владимир Маяковский. 1924.

Лекции по архитектуре московского метро в Музее архитектуры

28 января — 14 апреля

Музей архитектуры открыл цикл лекций “Архитектура московского метро: история и современность в мировом контексте”. Первые проекты создания “подземки” в Москве появились в конце XIX века, однако все они остались лежать под сукном. Первая линия метро была запущена 15 мая 1935 года. Первые тринадцать станций и их дворцовое убранство, унификация архитектуры метро в эпоху оттепели, “третий путь” в проектировании станций 1960–1980-х годов и неоднозначные архитектурные решения постсоветского времени — все это темы двенадцати лекций. С программой можно познакомиться на сайте музея.

Д. Н. Чечулин, А. Ф. Тархов. Перонный зал. Проект станции метро “Комсомольская площадь” (ныне “Комсомольская” Сокольнической линии). Перронный зал. Перспектива.

И. А. Фомин, Н. Н. Андриканис. Станция метро “Красные Ворота”. 1934–1935. Проект станции метро “Красные Ворота”. Наземный вестибюль. Интерьер нижнего зала.

“Эхо экспрессионизма” в Русском музее

22 января — 8 марта

В Мраморном дворце открыта большая выставка, показывающая, как развивалось неофициальное ленинградское искусство в послевоенную эпоху. В экспозиции — около 200 произведений 59 художников и скульпторов: Александра Арефьева, Владимира Шагина, Рихарда Васми, Соломона Гершова, Любови Холиной, Георгия Траугота, Пелагеи Шуриги, Михаила Шемякина, Бориса Кошелохова, Тимура Новикова и многих других.

Татьяна Глебова. В блокаду. 1942.

Тимур Новиков. Ленинградский пейзаж. 1982.

“Дар Марата” в Новой Третьяковке

15 февраля — 10 марта

“Дар Марата” — это 50 работ из личной коллекции Марата Гельмана, основателя одной из первых в России частных галерей, которые он дарит Третьяковке. В их числе инсталляция Ильи Кабакова, работы главных московских акционистов Олега Кулика и Анатолия Осмоловского, нео-поп-арт Владимира Дубосарского и Александра Виноградова, фотоперформансы Владимира Мамышева-Монро, комикс-панорама Гоши Острецова и сюрреалистические фантасмагории AES+F.

Гоша Острецов. Война и мир.

В коллекции есть и работы современных украинских и казахских художников — на выставке они собраны в отдельный блок. Коллекция была сформирована в середине 1990-х, в те годы, когда Галерея Марата Гельмана активно занималась продюсированием и продвижением художников, открывая одну выставку за другой. Владелец объясняет, что своим даром не только поддерживает интерес Третьяковки к современному искусству, но и отдает долг художникам, с которыми тогда работал.

Сергей Ануфриев. Из серии “Красная нить”.

“За первые четыре-пять лет существования галереи, с 1991 по 1995 год, я как личность полностью изменился. Каждый месяц открывалась новая выставка, я месяц практически 24/7 жил с разными авторами, вникал в их творчество и проблемы — и художники меня заново сформировали. Поэтому я подарил часть коллекции Русскому музею в Питере, Помпиду в Париже и вот сейчас дарю Третьяковке. Это моя благодарность им за самое себя”.

Александр Ройтбурд. Классики и современники. 1993.

“Полихрония 2” в ММОМА

1 февраля — 22 марта

Вторая часть проекта “Полихрония” — это персональная выставка современного русского художника Димы Филиппова, одного из организаторов московской галереи “Электрозавод”. Выставка называется “В поисках слона” и подводит итоги художественных экспедиций автора по Алтаю, Казахстану и Сибири. Название — отголосок детского переживания, которое повлияло на жизненный путь художника. Однажды он увидел изображение шагающего слона, которое впоследствии стало для него метафорой времени.

