Куда сходить в октябре: 10 выставок и событий

Испанские импрессионисты, китайские “цветы и птицы”, французская абстрактная живопись и среднеазиатский текстиль... Октябрь богат событиями — мы постарались собрать самое интересное.
10

1 ОКТЯБРЯ 2019 - 31 ОКТЯБРЯ 2019. МОСКВА

“Восточный джаз” в Пушкинском

1 октября — 17 ноября 2019 года

Очаровательная выставка и в то же время очень глубокая, поскольку исследует корни современной абстрактной живописи, ее связь с искусством ислама. Впервые в одном выставочном пространстве соединены старинные восточные халаты и полотна художников-абстракционистов: Ханса Хартунга, Симона Антая, Сержа Полякова, Лучо Фонтаны, Джоан Митчелл.

Фестиваль китайской живописи гунби в Музее декоративно-прикладного искусства

18 сентября — 20 октября 2019 года

В Китае ценят традиции, поэтому современные живописцы внимательно изучают старинную технику живописи и тщательно копируют лучшие образцы, созданные много веков назад. В центре экспозиции — произведения Ли Сяомина, мастера, который работает в жанре “цветы и птицы” и достиг в нем такого совершенства, что неспециалисту трудно отличить его творения от признанных шедевров династии Сун.

Стефан Дюбус и художники Серебряного века в Maxim Boxer Gallery

4–27 октября 2019 года

Современный берлинский художник Стефан Дюбус решился вступить в диалог с великими — выставка объединяет его работы и произведения Александра Бенуа, Леона Бакста, Михаила Ларионова, Евгения Лансере, которыми он вдохновлялся. В одном пространстве сталкиваются два мира: тот, который создавали мирискусники, и наш, ироничный и немного безумный.

Стефан Дюбус, bild ohne hintergrund.

“Импрессионизм и испанское искусство” в Музее русского импрессионизма

10 октября 2019 года — 26 января 2020 года

Первая в России масштабная выставка испанского искусства рубежа XIX–XX веков: 57 живописных работ, скульптура и графика из 14 ведущих музеев Испании и частных коллекций. Испанский импрессионизм вырастает из классического наследия — в нем чувствуется связь с традициями, диалог с Веласкесом и Гойей.

Мариано Фортуни. Улица Гранателло в Портичи. 1874. Коллекция Вида Муньона. Альмерия.

Рикард Каналс. Ванна. Ок. 1905. Национальный музей искусства Каталонии.

Адольфо Гийяр. Портнихи в парке. 1884–1885. Коллекция Ибердрола, Бильбао.

Первая биеннале современного искусства Кавказа в центре дизайна Artplay

25–31 октября 2019 года

Большая выставка современных художников Кавказа: все поколения и направления, традиции и радикальное искусство, больше ста участников из России из-за рубежа, более 500 произведений. Главная цель проекта — продемонстрировать своеобразие кавказского искусства и обсудить перспективы его развития. Выставку будут сопровождать лекции, обсуждения и мастер-классы.

Тимур Ахриев. James. 2017.

Зак Кахадо. Al\_takweer. 2016.

“Прожиточный максимум”: выставка кулинарных достижений династии Тотибадзе в галерее Гум-Red-Line

26 сентября — 17 октября 2019 года

“В мире осталось не так много вещей, способных объединить самых разных людей. Тотибадзе известен рецепт самого главного объединителя — застолья. Тем, кому посчастливилось знать их, известно: Тотибадзе — короли застолья, дружеского пира, где на одном столе дымится какое-нибудь невероятное блюдо и полны бокалы, а на соседнем лежат палитра и кисти”, — пишет Филипп Дзядко, и ему веришь, во-первых, потому что он член семьи, а во-вторых, потому что работы шести художников, представленные на этой выставке, говорят сами за себя. Открытие уже было, поэтому все то, что можно было продегустировать, уже съедено, но искусство осталось.

Георгий Тотибадзе.

“Шухов. Формула архитектуры” в Музее архитектуры

22 октября 2019 года — 19 января 2020 года

Музей архитектуры вместе с фондом “Шуховская башня” подготовили выставку, посвященную наследию Владимира Григорьевича Шухова, ученого, инженера и изобретателя. Она объединяет материалы из нескольких российских и зарубежных музеев и рассказывает об эволюции знаменитых изобретений Шухова, стальных сетчатых перекрытий и гиперболоидных сооружений. В экспозиции чертежи, макеты, фотографии, посвященные строительству павильонов Всероссийской художественно-промышленной выставки 1896 года в Нижнем Новгороде, а также рукописи Шухова.

Дебаркадер Брянского вокзала в Москве. Фотография, 1910-е. Государственный музей архитектуры имени А. В. Щусева.

Аджигольский маяк системы инженера В. Г. Шухова под Херсоном. Фонд “Шуховская башня”.

Шаболовская радиобашня системы инженера В. Г. Шухова, 1919–1922. Фотография, 2007. Фонд “Шуховская башня”.

Аджигольский маяк системы инженера В. Г. Шухова под Херсоном высотой 68 м. Фотография, 1911. Архив РАН.

“Лица российской сцены рубежа тысячелетий”: выставка в Музее имени Бахрушина

10 октября — 10 декабря 2019 года

В Москве идет театральная биеннале “Уроки режиссуры”, а в Бахрушинском музее в ее рамках открывается выставка, рассказывающая о тех, без кого некому было бы эти уроки давать, — об актерах. Гамлет называл актеров “Зеркалами эпохи”. Вглядываясь в лица Иннокентия Смоктуновского и Олега Ефремова, Кирилла Лаврова и Олега Табакова, мы вспоминаем себя в те годы, когда были сделаны эти снимки. Кураторы отобрали для выставки кадры, снятые начиная с 1987 года, который для российского театра стал рубежным — в этот год разделился МХАТ.

Выставка номинантов на Премию Кандинского в ММОМА

8 октября — 17 ноября 2019 года

В лонг-листе 12-й Премии Кандинского после двух отборочных туров осталось 30 имен. Это те художники, которые, по мнению членов жюри, своими работами последних лет повлияли на ситуацию в современном российском искусстве.

Полина Канис. Процедура. 2016.

Микро-арт-группа “Город Устинов”. Частицы. 2017.

В номинации “Проект года” — пятнадцать художественных проектов, “Молодой художник. Проект года” — десять, в номинации “Научная работа. История и теория современного искусства” — пять научно-исследовательских работ. Список финалистов будет объявлен в конце октября, а 13 ноября в ходе официальной церемонии назовут победителей.

Евгений Антуфьев. Когда искусство становится частью ландшафта. Части I, II, III. 2016–2018.

Александра Паперно. Любовь к себе среди руин. 2017.

“Красота и правда оперы” в Музее музыки

С 10 октября 2019 года

“По смерти Мусоргского все оставшиеся рукописи и наброски его были сосредоточены у меня, — вспоминал Римский-Корсаков, — для приведения их в порядок, окончания и приготовления их к изданию... Я взялся, приведя в порядок и докончив все сочинения Мусоргского, какие найду для себя пригодными, передать их фирме Бессель безвозмездно. В течение следующих за тем полутора или двух лет тянулась моя работа над сочинениями покойного друга”.

Музей Глинки посвятил выставку пяти операм, написанным Модестом Мусоргским и отредактированным Николаем Римским-Корсаковым. Каждой отведен отдельный раздел. В экспозиции много настоящих раритетов: например, подлинная нотная рукопись “Бориса Годунова”, единственной завершенной оперы Мусоргского.

Фото: архив пресс-службы