В своих проектах Арне Якобсен всегда продумывал каждую мелочь, вплоть до дверной ручки и столовых приборов. Футуристичный набор из матовой нержавеющей стали Georg Jensen необычной закругленной формы даже однажды использовали в декорациях к фильму Стэнли Кубрика “2001 год: Космическая одиссея”.
В 1958 году Арне Якобсен занимался оформлением пространства отеля SAS Royal Hotel в Копенгагене. В рамках этого проекта появилось кресло Swan — без единой прямой линии, из инновационного для того времени цельного литого пластикового каркаса с покрытием из пенополиуретана.
Предметы интерьера, созданные Арне Якобсеном, никогда не получили бы известность, если бы не особый подход дизайнера к форме вещей. Одной из самых узнаваемых его работ считается идеально пропорциональное кресло Egg, по форме напоминающее яичную скорлупу, которое Арне Якобсен придумал для оформления все той же гостиницы SAS Royal Hotel. Еще один не менее необычный пример — стул Ant, название которого объясняется сходством с силуэтом муравья с поднятой головой.
Здание муниципалитета в Орхусе в стиле датского функционализма, основоположником которого считается Арне Якобсен, было построено в 1937 году. Оно слишком сильно выделялось на фоне остальных зданий администрации и напоминало скорее заводской цех, чем муниципалитет. Местные жители фактически заставили архитектора пристроить к нему традиционную башню с часами.
Знаменитый металлический светильник AJ, выпущенный в 1957 году, пользовался особой популярностью именно из-за своей функциональности: благодаря подвижному абажуру, позволяющему менять угол света, лампа с держателем для пепельницы идеально подходит для чтения или работы за столом.
Необычные формы, идеальные пропорции, эргономичность и тщательная проработка деталей — все эти качества неизменно встречаются в работах Якобсена. В 1939 году совместно с датским архитектором Флеммингом Лассеном он выпустил лаконичный трехместный диван Mayor на основании из массива дуба, в котором проглядывает любовь дизайнера к модернизму.
Как уже было сказано, Арне Якобсен делал все, для того чтобы создать завершенное дизайнерское или архитектурное произведение. Если дело касалось проектирования жилого дома, он разрабатывал дизайн абсолютно для всех его элементов, каждый из которых становился настоящим шедевром в мире дизайна, отвечая всевозможным представлениям об удобстве, простоте и функциональности.
В 1930 году Арне Якобсен выиграл конкурс по реализации проекта пляжного комплекса Bellevue Beach на окраине Копенгагена, неподалеку от живописной рыбацкой деревни Торбек. Архитектор продумал буквально все — от билетов и униформы сотрудников до морских ванн и полосатых спасательных вышек.
Недалеко от модернистского пляжа находится знаменитый театр Bellevue с подвижной крышей, которую можно полностью убрать во время представления.
Даже при проектировании многоквартирных домов Якобсен стремился к тому, чтобы обеспечить жильцам максимальную автономность. Наибольшую известность получил архитектурный комплекс Bellavista в Копенгагене, где буквально из каждой квартиры жилого корпуса открывается отличный вид. В комплекс также входили театр, пляжный резорт, футуристическая бензоколонка и реконструированный старый ипподром.
Когда Арне Якобсена спросили, в чем, по его мнению, заключен успех его творчества, он ответил, что все дело в соблюдении пропорций: “Именно пропорции делают греческие храмы такими прекрасными... Когда мы смотрим на самые выдающиеся здания ренессанса и барокко, мы видим, что все они имеют идеальные пропорции. Это важнейшая вещь”.
Обостренная чувствительность к порядку не покидала дизайнера даже в семейной обстановке: чайные чашки должны были обязательно стоять в строгих геометрических рядах, а детские игрушки — быть убраны в ящики к тому моменту, как он возвращался из мастерской.
Не все проекты архитектора сразу находили положительный отклик в обществе: некоторые из них считались чересчур радикальными и воспринимались критически как со стороны населения, так и среди профессионалов. Во время строительства Bellavista в 1930 году местные жители помешали архитектору воплотить первоначальную задумку и возвести в центре нового парка вышку с вращающимся на вершине рестораном.
Было время, когда Арне Якобсену запрещали заниматься архитектурной деятельностью: во время Второй мировой войны он был тайно переправлен из оккупированной Дании в Швецию, где в течение двух лет занимался в основном дизайном текстиля и обоев. Лишь в 1945 году, вернувшись на родину, он снова смог заняться архитектурой и стал работать над строительством жилья и школ.
Фото: архив пресс-службы; Getty Images, Alamy/ТАСС