“Я всем говорю, что у меня дом с бассейном”, — Ули Сигг, один из самых известных в мире коллекционеров китайского искусства, показывает на озеро вокруг острова, на котором стоит его дом, и улыбается. По швейцарским стандартам это даже не дом, а настоящий замок.
Свое имя — Schloss Mauensee — он получил по названию административной единицы в кантоне Люцерн, где расположен. Место это известно еще с конца XII века. Одно время островом наполовину владели Габсбурги, пока в 1455-м он не перешел к совету Люцерна, но и после этого периодически менял хозяев. Четырехэтажный основательный то ли замок, то ли дом появился в XVI веке — от того времени здесь остались печи с изразцами и камины, а вот над наполнением пространства внутри древних стен Сигг основательно поработал.
Он вспоминает, что впервые увидел это место еще очень молодым, когда служил в армии, и тут же влюбился в него. Приобрести землю с домом, садом и озером удалось только в 1998 году. Тогда за плечами Ули уже были несколько десятилетий в Китае, сложившаяся политическая и бизнес-карьера, а в руках — стремительно растущая коллекция искусства.
“В доме, где я вырос, картины были в основном XIX века, эпохи романтизма, они меня мало трогали. Настоящее знакомство с современным искусством произошло уже в студенческое время. Мы сейчас говорим о 1960-х. Что поразило меня тогда, так это сюрреализм. Свою первую работу я купил еще будучи студентом и сразу же обанкротился”, — делится воспоминаниями коллекционер, хотя себя он в то время называл просто собирателем красивых предметов.
Настоящим коллекционером Сигг стал в Китае. Он уехал туда в конце 1970-х в качестве представителя швейцарской Schindler Group, выпускавшей лифты и эскалаторы, и смог убедить руководство фактически закрытой страны запустить первое европейско-китайское совместное производство. А в 1995-м Ули Сиггу доверили вести переговоры на самом высоком уровне — на три года он стал швейцарским послом в Китае, Северной Корее и Монголии. Именно в этот момент он смог ездить по стране, знакомиться с художниками и покупать их работы. По его словам, раньше это просто было небезопасно.
Сначала Сигг выбирал только то, что ему нравится, но затем решил собирать, как это делала бы полноценная культурная институция, — и стал скупать лучшие работы знаковых китайских художников, которые только смог найти. Цена тогда редко превышала несколько сотен долларов, а китайским искусством в мире почти никто не интересовался. Сейчас его коллекция насчитывает больше двух тысяч единиц и стоит десятки миллионов.
В 2012 году, когда Ули исполнилось 66 лет, он решил передать гонконгскому музею M+, который откроет свои двери в 2020 году, лучшие образцы из коллекции, почти полторы тысячи работ. По ним можно будет понять, как развивалось китайское искусство с 1970-х до начала 2010‑х. И такой полной коллекции, которая получит имя M+ Sigg, больше нет нигде в мире.
А пока экспонаты из нее активно путешествуют (выставка Chinese Whispers: Recent Art from the Uli Sigg Collection в венском Музее прикладного и современного искусства (MAK) открыта до 26 мая), плюс Сигг выступает своеобразным куратором и для экспозиции в своем замке, где меняет развеску примерно раз в два месяца: искусства так много, что задействованы все стены и территория острова, плюс у Сигга есть еще и полноценное хранилище в десяти минутах от дома.
При этом в доме есть не только лучшие образцы китайского искусства, хотя работ одного только Ай Вэйвэя можно насчитать с десяток (и неспроста, он лучший друг Ули Сигга), но и замечательные картины европейских и американских художников. Так, на кухне висят коллажи и принты Дэмиена Херста, вышивка на ткани Луизы Буржуа, а в импровизированном спортзале — огромное полотно художника-абстракциониста Луиса Морриса.
В 2016 году об этой безудержной страсти коллекционирования даже вышел фильм — “Китайские жизни Ули Сигга” Михаэля Шиндхельма, а годом позднее его показали в программе Garage Screen и на фестивале фильмов об искусстве Perform. На российскую премьеру приехал и сам Сигг. Ему интересно было посмотреть не только изменившуюся Москву, но и местное современное искусство. Чтобы поддержать его, Ули вернется в Россию в двадцатых числах апреля на официальное открытие нового арт-пространства Cube.Moscow на минус втором этаже отеля The Ritz-Carlton.
Хоть он и признает, что про российское современное искусство знает совсем немного, его огромный опыт в этой сфере должен помочь основателям новой московской площадки активно развиваться — как консультант он с ними по-дружески и регулярно делится бесценными советами.
“Возможно, местному рынку как раз нужна ролевая модель, влиятельный и состоятельный или медийный человек, который поверит в российское современное искусство и даст ему определенную перспективу, как это произошло в Китае”, — говорит Сигг. Здесь он, конечно, говорит не про себя. Влиятельных и заметных людей и в России хватает.
Фото: Игорь Шива/архив пресс-службы Cube.Moscow; Karl-Heinz Hug/архив пресс-службы