В рубрике “Выбрать дизайнера” собраны лучшие профессионалы индустрии, которые оформляют интерьеры в самых разных стилях и типах жилых пространств. Найти единственного “своего” дизайнера среди них может быть не так просто, поэтому мы решили помочь вам с навигацией по нашему прикладному разделу. В первом выпуске — пять дизайнеров, которым отлично удаются интерьеры в домах с историей: они рассказали нам о принципах работы, сложностях, с которыми иногда приходится сталкиваться, и самых интересных проектах.
Главное для меня — не вступать в открытый и намеренный конфликт с расположением дома и его архитектурой. Моя задача — мягкая адаптация старых стен к современным запросам. Однако прежде всего я исхожу из пожеланий не дома, а заказчика. К счастью, обычно мое стремление к мирному соединению исторической и современной среды находит поддержку у клиентов. Для меня очень важны элементы, единые для экстерьера и интерьера: это, в первую очередь, окна и входные двери. Недавно моя смелая заказчица решилась на установку полностью деревянной входной двери без металлической начинки только потому, что ей очень нравились исторические двери, которые когда-то были во всех квартирах в ее доме. Сейчас все чаще мы реставрируем окна или заменяем совсем ветхие старые или пластиковые на деревянные с исторической расстекловкой. В дореволюционных домах, "сталинках" и более поздних постройках советского периода мне нравится обычный дубовый паркет, уложенный "елочкой". Остальные покрытия я выбираю исходя из пожеланий хозяев.
Квартиры в дореволюционных домах, с которыми я работала, обычно имели неправильную конфигурацию помещений при приятных в целом планах. В дореволюционных зданиях часто встречается такая организация пространства, в которую даже не хочется вмешиваться. Однажды мы приняли решение сохранить историческую лепнину при заметной разнице в высоте потолка в противоположных сторонах помещения. Но важно помнить, что не все заказчики и строители хотят мириться с углами комнат не в 90 градусов, здесь нужна определенная готовность.
В домах 1930-1950-х годов планировки мне нравятся меньше, двигать перегородки совсем не жалко, но капитальные стены подчиняют все себе, как настоящие диктаторы. В этих домах есть особенность — недостаточно высокие потолки (до 3 метров) и сильно выступающие вниз ригели, которые обычно удается спрятать в потолки ниш или расположить над встроенной мебелью. Иногда подводят пропорции помещений, обычно это исправляется перепланировкой. Мне очень понравилось работать в доме, построенном по индивидуальному проекту в 1973 году: при том, что исходные параметры казались мне неудачными — низкие потолки с видимыми швами между плитами перекрытий, остроугольная конфигурация двух помещений (но прекрасные окна во всю ширину стен, как компенсация). Эти недостатки мы превратили в достоинства: встроенные шкафы "приняли" скошенные стены, а швы на потолках были эстетично подчеркнуты как конструктивная особенность дома.
Домов 1910-х, 1920-х и 1930-х годов с каждым годом остается все меньше. Градостроительная практика в Москве их не щадит. Поэтому отношусь я к таким домам трепетно. Главная задача здесь — не навредить, а главное правило — не руководствоваться личными стилистическими предпочтениями, а соблюдать уместность. Это, кстати, и к современным зданиям относится. Оформление интерьера в старом доме — больше вопрос реставрации. Квартира очищается до первозданного состояния, и все последующие изменения в ней должны быть обратимы. В старых домах хорошо работает галерейный подход: пространство остается в первозданном виде, а мебель и предметы искусства могут меняться.
Часто квартиры в домах с историей доходят до последнего владельца не целиком. Обычно это фрагменты больших квартир. Поэтому от большой парадной анфилады в десять комнат часто остается только одна-две комнаты. Основная площадь приходится на темные коридоры и служебные помещения, что сильно усложняет аккуратную перепланировку. Другая проблема — Дамоклов меч грядущих капитальных ремонтов с заменой окон и перекрытий, когда от дома остается один фасад.
