В портфолио архитектора Екатерины Артюхиной не только частные дома — например, недавно она закончила оформлять отель для дайверов на Филиппинских островах. Но с этой квартирой все вышло не экзотично, а “по-домашнему”. Во многом еще и потому, что заказчиком была подруга Екатерины (и по совместительству декоратор).
Квартира расположена в доме академиков работы Щусева на Ленинском проспекте. Хозяйка искала жилье именно в сталинском доме с высокими потолками, широкими подоконниками и кирпичными стенами. К тому же неподалеку Парк Горького, где они будут проводить много времени с детьми.
Планировка 85-метровой квартиры была нетипичной для сталинки: две просторные комнаты с пятью окнами, открывающимися на шумный проспект, еще одна небольшая комнатка, кухня с балконом и окном во двор. На этой площади необходимо было обустроить комфортное жилье для семьи с двумя детьми. При этом хотелось сохранить дух сталинской эпохи — высокие 3,3-метровые потолки, лепнину, двери, — но не уйти в бесконечную ностальгию, а создать все-таки современное, светлое и функциональное пространство.
Квартира подверглась серьезной перепланировке: справа от входа организовали детскую на месте кухни и небольшой комнатки. А слева — столовую-гостиную-кухню и родительскую спальню с гардеробной. На ремонт ушло около десяти месяцев.
Некоторые “простои” случались просто из-за того, что это дом старого фонда: здесь еще не проводили капитальный ремонт, и квартира в целом была в плохом состоянии. Перегородки, например, снесли и возвели заново, заменив все коммуникации. Пришлось полностью восстанавливать и саму коммуникацию: бывший хозяин на месте воздухоотводов сделал дверной проем, тем самым лишив всех соседей нормальной вентиляции. Трудности были и с остеклением балкона: часть конструкций оказалась очень хлипкой, поэтому балкон пришлось усиливать, чтобы он не рухнул.
Декором занимались совместно с хозяйкой. Из заранее оговоренного были фотографии из путешествий по Дальнему Востоку, Алтайскому краю и Камчатке, которые хотелось вписать в интерьер. “В этом проекте главным для меня было найти баланс между историей и современностью, интересом хозяев к западной культуре и одновременно их любовью к путешествиям по России, — рассказывает архитектор. — Хотелось, чтобы интерьер отражал их разносторонность и внутреннюю гармонию. Я довольна результатом, и в первую очередь тем, что нам удалось гармонично использовать предметы мебели и декора, которые на первый взгляд абсолютно несовместимы”.
Хозяйка долго жила в Мадриде, поэтому была привычна к светлым интерьерам, где много растений и есть яркие аксессуары. Часть мебели, кстати, переехала сюда из мадридской квартиры. Остальное выбирали в американских и европейских интернет-магазинах. “Почти вся мебель сделана под заказ по моим эскизам, — комментирует архитектор. — Мы долго не могли подобрать люстру в гостиную, которая бы всем нравилась, в итоге изготовили ее в мастерской. Такая же история произошла с обеденным столом, журнальными столиками, рабочим столом и кроватью в спальне. Телевизионная зона также выполнена по эскизам, а полки на металлических кронштейнах и тумба располагаются на стене, отделанной старинными амбарными досками, привезенными из Франции”.
Нестандартную маленькую кухню в холле и высокие шкафы до потолка тоже изготовили на заказ. Так как кухня совсем маленькая, места для хранения посуды там нет, поэтому предусмотрели шкафы в столовой зоне. Чтобы не загромождать пространство, решили сделать длинную тумбу-буфет, а сверху открытые полки. Длина одной из этих полок больше трех метров, поэтому пришлось потрудиться, чтобы найти подрядчика, который сможет изготовить такое изделие из цельного массива дерева и продумать надежную систему крепления.
Ванную сделали нейтральной с преобладанием натуральных материалов. Тумба с длинной деревянной столешницей с влагостойким покрытием. Ее и зеркало в деревянной раме изготовили на заказ. На пол положили плитку под дерево, которая один в один подходит по цвету к дубовому паркету.
“Декор подбирала хозяйка квартиры, и некоторые предметы нам достались “с боем”, — рассказывает Екатерина. — Например, ей всегда нравились марокканские винтажные ковры, но чаще всего они очень пестрые, а мы хотели что-то более спокойных тонов”. Нужный экземпляр (шерстяной марокканский ковер ручной работы начала века) нашли в американском винтажном магазинчике.
Не обошлось без приключений: понравившийся ковер уехал на выставку в Техас, где его чуть не купили. И только после переговоров с владельцами магазина его все-таки сняли со стенда и отправили в Москву. “В описании товара отмечалось, что “состояние ковра соответствует возрасту”, и мы очень переживали, что он будет совсем выцветшим или даже с дырками, — вспоминает архитектор. — Ковер доставили в идеальном состоянии, и он отлично вписался в интерьер столовой-гостиной”.
На полках в столовой-гостиной есть несколько интересных картин, которые привезли со знаменитого блошиного рынка Растро в Мадриде: это набросок барселонского театра начала века, французская гравюра с изображением рыбы 1807 года и оформленная в рамку вырезка из ботанического справочника Великобритании 1814 года издания. “Идеальными вазами” хозяйка считает советские эмалированные бидоны, их тут несколько, и они отлично вписались в интерьер в качестве декора.
Рядом с обеденным столом висит оригинальная винтажная карта Мадрида, которую удалось купить в магазине карт в Португалии. А в спальне — польская гравюра начала XX века с изображение сов. Над письменным столом в спальне — фотографии хозяина квартиры, виды на леса Алтайского края с вертолета.
Пространство получилось немного эклектичным, но по духу все равно напоминающим интерьеры сталинских времен — белые стены, некрашеное дерево и его имитация очень этому поспособствовали.