Матвей Казаков был сыном крепостного и в архитекторы выбился чудом. Его отец, которого помещик отдал в матросы, дослужился до переписчика бумаг в Адмиралтействе. В награду за усердие ему позволили отдать сына в школу архитектора Ухтомского. Окончив школу в звании прапорщика архитектуры, Казаков поступает в мастерскую главного архитектора Москвы Никитина. Через два года сгорает дотла Тверь, и Казаков участвует в разработке плана нового города. Тверской императорский путевой дворец, в котором сейчас находится областная картинная галерея, был построен по проекту Никитина, но контролировал строительство Матвей Казаков. За эту работу он был представлен к чину капитана и награжден денежной премией от Екатерины Великой.
Императрица запомнила талантливого архитектора: после Тверского ему было поручено строить Петровский путевой дворец, чуть позже он получил заказ на Сенатский. По легенде, московские архитекторы усомнились в прочности огромного купола Сенатского дворца, и тогда Казаков взобрался на него и простоял полчаса, приплясывая и притоптывая.
Покровительство императрицы принесло ему множество частных заказов: он строит дома для Демидова, Меншикова, Гагарина, Барышникова, перестраивает дворец Долгорукова на Большой Дмитровке, приобретенный Благородным собранием. Работает он и над большими проектами: зданиями Московского университета, Голицынской и Павловской больниц. Последняя стала причиной его опалы: архитектора обвинили в растрате денег, выделенных на строительство, и запретили заниматься казенными строениями.
Известие о пожаре в Москве, захваченной наполеоновскими войсками, застало Матвея Федоровича в Рязани. Ему сказали, что все его постройки сгорели, и пережить это известие он не смог.
На выставке в Музее архитектуры Матвей Казаков представлен как градостроитель: особо ценными экспонатами станут знаменитые “Архитектурные альбомы Казакова”, созданные под руководством зодчего и включающие планы, фасады и разрезы частных и общественных зданий.
Впервые будут представлены публике подлинные авторские проекты, архитектурная графика, гравюры и серии рисунков Казакова и его современников, позволяющие восстановить облик давно ушедшей, допожарной Москвы.