Куда сходить в феврале: 9 главных выставок и событий

Наконец-то можно посмотреть все, что уже давно приготовили для зрителей музеи. Разумеется, смотреть придется, не снимая маски и соблюдая все правила нового времени.
Куда сходить в феврале 9 главных выставок и событий

1 ФЕВРАЛЯ 2021 - 28 ФЕВРАЛЯ 2021. МОСКВА

Александр Бенуа и его “Мир искусства” в Третьяковке

16 января — 16 мая

Выставка для любителей графики, которая начала превращаться в самостоятельный вид искусства на рубеже XIX и XX веков. Мастера объединения “Мир искусства” подняли ее на невиданную прежде высоту. В экспозиции около двухсот графических листов: работы Александра Бенуа, Льва Бакста, Константина Сомова, Бориса Кустодиева, Сергея Судейкина, Михаила Врубеля.

Александр Бенуа (1870–1960). Купальня маркизы. 1906. Картон, темпера, гуашь, графитный карандаш, фиксатив.

Леонид Пастернак (1862–1945). Концерт Ванды Ландовской. 1907. Бумага, пастель.

Сергей Виноградов в Музее русского импрессионизма

16 января — 31 марта

Персональную выставку певца русской усадьбы Сергея Виноградова, прерванную осенью, решили продлить до конца марта. Впереди достаточно времени, чтобы увидеть шесть десятков полотен, на которых запечатлена жизнь, которой во времена Сергея Виноградова уже не было. В 1924 году он уехал из Советской России, но продолжал писать то, что ему был дорого: полные солнца и зелени московские дворики, дородных купчих у самовара и задумчивых тургеневских девушек, сидящих возле открытого окна.

С. А. Виноградов. Автопортрет. 1922. Государственная Третьяковская галерея.

С. А. Виноградов. Кафе ночью. 1901. Историко-краеведческий и художественный музей, Тула.

С. А. Виноградов. Алупка. 1915–1917. Собрание Михаила Суслова, Москва.

“Миф о Сухаревой башне” в Центре Гиляровского

22 января — 30 мая

В 1934 году руководители СССР отдали приказ снести Сухареву башню, ту самую, которую в народе называли “невестой Ивана Великого”. Башню начали строить по указу Петра I в 1692 году на пересечении оборонительных рубежей Земляного города и дороги в Троице-Сергиеву лавру. Первоначально здесь была полковая изба стрельцов полка Лаврентия Сухарева; позже в башне находилась Школа математических и навигационных наук, астрономическая обсерватория и огромная цистерна с водой, поившая пол-Москвы.

В Центре Гиляровского решили вспомнить об истории и архитектуре утраченной московской достопримечательности и попытках ее восстановить, пока что безуспешных.

Русская портретная живопись XVIII–XIX веков в фонде In Artibus

4 февраля — 25 апреля

Выставка посвящена одному жанру, наиболее сложному, капризному, лукавому, но в итоге и наиболее честному, по мнению кураторов, поскольку этот субъективный жанр не позволяет художнику скрыть свое отношение к миру. В экспозиции семьдесят портретов из собрания музея Тропинина и частных коллекций: работы Василия Тропинина, Федора Рокотова, Владимира Боровиковского, Алексея Венецианова и других мастеров портрета.

Проекты преподавателей ВХУТЕМАСа в Музее архитектуры

26 февраля — 23 мая

Еще один проект, запланированный на осень, но перенесенный из-за пандемии и новых ограничений. Главная идея выставки “ВХУТЕМАС-100. Иллюминаторы завтрашних городов. Архитектурный факультет” — рассказать о преподавателях ВХУТЕМАСа через их собственные проекты, созданные за 10 лет существования Высших художественно-технических мастерских.

И. А. Голосов. Электробанк. Москва. Конкурсный проект. 1926. Перспектива.

А. В. Щусев. Библиотека им. В. И. Ленина. Конкурсный проект. 1920. Перспектива.

Каждый из разделов рассказывает о деятельности одной из основных мастерских факультета: 1) мастерской Алексея Щусева; 2) конструктивистов (Леонид и Александр Веснины, Иван Леонидов); 3) рационалистов (Николай Ладовский, Владимир Кринский); 4) мастерской Ивана Жолтовского (Моисей Гинзбург, Сергей Чернышев); 5) Новой академии (Илья Голосов и Константин Мельников); 6) основоположников отечественного градостроительства (Владимир Семенов, Борис Коршунов); 7) реставрационной школы (Иван Рыльский, Сергей Торопов). Многие экспонаты показываются публике впервые.

А. А. Веснин. Проект оформления здания ВХУТЕМАСа к 10-й годовщине Октябрьской революции. Эскиз. 1927.

К. С. Мельников. Дворец труда в Охотном Ряду. Москва. Конкурсный проект. 1923. Перспектива.

К. С. Мельников. Памятник Х. Колумбу в Санто-Доминго. Конкурсный проект. 1929. Фасад.

