“ВХУТЕМАС-100. Архитектурный факультет”: выставка в Музее имени А. В. Щусева

Музей имени А. В. Щусева продолжил серию выставочных проектов об истории и выдающихся преподавателях главного творческого института страны.
“ВХУТЕМАС100. Архитектурный факультет” выставка в Музее имени А. В. Щусева

26 ФЕВРАЛЯ 2021 - 23 МАЯ 2021. МОСКВА

Столетний юбилей ВХУТЕМАСа (Высших художественно-технических мастерских) отмечают с размахом: в ноябре прошлого года выставка, посвященная творчеству института, открылась в Музее Москвы, а с 26 февраля 2021 года новая экспозиция заработала в Государственном музее архитектуры имени А. В. Щусева. На выставке “Иллюминаторы завтрашних городов. ВХУТЕМАС-100. Архитектурный факультет” посетителям рассказывают о “творческих методах преподавания архитекторов через их собственные проекты различных сооружений, созданные за период десятилетнего существования ВХУТЕМАСа”.

А. А. Веснин. Проект оформления здания ВХУТЕМАСа к 10й годовщине Октябрьской революции. Эскиз. 1927.

А. А. Веснин. Проект оформления здания ВХУТЕМАСа к 10-й годовщине Октябрьской революции. Эскиз. 1927.

“Во ВХУТЕМАСе, как и в немецком Баухаусе, разрабатывалась инновационная система преподавания художественных дисциплин. Две школы возникли одновременно и получили мировую известность и признание. Но в отличие от Баухауса, где делался упор на подготовку универсальных специалистов по работе со средой — художников-дизайнеров, во ВХУТЕМАСе архитектурный факультет с момента образования школы занимал лидирующие позиции”, — рассказывает куратор выставки Полина Стрельцова.

И. А. Голосов. Городская хлебопекарня . 1920. Фасады аксонометрия.

И. А. Голосов. Городская хлебопекарня (вариант). 1920. Фасады, аксонометрия.

Неизвестный автор. Отвлеченное задание на выявление геометрических свойств формы. Параллелепипед. Начало 1920х....

Неизвестный автор. Отвлеченное задание на выявление геометрических свойств формы. Параллелепипед. Начало 1920-х. Перспектива. План. Развертка.

Экспозиция основана по образу хронографа с разделением по самым важным эпохам в жизни факультета. Особое внимание организаторы выставки уделили рассказу о главных мастерских и направлениях ВХУТЕМАСа: отдельные части экспозиции посвящены мастерской Алексея Щусева, конструктивистам (Леониду и Александру Весниным и Ивану Леонидову), рационалистам (среди них — Николай Ладовский, Владимир Кринский), мастерской Ивана Жолтовского, в частности Моисею Гинзбургу и Сергею Чернышеву, мастерской Новой академии (Илья Голосов и Константин Мельников), основоположникам отечественного градостроительства (Владимир Семенов, Борис Коршунов) и реставрационным школам (Иван Рыльский, Сергей Торопов).

К. С. Мельников. Дворец труда в Охотном Ряду. Москва. Конкурсный проект. 1923. Перспектива.

К. С. Мельников. Дворец труда в Охотном Ряду. Москва. Конкурсный проект. 1923. Перспектива.

Посетители смогут увидеть архитектуруную графику, живопись, фотографии и оригинальные макеты не только из фонда Государственного музея архитектуры им. А. В. Щусева, но и из архивов семей Щусева, Шехтеля, Чернышева, Российского государственного архива литературы и искусства (РГАЛИ), Канадского центра архитектуры и Музея УрГАХУ. Часть экспонатов представлена широкой публике впервые. Перед посещением выставки не забудьте прочитать наш материал об истории создания института.

М. П. Коржев. Производственное задание на выявление массы и веса. Склад. 1922. Планы. Разрез. Фасады. Перспектива....

М. П. Коржев. Производственное задание на выявление массы и веса. Склад. 1922. Планы. Разрез. Фасады. Перспектива. Аксонометрия.

А. А. Веснин. Абстрактная композиция. 1921.

А. А. Веснин. Абстрактная композиция. 1921.

И. А. Голосов. Электробанк. Москва. Конкурсный проект. 1926. Перспектива.

И. А. Голосов. Электробанк. Москва. Конкурсный проект. 1926. Перспектива.

А. В. Щусев. Библиотека им. В. И. Ленина. Конкурсный проект. 1920. Перспектива.

А. В. Щусев. Библиотека им. В. И. Ленина. Конкурсный проект. 1920. Перспектива.

Копия обмера И. Рыльского. Церковь Воскресения в Ракулах конец ХVII века. Архитектор Гребенщиков. 1940. План разрез.

Копия обмера И. Рыльского. Церковь Воскресения в Ракулах, конец ХVII века. Архитектор Гребенщиков. 1940. План, разрез.

Фото: архив пресс-службы