Я всегда стараюсь узнать как можно больше об истории дома и самой квартиры. Личность архитектора может подсказать направление дополнительных исследований, ведь можно изучить другие работы автора дома. Иногда получается обнаружить, например, чертежи дверей, которых в самой квартире уже давно нет, или эскизы утраченной лепнины. Тщательно исследуя саму квартиру, можно сделать вывод о ее изначальном плане: где-то оборвалась лепнина, где-то стена некорректно "пришла" в окно. Чем больше материалов, тем больше шансов создать аутентичный интерьер.
Квартиры, в которых не прошел капитальный ремонт и сохранилось что-то из исконной отделки, попадаются крайне редко, поэтому имеют огромную ценность. Двери и окна, созданные мастерами начала XX века, обладают качеством, подобного которому у современных исполнителей просто нет. Паркет, лепнина, шпингалеты, печи — все это, конечно, необходимо реставрировать. При этом из-за своеобразной "нарезки" старых квартир возникает множество трудностей с планировкой. Атмосфера дома во многом зависит от образа жизни, а образ жизни от плана. Поэтому я придерживаюсь традиционных принципов проектирования: даже если в квартире не сохранилось ничего, разрабатываю классический план с разделением на парадные, частные и служебные зоны. Нужно воскрешать такие полузабытые понятия, как библиотека, столовая, малая гостиная, музыкальный салон, будуар. Если в отдельных помещениях сохранилась лепнина, необходимо сохранить ее контуры. Наполнение интерьера подбираем соответствующее — антиквариат, винтажная мебель. Но без современных диванов, конечно, тоже не обходится.
Мы очень бережно относимся к квартирам в домах с историей. Нам важно сохранить атмосферу пространства и возможные элементы интерьера. Так, в проекте в Большом Кисловском переулке нам достались старинные печи с латунными деталями, а также паркет и двери в хорошем состоянии. Паркет отреставрировали, печи и двери не трогали. Однако мы не стремимся полностью воспроизвести обстановку того времени. Поэтому при такой базе используем современную мебель и искусство, развивая с их помощью основной лейтмотив интерьера. В случае с этим проектом — тематику русского дома.
Нам везло в том смысле, что особых сложностей в подобных проектах мы пока не испытывали. Конечно, есть неоднозначные моменты, связанные с реставрационными работами. Иногда проще создать точную копию вещи, чем восстановить ее. Так, например, было с гипсовыми элементами в квартире в сталинском доме. Заказчик настаивал на сохранении аутентичных розеток, которые нужно было собирать из мельчайших кусочков. Эта работа стоила дороже и занимала больше времени, чем изготовление нового изделия.
История здания может быть прекрасным источником вдохновения. В своих проектах мы учитываем месторасположение и год постройки для того, чтобы создать интерьер, уместный в контексте всего дома. В этом и есть уважение к этому месту и истории дома. Это важно не только для нас, но и наших клиентов. Ведь обычно они покупают недвижимость с историей именно из особой любви к старинным пространствам и антикварным вещам.
При создании любого интерьера главное для нашей студии — совместить пожелания заказчика с архитектурой объекта. Важно, чтобы все органично сосуществовало, а планировочное решение было выверенным и точным. Также для нас всегда важен облик и стиль самого дома. Часто кажется противоестественным оформлять классический интерьер в современных домах (и наоборот). По фасаду здания у вас должно складываться представление о том, какие интерьеры могут быть внутри. В домах с историей всегда хочется подчеркнуть классическую основу интерьера. Именно эта «база» задает правила игры. А к ней уже можно добавлять мебель, светильники, декор того или иного стиля.
Главная сложность, связанная с домами с историей, заключается в том, что при первом приближении очень трудно оценить и грамотно проанализировать объект. Прежде чем приступать к проектированию интерьера, нужно провести демонтажные работы и понять, в каком состоянии находятся стены, несущие конструкции, система коммуникаций. Часто заказчики хотят сохранить лепной декор или оставить открытыми кирпич или балки. С самого начала нужно предупредить, что в этом случае не всегда получается идеально выровнять стены. А на неровные стены плинтус не встанет аккуратно.