“Любовь” Чжан Хуаня в галерее ГУМ-Red-Line

9 февраля — 8 апреля

В Москву приезжают два холста китайского художника из серии “Любовь”, которые были представлены на выставке “Чжан Хуань. В пепле истории” в Государственном Эрмитаже, а позже примут участие в масштабной ретроспективе Чжан Хуаня на 59-й Венецианской биеннале. Автор размышляет о любви, которая движет Солнцем и светилами, поэтому изображения на его полотнах формой напоминают и солнце, поднимающееся над горизонтом, и человеческое сердце.

“Запертые чувства” Марины Звягинцевой на “Фабрике”

30 января — 28 февраля

Для многих художников самоизоляция оказалась творческим стимулом для неожиданных проектов; Марина Звягинцева, один из лидеров отечественного паблик-арта, придумала инсталляцию, которая позволяет каждому вновь пережить карантин в чувствах и ощущениях. Пространство зала “Оливье” на “Фабрике” превратилось в квартиру, заполненную работами, созданными весной 2020 года.

В центре вырос трехметровый стул (“потому что мы сидим и пялимся в экран целыми днями”, — уточняет художница). “Упаковка эмоций” нашла себе место в настоящем холодильнике, но вместо продуктов там бутылки с меланхолией, тревогой, депрессией, радостью. В гардеробе — футболки со слоганами минувшей весны: “Не трогайте лицо руками” и “Соблюдайте дистанцию”. В душевой можно окунуться в эмоции с головой: воду заменяет биотипия, созданная лучами проектора.

“Русское нигде” в галерее “Триумф”

12 февраля — 14 марта

Павел Отдельнов, признанный на ярмарке современного искусства Cosmoscow-2020 художником года, известен своими работами в жанре индустриального пейзажа. В проекте “Русское нигде” Отдельнов продолжает исследование окраин больших и небольших городов, которое он начал в проектах “Внутреннее Дегунино” (2013) и “ТЦ” (2015). Художник рассматривает эти районы в качестве немест — пространств, в которых не происходит ничего, а попасть намеренно в них невозможно. Названия фотографий и инсталляций соответствующие: “Везде одно и то же” или “Во-первых, это красиво”.

Нигде. Панельки. 2020. Холст, масло. 100 × 200 см.

Нигде. Бетонный забор. 2020. Холст, масло. 100 × 200 см.

Нигде. Лужа. 2020. Холст, масло. 100 × 200 см.

Валерий Чтак, Паскаль Мэтр и Сэнди Скогланд в МАММ

3 февраля — 28 марта

В Мультимедиа Арт Музее, Москва стартуют сразу шесть новых проектов. Название одного из них очень точно передает настроение сегодняшнего дня: “Могло бы быть гораздо хуже”. Публика увидит работы концептуалиста Валерия Чтака, созданные специально для МАММ. Некоторые из них были сделаны непосредственно в его залах.

Валерий Чтак. Могло бы быть гораздо хуже. 2020. Холст, акрил. Предоставлено автором.

Валерий Чтак. Совет не потребуется. 2020. Дерево, акрил. Предоставлено автором.

Групповая выставка “Тень души, но заостренней чуть” объединяет работы мастеров современного искусства: AES+F, Сергея Браткова, Эрика Булатова, Ильи Кабакова, Тимофея Парщикова, Ивана Чуйкова.

Михаил Рогинский. Без названия (Exit). 1989–1990. Картон, масло. Собрание музея АРТ4.

Илья Кабаков. Из альбома “Вокноглядящий Архипов”. 1973. Бумага, печать, цветной карандаш. Собрание Екатерины и Владимира Семенихиных.

Иван Чуйков. Стул. 2002. Дерево, оргалит, акрил, смешанная техника. Собрание музея АРТ4.

Персональная выставка Александра Стринадко “Накануне перестройки” показывает будничную жизнь в СССР 1983–1984 годов. Фотограф, которому в тот момент было чуть больше двадцати, создал хронику советской жизни накануне переломного момента в ее истории.

Александр Стринадко. Донецк. 1984. Авторская печать, серебряно-желатиновый отпечаток. Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва.

Александр Стринадко. Макеевка, Донецкая область. 1983. Авторская печать, серебряно-желатиновый отпечаток. Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва.

Александр Стринадко. Москва. 1984. Авторская печать, серебряно-желатиновый отпечаток. Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва.

В соседних залах открывается выставка Паруйра Давтяна “Откровение чудесного пруда”, экспозиции произведений американской художницы Сэнди Скогланд, работающей в жанре постановочной фотографии, и французского документалиста Паскаля Мэтра.

Паскаль Мэтр. Эритрея. 1992. Погруженный в раздумья посетитель бара в городе Асмэре. Возможно, он пока не может принять тот факт, что долгая война за независимость уже завершена © Pascal Maitre/Myop/Panos

Паскаль Мэтр. Нигерия. 2014. Фастфуд кафе в центре города Кано © Pascal Maitre/Myop/Panos

Сэнди Скогланд. Месть золотой рыбки © 1981 Sandy Skoglund/Courtesy: Paci contemporary gallery (Brescia — Porto Cervo, IT).

Сэнди Скогланд. Аксессуары © 1979 Sandy Skoglund/Courtesy: Paci contemporary gallery (Brescia — Porto Cervo, IT).

Паруйр Давтян. Эскиз инсталляции “Плод Моне”. 2020. Предоставлено автором.

Фото: архив пресс-службы