“Вот и мы! Женщины в дизайне”: выставка в Vitra Design Museum

История мирового дизайна на фоне борьбы женщин за равные права и признание.
Vitra Design Museum

23 СЕНТЯБРЯ 2021 - 6 МАРТА 2022. ВАЙЛЬ-НА-РЕЙНЕ

Сегодня уже никому не надо доказывать, что женщины внесли решающий вклад в развитие дизайна, но многие книги и энциклопедии это обстоятельство обходят. Выставка в Музее дизайна Vitra стремится восстановить справедливость, вспоминая историю дизайна от начала XX века до наших дней.

Жизнь в Баухаусе: Групповой портрет за ткацким станком в мастерской. Баухаус Дессау, 1928. © Bauhaus-Archiv, Berlin.

Первая часть выставки рассказывает о том времени, когда дизайн начал становиться самостоятельной профессией. Среди новаторов 1900-х годов — Луиза Бригам, разработавшая систему создания модульной мебели из упаковочных ящиков, и Элси де Вульф, первая женщина — дизайнер интерьеров в США. В двадцатых женщины уже учились и преподавали в Баухаусе и ВХУТЕМАСе, но за равные права с мужчинами им все еще приходилось бороться.

Рэй Имз за работой, 1950 © Eames Office LLC.

Вторая часть посвящена 1920‒1950-м годам, когда женщины-дизайнеры начали выходить на международную арену. Некоторые из них (например, Рэй Имз и Айно Аалто) сотрудничали со своими мужьями, другие — с партнерами, причем вносили в совместные работы гораздо больший вклад, чем предполагалось в прошлом. Самый известный пример — Шарлотта Перриан, чья роль в дизайне мебели, которую она создавала вместе со своим знаменитым коллегой Ле Корбюзье, полностью переосмыслена в последние годы. Но женщинам удавалось добиться успеха и самостоятельно: первая персональная выставка художника-керамиста Евы Цайзель состоялась в Музее современного искусства в Нью-Йорке еще в 1946 году.

Шарлотта Перриан в шезлонге, 1929 год. Perriand and Jeanneret © VG Bild-Kunst. Bonn 2021, Le Corbusier : F.L.C./ VG Bild-Kunst, Bonn 2021.

В третьей части выставки можно увидеть, как отразилась в дизайне волна феминизма, возникшая в конце 1950-х как реакция на возвращение женщин к роли домохозяйки после Второй мировой войны. Настроение бурных 1960‒1980-х передает яркий красочный дизайн Marimekko и постмодернистские объекты, созданные такими дизайнерами, как Нанда Виго, Гаэ Ауленти и Чини Боэри.

Nanda Vigo 1985 со своим работами: Light Tree (1984) и Cronotopo (1964). Фото: Gabriele Basilico, предоставлено Archivio Nanda Vigo, Milano.

Четвертая часть выставки сосредоточена на нашем времени. Женщины-дизайнеры раздвигают границы профессии: Юлия Ломанн работает над созданием новых материалов из морских водорослей; Кристин Мейндертсма исследует технологические процессы, чтобы показать людям, из чего сделаны предметы и продукты, которыми они пользуются. Работы Матали Крассе, Патриции Уркиолы или Хеллы Йонгериус доказывают, что сегодня успешная карьера в дизайне одинаково доступна мужчинам и женщинам. Но женская борьба за свои права не прекращается — в наши дни ее ведет, например, Matri-Archi(tecture), коллектив, который объединяет африканских женщин, работающих в сфере архитектуры и дизайна и стремящихся внести свой вклад в будущее континента.

Газетная статья о суфражистках, протестовавших в Палате общин. The Daily Mirror, Лондон, 27 апреля 1906 г. © The British Library Board.

Плакат для Швейцарской выставки женских работ Schweizerische Ausstellung für Frauenarbeit, Саффа Цюрих, 1958, дизайн Нелли Рудин.

Фото: Vitra Design Museum