Мода, мистические практики и фантазии на тему гиперболоида инженера Шухова в “Гараже”

31 января — 10 мая

В “Гараже” в последний день января открываются сразу три новые выставки. Первую представляет Atelier E.B (“Ателье “Эдинбург — Брюссель”) — это имя, которым подписывают совместные проекты дизайнер Бека Липскомб и художница Люси Маккензи. На выставке, которая называется “Прохожий”, Atelier E.B показывает несколько междисциплинарных объектов, созданным на пограничной территории между модой и современным искусством, а также последнюю коллекцию одежды.

Иван Ерофеев
Иван Ерофеев

Проект “Мы храним наши белые сны”. Другой Восток и сверхчувственное познание в русском искусстве. 1905–1969” (цитата в названии — из стихотворения Андрея Белого) — результат масштабного исследования, проделанного командой музея “Гараж” совместно с художественным критиком Алексеем Улько (Самарканд) и художницей Александрой Сухаревой (Москва/Дубна). Выставка объединяет 150 произведений искусства, различных артефактов и архивных свидетельств, рассказывающих о практиках людей, состоявших в тайных обществах и закрытых кружках либо разрабатывавших свои индивидуальные творческие проекты, вдохновленные эзотерическими поисками. Многие носители “тайного знания” столкнулись со сталинским террором: люди погибали, оказывались в лагерях, отказывались от убеждений, утрачивали свои архивы.

Экспозиция выставки "“Мы храним наши белые сны”. Другой Восток и сверхчувственное познаниев русском искусстве. 1905–1969".

Экспозиция выставки "“Мы храним наши белые сны”. Другой Восток и сверхчувственное познаниев русском искусстве. 1905–1969".

Третья выставка продолжает серию Garage Atrium Commission: на ней можно увидеть скульптуру польской художницы Моники Сосновской “Упражнения на конструкцию. Сгибание”. Скульптурная инсталляция — результат поездки художницы в Россию, где ее больше всего заинтересовали инженерная виртуозность и визуальная простота сетчатых гиперболоидных конструкций Владимира Шухова. В момент своего появления в конце XIX века гиперболоиды Шухова были образцом технологичности, прочности и легкости. Объект Сосновской лишен этой функциональности: 24-метровая сетчатая конструкция весом около семи тонн опрокинута и втиснута в атриум музея. Согнуть гиперболоид — задача из области инженерной фантастики. Для ее реализации художнице понадобились тестирование прототипа, а затем медленное (больше недели) “истязание” конструкции силой экскаваторов-семидесятитонников.

Производство инсталляции Моники Сосновской “Упражнения на конструкцию. Сгибание”. 2019. Фото: Иван Ерофеев © Музей современного искусства “Гараж”

Инсталляция Моники Сосновской “Упражнения на конструкцию. Сгибание” в Музее современного искусства "Гараж".

“Новое время” в Новой Третьяковке

5 февраля — 9 марта

Для Союза художников России это событие знаковое: оно знаменует возвращение периодических выставок в залы на Крымском Валу. Выставка “Новое время” — это попытка ответить на вопрос “Какое оно, молодое поколение?”. В экспозиции 500 работ, которые 350 авторов из восьми российских регионов создали за последние пять лет: живопись, графика, скульптура и новые виды искусства.

Свинарева Анастасия. Автопортрет.

По мнению кураторов, выборка позволяет увидеть срез мировоззрения нового поколения творцов, а также познакомиться с молодыми художниками, работающими в регионах. Кроме того, “Новое время” запускает всероссийский молодежный арт-фестиваль с обширной программой поддержки молодого искусства на территории нашей страны.

Бернард Вероника. Слив.

Крылов Владислав. Как зовут. Что нарисовал.

“Границы облака” в галерее “Граунд Солянка”

6 февраля — 1 марта

Видео-арт художников из Москвы и Нью-Йорка: фантазии Мириам Симун на тему эволюции человека из биологического вида в класс головоногих, съемка с камер-дронов Александры Лерман, 3D анимация Филиппа Вандерхайдена, нейродетективы Максима Максимова и другие работы современных творцов, использующих цифровые технологии, чтобы передать ускользающую суть времени. “Границa облакa” — метеорологическое понятие, которое с помощью автопереводчика трансформируется в edge cloud — термин программирования и “облачных вычислений”.

Фото: архив пресс-службы