После демонтажа можно обнаружить, что кирпич, который заказчики мечтали "открыть", находится далеко не в лучшем состоянии: например, если во время предыдущего капитального ремонта в нем грубо проложили систему отопления. В одном из проектов нам в итоге пришлось имитировать старый кирпич на фасадных стенах. В этой же квартире мы укрепляли деревянные перекрытия пола и почти полностью разбирали потолок (квартира размещается на последнем этаже). Несколько старых деревянных балок, замененных при реконструкции, удалось сохранить и использовать как декоративные элементы на потолке в столовой.
Старые дома не обладают такой инженерной подготовкой, как современные. Часто установить сложное оборудование в них просто невозможно. Будут ограничения и по вентиляции, и по выделенной электрической мощности. Еще одна особенность таких проектов — это бюджет. Его сложнее спланировать на старте. После демонтажа старой отделки могут появиться новые вводные, требующие дополнительных ресурсов. Сам дизайн-проект тоже будет несколько дороже: скорее всего, потребуется несколько раз выезжать на замеры, обследовать объект с инженерами, консультироваться дополнительно с разными подрядчиками.
Мы всегда стараемся получить максимум информации о доме до начала проектирования. Но часто сами заказчики не случайно выбирают такое жилье и приходят к нам с исторической справкой и своей историей приобретения именно этой квартиры. Любые детали в ней важны, потому что они наполняют проект смыслом, и квартира становится домом. Иногда история здания открывается нам также при демонтаже. Например, в проекте в Сеченовском переулке мы обнаружили небольшое окно в стене, прилегающей к соседнему дому. Оказывается, его пристроили к торцу позднее, а окно заложили вместе с красивой рамой и стеклом. Ее решили аккуратно демонтировать и использовать позже в интерьере как декор. В домах с историей нам всегда хочется подчеркнуть (сохранить или воссоздать) классические элементы — лепной декор, деревянные окна с фрамугой, паркет елочкой, двери с филенками. Но при этом мы стремимся совместить их с современной легкой мебелью, дизайнерскими предметами с характером, отражающими уже современную эпоху.
Работать над помещениями в домах с историей более интересно, но и более ответственно. Главное — это, конечно, не навредить, сохранить и подчеркнуть историю в проектируемом интерьере. Важно задействовать исторические элементы и при этом деликатно вписать новое. Часто можно столкнуться с последствиями ремонта 20-летней давности: тогда пространства в исторических зданиях делили на очень маленькие помещения, а высокие потолки зашивали стандартными для того времени офисными потолочными панелями. Именно с такой ситуацией мы столкнулись, когда начали работу над офисом в Армянском переулке. Первое, что мы увидели, когда приехали на замеры — это помещение, разделенное на большое количество маленьких комнат с уровнем потолка не выше 2,7 метров. После того, как строители демонтировали перегородки, открылось совершенно потрясающее пространство с внушительной высотой потолков — порядка 4 метров.
В помещении в Армянском переулке есть печь, которая до сих пор находится в рабочем состоянии. До того как появилось отопление, у нее было прямое функциональное назначение – обогрев помещений. Изразцы пришлось полностью заменить: несколько слоев краски сделали свое дело, и их невозможно было восстановить. А вот чугунные элементы прекрасно сохранились. Также в отличном состоянии были кирпичные стены, поэтому в некоторых помещениях мы решили оставить их открытыми.
Во время демонтажа за слоем штукатурки мы обнаружили дверь с очень красивой раскладкой, ведущую в соседнюю квартиру. Вопрос с оформлением межкомнатных дверей отпал сам собой: за основу мы взяли историческую раскладку. При этом мы не пытаемся воссоздать исторический интерьер. Подбирая мебель, мы всегда делаем акцент на современных предметах, чтобы на контрасте подчеркнуть красоту каждого стиля.
Фото: Дина Александрова, Сергей Ананьев, Ольга Кондратова, Сергей Красюк, Кирилл Овчинников, Михаил Степанов, Ольга Шангина.