В гостях у коллекционера Ули Сигга

Швейцарца Ули Сигга знают по коллекции китайского искусства, которую он собирал с 1990-х, — лучшая ее часть скоро отправится в гонконгский музей М+. Дом Сигга музеем совсем не выглядит, но экспозицию здесь меняют регулярно.
В гостях у коллекционера Ули Сигга

“Я всем говорю, что у меня дом с бассейном”, — Ули Сигг, один из самых известных в мире коллекционеров китайского искусства, показывает на озеро вокруг острова, на котором стоит его дом, и улыбается. По швейцарским стандартам это даже не дом, а настоящий замок.

Ули Сигг рядом с картиной Шао Фаня Moon RabbitHare on the Moon 2010. В комнате на полу — пуф Джанни Арнаудо из полиуретана.

Ули Сигг рядом с картиной Шао Фаня Moon Rabbit/Hare on the Moon, 2010. В комнате на полу — пуф Джанни Арнаудо из полиуретана.

Свое имя — Schloss Mauensee — он получил по названию административной единицы в кантоне Люцерн, где расположен. Место это известно еще с конца XII века. Одно время островом наполовину владели Габсбурги, пока в 1455-м он не перешел к совету Люцерна, но и после этого периодически менял хозяев. Четырехэтажный основательный то ли замок, то ли дом появился в XVI веке — от того времени здесь остались печи с изразцами и камины, а вот над наполнением пространства внутри древних стен Сигг основательно поработал.

Большая гостиная на первом этаже с работами Фан Лицзюня Ло Хуэя и Янь Шаобиня.

Большая гостиная на первом этаже с работами Фан Лицзюня, Ло Хуэя и Янь Шаобиня.

Он вспоминает, что впервые увидел это место еще очень молодым, когда служил в армии, и тут же влюбился в него. Приобрести землю с домом, садом и озером удалось только в 1998 году. Тогда за плечами Ули уже были несколько десятилетий в Китае, сложившаяся политическая и бизнес-карьера, а в руках — стремительно растущая коллекция искусства.

Все стены этой комнаты покрывают “художественные” обои Ай Вэйвэя на полу — его же скульптура Descending with a Missing...

Все стены этой комнаты покрывают “художественные” обои Ай Вэйвэя, на полу — его же скульптура Descending with a Missing Circle, 2017.

“В доме, где я вырос, картины были в основном XIX века, эпохи романтизма, они меня мало трогали. Настоящее знакомство с современным искусством произошло уже в студенческое время. Мы сейчас говорим о 1960-х. Что поразило меня тогда, так это сюрреализм. Свою первую работу я купил еще будучи студентом и сразу же обанкротился”, — делится воспоминаниями коллекционер, хотя себя он в то время называл просто собирателем красивых предметов.

Комнаты второго этажа многофункциональны но чаще всего здесь устраивают обеды и ужины для гостей. На стене работа Чжан...

Комнаты второго этажа многофункциональны, но чаще всего здесь устраивают обеды и ужины для гостей. На стене работа Чжан Сяогана, из серии Bloodline, 1999.

Настоящим коллекционером Сигг стал в Китае. Он уехал туда в конце 1970-х в качестве представителя швейцарской Schindler Group, выпускавшей лифты и эскалаторы, и смог убедить руководство фактически закрытой страны запустить первое европейско-китайское совместное производство. А в 1995-м Ули Сиггу доверили вести переговоры на самом высоком уровне — на три года он стал швейцарским послом в Китае, Северной Корее и Монголии. Именно в этот момент он смог ездить по стране, знакомиться с художниками и покупать их работы. По его словам, раньше это просто было небезопасно.

Картина Ван Синвэя Untitled 2001 на мансардном этаже превращенном в поле для кураторских экспериментов.

Картина Ван Синвэя Untitled, 2001, на мансардном этаже, превращенном в поле для кураторских экспериментов.

Сначала Сигг выбирал только то, что ему нравится, но затем решил собирать, как это делала бы полноценная культурная институция, — и стал скупать лучшие работы знаковых китайских художников, которые только смог найти. Цена тогда редко превышала несколько сотен долларов, а китайским искусством в мире почти никто не интересовался. Сейчас его коллекция насчитывает больше двух тысяч единиц и стоит десятки миллионов.

Бывший ангар стал выставочным залом для инсталляций. На фото работа Вэй Дяо Grassland 2010.

Бывший ангар стал выставочным залом для инсталляций. На фото работа Вэй Дяо Grassland, 2010.

В 2012 году, когда Ули исполнилось 66 лет, он решил передать гонконгскому музею M+, который откроет свои двери в 2020 году, лучшие образцы из коллекции, почти полторы тысячи работ. По ним можно будет понять, как развивалось китайское искусство с 1970-х до начала 2010‑х. И такой полной коллекции, которая получит имя M+ Sigg, больше нет нигде в мире.

На стенах в ванной комнате — две работы Герберта Хамака 19901991.

На стенах в ванной комнате — две работы Герберта Хамака, 1990–1991.

А пока экспонаты из нее активно путешествуют (выставка Chinese Whispers: Recent Art from the Uli Sigg Collection в венском Музее прикладного и современного искусства (MAK) открыта до 26 мая), плюс Сигг выступает своеобразным куратором и для экспозиции в своем замке, где меняет развеску примерно раз в два месяца: искусства так много, что задействованы все стены и территория острова, плюс у Сигга есть еще и полноценное хранилище в десяти минутах от дома.

Скульптура Ай Вэйвэя Junkyard Monument 2006.

Скульптура Ай Вэйвэя Junkyard Monument, 2006.

При этом в доме есть не только лучшие образцы китайского искусства, хотя работ одного только Ай Вэйвэя можно насчитать с десяток (и неспроста, он лучший друг Ули Сигга), но и замечательные картины европейских и американских художников. Так, на кухне висят коллажи и принты Дэмиена Херста, вышивка на ткани Луизы Буржуа, а в импровизированном спортзале — огромное полотно художника-абстракциониста Луиса Морриса.

Скульптура Суй Цзяньго Legacy Mantle  1999.

Скульптура Суй Цзяньго Legacy Mantle (Mao Jacket), 1999.

В 2016 году об этой безудержной страсти коллекционирования даже вышел фильм — “Китайские жизни Ули Сигга” Михаэля Шиндхельма, а годом позднее его показали в программе Garage Screen и на фестивале фильмов об искусстве Perform. На российскую премьеру приехал и сам Сигг. Ему интересно было посмотреть не только изменившуюся Москву, но и местное современное искусство. Чтобы поддержать его, Ули вернется в Россию в двадцатых числах апреля на официальное открытие нового арт-пространства Cube.Moscow на минус втором этаже отеля The Ritz-Carlton.

Хоть он и признает, что про российское современное искусство знает совсем немного, его огромный опыт в этой сфере должен помочь основателям новой московской площадки активно развиваться — как консультант он с ними по-дружески и регулярно делится бесценными советами.

Вид на замок Мауэнзе со стороны озера.

Вид на замок Мауэнзе со стороны озера.

“Возможно, местному рынку как раз нужна ролевая модель, влиятельный и состоятельный или медийный человек, который поверит в российское современное искусство и даст ему определенную перспективу, как это произошло в Китае”, — говорит Сигг. Здесь он, конечно, говорит не про себя. Влиятельных и заметных людей и в России хватает.

Фото: Игорь Шива/архив пресс-службы Cube.Moscow; Karl-Heinz Hug/архив пресс-службы