История кухни: как менялись статус и облик комнаты с XIX века до наших дней

За несколько столетий кухня поменяла не только свой облик, но и роль — здесь теперь не просто готовят, но и общаются, принимают гостей, а иногда даже работают.
История кухни как менялись статус и облик комнаты с XIX века до наших дней

История современной кухни началась задолго до того, как на свет появился первый мебельный гарнитур со встроенной техникой. Большую часть истории люди, независимо от своего статуса, готовили еду на открытом огне. Различался только антураж. В богатых домах для этого была приспособлена отдельная кухня; обычно она располагалась где-то в подвале, была душной и жаркой. Ну а бедняки обычно готовили там же, где делали и все остальное — ели, спали и так далее. Первые плиты появились только в XIX веке. Их надо было топить дровами и углем и чистить от копоти — тяжелая и грязная работа.

Кухня замка Рамезе в Канаде, 1705 год.

Где пламя, там и лед — вопрос сохранения свежести продуктов стоял задолго до изобретения холодильников. Для этого лед заготавливали большими глыбами, а потом расходовали по мере необходимости. Но это не отменяло ежедневных походов в лавку или на рынок, чтобы пополнять запас продуктов. Умение спрятать запах “подгулявшего” мяса входило в список базовых навыков хозяек тех лет.

Старая кухня в английском особняке.

Кухня в прежние времена считалась вотчиной женщин, чей социальный статус был низким — они не имели и половины тех прав, которыми обладали мужчины. Но в середине XIX мир стал быстро меняться. Началась промышленная революция, росло городское население, женщины все чаще работали не только по дому, но и на фабриках, а некоторые из них подключились к женскому движению, которое требовало избирательных прав и возможности получать образование.

Кухня с плитой, подключенной к баллону с пропаном, 1925 год.

Обстановка на кухне тоже стала постепенно меняться. И двигателем этого процесса были, разумеется, женщины. В 1943 году Катарина Эстер Бичер (родная сестра Гарриет Бичер-Стоу, написавшей “Хижину дяди Тома”) выпустила книгу Domestic Economy, а в 1869-м переиздала свой бестселлер под названием The American Woman's Home. В этой книге Бичер продвигала “модельную кухню”, сделанную по образу корабельных камбузов: поделенную на функциональные зоны, с навесными полками, систематизированным хранением и большими рабочими поверхностями.

Кухня с газовой плитой, которая позволяет матери и готовить, и присматривать за ребенком. Выставка современных домов Daily Herald. Лондон, 1946 год.

Но настоящий прорыв в дизайне кухонной мебели произошел в начале ХХ века. Сегодня мы знаем: чтобы правильно спроектировать кухню, надо как следует все просчитать. Кухня — самое рациональное помещение в доме, но так было не всегда. Когда-то кухонная мебель была отдельно стоящей: столы, буфеты, шкафы расставляли по комнате в произвольном порядке, мало думая о том, как это влияет на приготовление еды. Кухонные интерьеры тех лет выглядели живописно, но хозяйки наматывали там целые километры и к вечеру валились с ног.

Американка Кристин Фредерик одной из первых решила исследовать эффективность разных бытовых предметов и кухни в целом. Она, например, придумала посчитать, сколько шагов делает женщина во время готовки. Именно Фредерик первой предложила сделать все рабочие поверхности на одной высоте.

Франкфуртская кухня.

lovedaylemon@flickr, Stuttgarter Gesellschaft fuer Kunst und Denkmalpflege, Christos Vittoratos

Лилиан Моллер Гилбрет тоже любила эксперименты: она снимала процесс готовки на камеру, а потом анализировала эти записи, чтобы оптимизировать процесс. Результатом этих трудов стало, например, правило кругового маршрута (оно же правило треугольника). Гилбрет изобрела мусорку с педалью, ввела в кухонный обиход столик на колесах и полки на дверце холодильника, а также предложила проектировать кухонную мебель индивидуально, под рост хозяйки. Но в мире стандартизации и серийного производства такое вряд ли было возможно.

Прототипом современных кухонных гарнитуров считается так называемая франкфуртская кухня, которую сконструировала Маргарете Шютте-Лихоцки, когда проектировала интерьеры квартир для немецких рабочих. Эта мебель была компактной, встроенной и типовой. Именно по этому пути и пошла промышленность: к концу шестидесятых годов в Европе появились стандарты на габариты кухонных шкафов. Сегодня, выбирая мебель для кухни, мы имеем дело с конструктором и собираем свой гарнитур из готовых модулей. Или, если заданные мебельными фабриками рамки нас почему-то не устраивают, делаем мебель на заказ (как завещала Гилбрет), но при этом все равно вынуждены отталкиваться от принятой размерной сетки, ведь к ней привязана не только мебель, но и встраиваемая техника.

Большая часть современных кухонный приборов появилась в начале ХХ века, а получила распространение уже ближе к середине столетия, когда вырос средний класс, а производители смогли снизить свои издержки и предложить цены, доступные большинству. Кухня в то время оставалась женской епархией — это красноречиво демонстрируют рекламные постеры середины века, — но теперь там царила не прислуга (после двух мировых войн эта профессия практически сошла на нет), а хозяйка дома, которая требовала устройств, облегчающих ей быт.

Некоторые приборы живут с нами уже почти сотню лет. Например, первая массовая модель холодильника, разработанная General Electric, появилась в 1927 году. А посудомоечные машины прошли путь длиной в десятилетия, прежде чем обосновались на наших кухнях. Попытки сконструировать такой агрегат предпринимались еще в XIX веке, первую домашнюю модель с электродвигателем предложила компания Miele в 1929 году, но даже в 1950-е годы это был элитный прибор для семей с высоким доходом. Широкая популярность пришла к посудомойкам только в 1970-е годы.

В 1927 году General Electric разработал первый цельностальный холодильник с герметично закрытым компрессором, установленным в круглом блоке сверху.

В 1955 году итальянская марка Faber начала серийно выпускать кухонные вытяжки — и это была настоящая революция. Самоотверженная хозяйка могла поддерживать идеальный порядок на рабочих поверхностях, драить кухонный пол по три раза на дню и без конца мыть посуду. Но справиться с паром, брызгами жира и запахами она была не в силах. Эту проблему решила только техника — и она же способствовала популярности интерьеров с открытой планировкой.

Вообще-то открытая планировка — идея не новая. Одним из первых ее адептов был еще Фрэнк Ллойд Райт (сам он, правда, называл ее органической). Райт проектировал дома так, что пространства перетекали друг в друга, но о том, чтобы вынести кухню в гостиную речи пока не шло. В Европе и Америке это случилось только во второй половине ХХ века. Сработала совокупность причин: жилье стало меньше и требовались многофункциональные пространства, изменились правила этикета (раньше встречать гостей на кухне было немыслимо), а женщины все сильнее требовали освобождения от кухонного рабства. Так что вытяжки подоспели как нельзя вовремя.

Кухня в доме Нормана Лайкса в Аризоне по проекту Фрэнка Ллойда Райта. Фото: Heritage Auctions.

У современной кухни совсем иной статус, чем сто лет назад. Здесь теперь не просто готовят, но и общаются, принимают гостей, иногда даже работают — кухонный остров может по необходимости превращаться в рабочий стол. И это сильно влияет на дизайн кухонной мебели — функциональность не должна мешать эстетике. Чем дальше, тем меньше кухонная мебель напоминает традиционные гарнитуры: ряд шкафчиков снизу, ряд шкафчиков сверху. Дизайнеры проектируют мебель для этого помещения так, чтобы интегрировать ее в жилое пространство. Зона готовки может целиком прятаться за створками шкафа-купе. Кухонный остров позволяет готовить целой компанией и одновременно общаться, а если прирастить к нему сборку столешницу, то получится отличный обеденный стол. Некоторые марки выпускают системы хранения, которые одинаково подходят и для кухни, и для зоны гостиной. Для кухонных фартуков выбирают эффектные и нарядные материалы. На пол кладут паркет.

Квартира с арт-объектами по проекту Ильи и Светланы Хомяковых. Фото: Сергей Ананьев. Стилист: Наталья Онуфрейчук.

Новые веяния коснулись и изолированных кухонь — пусть они и находятся в отдельном помещении, но тоже все сильнее напоминают полноценное жилое пространство. Их не прячут в дальнем углу квартиры, а располагают как можно ближе к столовой и гостиной. Обычно — через широкий дверной проем со стеклянными и часто раздвижными дверями. Получается интерьер-трансформер, удобный и для приема гостей, и для повседневной жизни (например, когда родители готовят на кухне и одновременно приглядывают за игрой детей в гостиной).

Двухуровневая квартира в Москве, 300 м². Фото: Сергей Ананьев. Стилист: Дарья Соболева.

Кухни меняются не только снаружи. Производители мебели постоянно совершенствуют их наполнение и придумывают системы хранения, чтобы нужные вещи были ближе и занимали меньше места.

Цветная квартира в Киеве, 76 м². Фото: Александр Кондрияненко.

Но самое главное — меняется наше отношение к кухне. Приготовление еды все меньше воспринимается как тоскливая повинность и больше — как творческий процесс. И мужчиной у плиты теперь тоже никого не удивишь.

Ритмичный интерьер квартиры на Васильевском острове, 70 м². Фото: Антон Иванов. Стилист: Анна Королева.

Фото: Антон Иванов. Стилист: Анна Королева

Фото: Getty Images; архив пресс-службы